Диссертация (1139320), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В целях обеспечения нормативного единства разъяснений судебнойпрактики с буквой и духом закона, соответствия таких разъяснений Конституции России, предлагается включить постановления Пленума ВерховногоСуда Российской Федерации в перечень объектов конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации.Теоретическая значимость исследования определяется тем, что автором разработана теоретическая концепция института нуллификации нормативного правового акта, обосновывается его межотраслевой характер, выработаны предложения по развитию понятийного аппарата и дана авторскаяклассификация составляющих правового института нуллификации, что предпринято впервые в отечественной правовой науке.Широта спектра диссертационного исследования, в котором – наряду спроблемами нормоконтроля – затрагивается проблематика природы нормативного правового акта, построения системы законодательства в Российской23Федерации и иные объективно обусловливающие развитие института нуллификации характеристики правовой системы, осмысленные на базе теории иистории государства и права России и зарубежных стран, административногои конституционного права, обеспечила возможность обоснования ряда предложений теоретического характера, уточняющих и дополняющих научныепредставления в рассматриваемой области.Сопоставление доктринальных позиций правоведов по предмету исследования с законодательной и правоприменительной практикой позволиловыявить ряд проблемных для правовой системы мест, обнаруживающихся всвязи с последствиями нуллификации нормативного правового акта в различных видах судопроизводства, что ранее не предпринималось в работах посудебному нормоконтролю.Практическая значимость исследования.
Выводы, предложения ирекомендации, подготовленные при проведении исследования, могут бытьприменены в законотворческой и правоприменительной практике Российской Федерации, включая не только судебную, но и правоохранительную деятельность по осуществлению надзорных функций прокуратуры и ведомственного контроля со стороны министерства юстиции.Вместе с тем результаты диссертационного исследования могут применяться в образовательных программах высшего образования, в программахповышения квалификации; для подготовки учебных планов по теории государства и права, отечественному и зарубежному конституционному праву,гражданскому и арбитражному процессуальному праву, административномупроцессуальному праву, уголовно-процессуальному праву; при разработкеспециализированных курсов и учебно-методических пособий по исследуемойтематике; в научно-исследовательской деятельности при дальнейшей разработке института нуллификации нормативного правового акта, и по смежнымобластям правоведения.Представление результатов исследования.
Диссертация подготовлена на кафедре Судебной власти факультета права Национального исследова24тельского университета «Высшая школа экономики», где проведены ее обсуждение и рецензирование. Основные положения исследования были представлены автором на научно-практических конференциях, в том числе нанаучно-практической конференции «Эволюция российского государства иправа», 06 декабря 2013 г.
(гор. Смоленск), научно-практических конференциях «XX Кирилло-Мефодиевские чтения», май 2014 г., и «XXI КириллоМефодиевские чтения», май 2015 г. (гор. Смоленск); международной научнопрактической конференции «Переосмысление советского юридическогонаследия. Наш путь к праву», 12 октября 2017 г. (гор. Москва).Основные теоретические положения, выносимые на защиту, выводы ипредложения, подготовленные по результатам проведенного исследования,опубликованы в 8 научных публикациях автора, в том числе в изданиях, входящих в перечень, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией приМинистерстве образования и науки Российской Федерации.Структура диссертации обусловлена ее объектом и предметом, целями и задачами.
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих всебя семь параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.25Глава 1НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОБЪЕКТ ОСПАРИВАНИЯВ ПРОЦЕДУРАХ НУЛЛИФИКАЦИИ1.1. Парадигма разграничения понятий «форма права»и «источник права» в свете теоретических и практическихаспектов оспоримости нормативного правового акта«Плохие законы – худший вид тирании».Э.
Берк6 Право есть ценность в рамках глобальной либо структурно обособленной социальной общности, является продуктом человеческой мысли и неможет существовать как автономное явление вне рамок бытийного понимания антропологической среды. Сила права как инструмент властвования была признана наравне (но, все же, еще не приоритетно) с господствующимправом силы, уже в период средневековья – в эпоху формирования современных максим правовой и политической мысли. Так, в одном из самых известных трактатов Н. Макиавелли7 – «Государь» – автор обращается к читателю-государю со словами: «Вам следует знать, что можно вести борьбудвумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способприменяется людьми8, а второй – дикими животными9, но, поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь подражать и зверю, и человеку»10.В своей сущности право суть абстрактная категория, объективирующаяся и динамично развивающаяся в условиях политической борьбы и связанного с ней непрерывного поиска балансов и компромиссов между рядом кон 6Edmund Burke (Эдмунд Берк) – англо-ирландский парламентарий, политический деятель,публицист эпохи Просвещения (1729 – 1797).7Niccolo di Bernardo dei Machiavelli (Никколо Макиавелли) – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (1469 – 1527).8Здесь и далее курсив автора.9В переводе Г.
Муравьевой: «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами:во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю» (Макиавелли, Н. Избранные произведения. – М.: Художественная литература, 1982).10Макиавелли Н. Государь / Никколо Макиавелли; пер. с ит. М.
Юсима. – СПб. Азбука,Азбука-Аттикус, 2014. – 512 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction). С. 68. 26курирующих интересов: человека (индивида) и общества; общества и государства как системы политических институтов; отдельных социальных группвнутри общества и т.д.
На процесс правового генезиса влияет и конкуренцияцелей – личной автономии и общественной солидарности, экономическойэффективности и идей социальной справедливости и т.д. При этом правопроистекает из матрицы культурной среды, в котором оно возникает, превалирующих в ней философских взглядов и религиозных воззрений. Немаловажны и возникающие на каждом этапе правового развития политические,экономические и социальные дискурсы.Развитие общества обуславливает постоянную трансформацию праваотносительно и формы, и содержания, как в рамках отдельно взятого исторического периода, так и в их непрерывной последовательности. Б.Н.
Чичеринписал, что «прилагаясь к жизни, общие начала права видоизменяются сообразно с условиями, потребностями, взглядами степенного развития общества,в котором они призваны действовать. Отсюда разнообразие и изменчивостьюридических норм. В этом выражается реальная сторона права, представляющая осуществление общих начал в жизненных явлениях. В этой сфере проявляется, вместе с тем, и человеческая свобода; от нее зависит установлениетех норм, которыми определяются ее действия, и изменение этих норм сообразно с развитием правового сознания.
Отсюда понятие о юридическом законе, как о произвольном человеческом установлении, в отличие от законовприроды, которые всегда и везде действуют одинаково»11.Дарование Богом основополагающих правовых фундаментальных нормчеловечеству относится к области теологического мировоззрения и не можетв полной мере являться предметом научного анализа, хотя не опровергает антропологическую основу воспроизводства права от первоисточника (дарованных норм) – принятие божественных заповедей либо непринятие их было 11Радько Т.Н. Хрестоматия по теории государстваИ.И. Лизиковой.
– 2-е изд. – М.: Проспект, 2014. – 720 с. С. 173. 27иправа/подобщейред.положено в основу созданной Творцом парадигмы внутренней свободы человека как «образа и подобия Божьего».Необходимо подчеркнуть: право как социальный конструкт не всегдаопиралось в своем происхождении на единую мировоззренческую основу.Сложившиеся к началу XXI века основы правопорядка западной цивилизации, к которой отчасти относится и Россия, являются компромиссным вариантом понимания всеобщего блага в текущий период ее развития.
Однакопонимание блага в первобытном обществе, в период формирования государств-деспотий Древнего мира, в Средневековье, эпоху Ренессанса, в Новоеи Новейшее время – совершенно различно. Различны и источники происхождения права, если под таковыми понимать материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.д.12, а также формы их закрепления. В.Д.
Зорькин пишет: «Историчен ли сегодняшниймир? Если он историчен, то в принципе невозможны универсальные клише иподходы к решению любой проблемы. На пути к подобному универсализмуесть два непреодолимых препятствия. Первое препятствие – несинхронностьвсемирного исторического развития.
В рамках глобального всемирноисторического процесса различные страны находятся на разных стадиях развития. В чем-то они могут двигаться быстрее, в чем-то медленнее.<…> Второе препятствие – фундаментальная культурная специфичность. То, что водних культурах считается благом, в других культурах может таковым несчитаться. То, что в одних культурах гипертрофировано, в других культурахможет быть в зачаточном состоянии и т.д.»13.Всматриваясь в основы происхождения права как сущего наполнениярегламентирующих фундаментальных правовых основ жизни общества, согласимся с принципиальным уточнением: определение универсального благатолько лишь в рамках определенного исторического периода не в полной ме 12Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И.
Матузов,А.В. Малько. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 528 с.С. 284. 13Зорькин В.Д. Правовой путь России. – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. Вып. 8 – 192 с.С. 9-10. С. 6. 28ре отражает сложную природу социума, а потому корректно рассматриватькак частное, так и общее. Как следствие, имеет важное уточнениеВ.Д.
Зорькина к указанной позиции о наличии общечеловеческих непреходящих ценностей: «Все мы люди и это нас объединяет. И все мы существенно различаемся не только в том, что касается личностной специфики, но и втом, что касается специфики социально-культурной. Не надо превращатьподобную констатацию в утверждение отсутствия общечеловеческого кактакового. Общечеловеческое существует»14.Вместе с тем наличие источников происхождения и неких форм закрепления правовых установлений в определенный период времени являетсяобязательными условиями их формирования и применения.
Упорядочить социальные отношения во вновь возникающих государственно организованныхобществах15 можно только с помощью четких, формально установленных,признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные,многократно повторяющиеся явления и процессы16. Формальная определенность выступает одним из признаков права.