Диссертация (1137585), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Так в «Илиаде» Гера устремляется к Олимпу, дабы возвестить богам волюЗевса (Il. XV.79–83):Бросилась с Иды горы, устремляяся быстро к Олимпу.Так устремляется мысль человека, который, прошедшиМногие земли, про них размышляет умом просвещенным:«Там проходил я, и там», и про многое вдруг вспоминает, –Сравнойстремясь(пер.
Н. И. Гнедича).74Ibid. P. 36–37.Hom. Od. VIII. 193–199; XIII. 221–286.76Hom. Od. XIII. 430–433; XVI. 207–212.75быстротой,пролетелаповоздухуГера31Сравнение опыта времени богов с человеческим мышлением или воспоминанием впротивоположность протяженной последовательности человеческого времени весьмапоказательно. Человек переживает время как последовательную смену состояний,событий, явлений; боги же обладают временем в его полноте. Иными словами, жизньчеловека расчленена временем, жизнь же богов, хотя и может быть описана с помощьювременны́х категорий, целокупна.
Как пишет американская исследовательница АлексПервс (Alex Purves):Это сравнение иллюстрирует, что время на Олимпе – другогокачества, и также воспринимается по-другому, чем время на земле.Боги понимают движение человеческого времени и дляегоопределения используют те же временны́е маркеры, что и люди(например, закат). Тем не менее обычно они не представляют, чтотакое переживание времени. […] Тогда как человеческая жизнь,умираниеисмертьпроисходятвовремени,богиостаютсястабильными и неизменными.
Они всегда во времени, но не движутсявместе с ним […] Кроме того, с позиции вне времени, они способнынаблюдать и контролировать время смертных77.Представление о божественном целостном времени характерно не только длягомеровского эпоса. Так, лирические поэты VII–V вв. от нестабильного временичеловеческойжизни,представляющегособойлишьчередуслучайныхинепредвиденных событий78, обращаются ко времени как некоей целостности, времени,несущему справедливость и истину79. У Солона (ок.
640–559 гг. до н.э.) встихотворении «Благозаконие», например, справедливость не изменяется с течениемвремени, но в определенный момент может вмешаться и изменить ход человеческойистории (4, 14–16 West): «Но, и молчанье храня, знает Правда, что есть и что было: /77Purves A. Falling into Time in Homer's Iliad // Classical Antiquity, 2006. Vol. 25, No. 1. P. 195.См.
напр.: Pind. P. VIII. 95–97; Bacchyl. Ep. 1. 165–173.79О времени в древнегреческой лирике см.: Fränkel H. Die Zeitauffassung in der FrühgriechischenLiteratur. S. 8–13; Лосев А.Ф. Античная философия истории. С. 62–70.7832Пусть, хоть и поздно, за грех все-таки взыщет она!» (пер. Г. Ф. Церетели)80. Сходныеидеи могут быть обнаружены и у греческих трагиков81.
С одной стороны, человек,живущий во времени, обречен на пиндаровскую эфемерность; все, что у него есть – этото, что каждый день приносит неведомая ему судьба 82. С другой стороны,божественное время выступает в роли судьи, раскрывающего загадочный для человекажизненный порядок83. Это не обычное время, исчисляемое календарями или часами,это поистине время богов (Soph.
Aj. 646): «Безмерное, превыше чисел, время /Скрывает явь и раскрывает тайны» (пер. С. В. Шервинского)84.Закономерности природыИдея вечности как некоторой целостности, раскрывающей порядок вещей визменчивом мире, получает развитие и в поиске закономерностей и регулярностейприроды, теснейшим образом связанном с зарождением древнегреческой науки ифилософии85. Истории о двух предсказаниях Фалеса (ок. 640–ок. 545 гг. до н. э.) –затмения и урожайного года86, представление о присущей космосу справедливости,выраженное Анаксимандром (ок. 610–ок.
540 гг. до н. э.)87, язвительная критикапредшествующей традиции Гераклита (544–483 гг. до н. э.)88 – все это показывает, каквремя богов переосмысляется и переопределяется в терминах имманентных мирузаконов. Объяснение солнечных и лунных затмений, наблюдение за траекториямидвижения солнца и луны, создание орудий, измеряющих время, составление лунных исолнечных календарей и попытки привести их в соответствие друг с другом – все этоможно рассматривать как попытку увидеть за изменчивой и изменяющейсядействительностью некую стабильную парадигму.
Важно отметить, что в отличие отСр.: Soph. OT. 1213–1214.О времени в древнегреческой трагедии см.: Romilly J. de. Time in Greek Tragedy; Лосев А.Ф.Античная философия истории. С. 70–87.82См. напр.: Aesch. Supp., 734; Soph. Aj., 125–126; 131; Trach., 129–131.83Видаль-Наке П. Время богов и время людей. С. 74–77.84См.
также: Soph. OC. 607–609.85См.: Kahn Ch.H. On Early Greek Astronomy. P. 99–116; Neugebauer O. On Some Aspects of Early GreekAstronomy. P. 243–251; Goldstein B.R., Bowen A.C. A New View of Early Greek Astronomy. P. 330–340;Hannah R. Time in Antiquity.86D.L. I. 26.87См.: Анаксимандр B1 DK.88См.: Гераклит B57 DK, также: B103, B106 DK.808133мифологического или религиозного объяснения причин и целей извне, т.е. объясненияпричинных связей событий человеческого мира посредством апелляции к миру богов,эти новые формы знания пытались обнаружить именно внутреннюю логикумироздания89.Поиск имманентного миру закона или ритма мироздания не являетсяустановкой исключительно философского или научного сознания.
Так, уже Гесиод в«Трудах и днях» предлагает своеобразную инструкцию для начинающих земледельцев,основывающуюся на наблюдениях за сезонными изменениями и звездным небом. Приболее внимательном рассмотрении становится ясно, что речь у него идет не только ине столько об обучении ремеслу земледельца, сколько об общих вопросахсправедливости:[…] Фигура земледельца используется в поэме, потому что именнопосредством земледелия человек погружается в процессы природы, иземледелец – это тот тип человека, который наиболее очевиднымобразом должен соотносить свое поведение с требованиями иобстоятельствами природных паттернов90.Во взаимосвязи человеческого быта и космического порядка раскрываетсячуждый современному мышлению страх перед непостоянством времени.
Так, в«Трудах и днях» Гесиод сетует на свою принадлежность к поколению людей пятоговека и говорит о скором уничтожении «железных людей» Зевсом (Hes. WD. 174–181):Если бы мог я не жить с поколением пятого века!Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.Землю теперь населяют железные люди. Не будет89Graham D.W. Explaining the Cosmos: The Ionian Tradition of Scientific Philosophy. Princeton, Oxford,2006. P. 10–14; Wright M.R.
Presocratic Cosmologies // The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy.Oxford, 2008. P. 414.90Slatkin L. Measuring Authority, Authoritative Measures: Hesiod’s Works and Days // The Moral Authorityof Nature. Chicago, 2004. P. 25–49.34Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.[…]Зевс поколенье людей говорящих погубит и этоПосле того, как на свет они станут рождаться седыми.Причина гибели железных людей видится Гесиодом в том факте, что они, как его братПерс, перестали сообразовывать свою жизнь с жизнью космоса. Этот «грех»выражается в нарушении положенной меры и несвоевременном поведении 91.
Такоеповедение не просто ведет к неудачам в сельскохозяйственной деятельности илипотере богатства, но нарушает космический порядок и приводит к неизбежнойжестокой каре:Удивительно то, что признаком последней стадии развращенностисреди смертных, когда они становятся столь испорченными, что Зевссобираетсяуничтожитьих,являетсято,чтоихвремянесинхронизировано […] Когда новорожденные выглядят как старики,времянашейжизнидействительнооказываетсявывернутымнаизнанку92.Рассинхронизация времени не обязательно происходит по вине развращенныхлюдей, но, например, может оказаться следствием природных катастроф.
Например,Архилох Паросский (VII в. до н.э.) весьма красочно и эмоционально описываетреакцию на солнечное затмение, свидетелем которого он стал (122, 1–9 West):Можно ждать чего угодно, можно веровать всему,Ничему нельзя дивиться, раз уж Зевс, отец богов,9192Ср. с указ. фр. Анаксимандра B1 DK.Slatkin L. Measuring Authority. P. 15.35В полдень ночь послал на землю, заградивши свет лучейУ сияющего солнца. Жалкий страх на всех напал.Все должны отныне люди вероятным признаватьИ возможным. Удивляться нам не нужно и тогда,Если даже зверь с дельфином поменяются жильемИ милее суши станет моря звучная волнаЗверю, жившему доселе на верхах скалистых гор.Как отмечает американская исследовательница Даниэль Аллен: «У Гесиодаморальная деградация приводит к коллапсу времени.
Здесь же мы видимпротивоположное. Затмение солнца приводит к полному исчезновению всех границ,держащих вещи на положенных местах»93. Отолосок этого страха возможногоисчезновения порядка из мира, иными словами, исчезновения закономерностейприроды, встречается и в текстах ранних греческих философов.
Фрагмент Гераклита(B94 DK): «Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии,помощницы Правды», – отсылает нас к тому же ощущению нестабильности времени.Сама форма гераклитовского высказывания снижает уверенность утвердительногопредложениядоуровнявыраженияожиданияилинадежды.Казалосьбы,предписывающее, как бы законодательное высказывание«Солнце не перейдет своей меры» дополняется указанием, что даже насолнце найдется управа, в случае его неправильного поведения.Иными словами, логика высказывания такова: не просто «солнце неперейдет», но «солнце не перейдет [я надеюсь]»94.93Allen D.S.
The Flux of Time in Ancient Greece. P. 66.Ibid. P. 64. А.В. Лебедев отмечает, что ссылка на эриний в этом фрагменте может быть риторическоефигурой, характерной для клятв древнегреческих спортсменов (Лебедев А.В. Логос Гераклита.Реконструкция мысли и слова. СПб., 2014. С. 73).
Однако происхождение риторической конструкциине обязательно подразумевает невозможность нарушения, ведь и древнегреческая традиция знала9436Еще раз обратимся к творчеству Архилоха, странствующего поэта и наемника,редко попадающего в фокус внимания историков философии. С одной стороны, онразмышляет об окружающем мире еще в русле гомеровской традиции, прямопризнавая полную зависимость человеческих существ от божественной воли (131West): «Настроения (θυμός) у смертных, друг мой Главк, Лептинов сын, / Таковы,какие в душу в этот день вселит им Зевс. / И как сложатся условья, таковы и мысли их»(пер.
В. В. Вересаева). Вместе с тем в вихре человеческих страстей Архилох призываетчеловека искать некоторую внутреннюю логику событий и руководствоваться в жизниименно знанием95 (128 West): «В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. /Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт» (пер. В. В. Вересаева). Такимобразом, обнаружение законов, определяющих как мир космоса в целом, так и мирлюдей, необходимо для жизни и выживания человечества. Тем не менее эти законы,несмотря на кажущуюся стабильность, могут неожиданно изменить человеку.Итак,нестабильноечеловеческоевремявынуждаетчеловекаискатьзакономерности природы, чтобы он мог скорректировать течение собственной жизни.Эти закономерности, однако, имеют мало общего с абстрактными законамисовременной физики: они выступают в качестве некоей регулятивной схемы, всегданаполненной конкретным жизненным содержанием96.
Таким образом, изменчивоевремя не только противопоставляется стабильному миропорядку, но и наполняет его.Выражаясь метафорически, закономерности природы можно сравнить с руслом реки –они ограничивают и направляют бурный жизненный поток, но не гарантируютневозможность паводка.случаи жульничества атлетов (Forbes С.А. Crime and Punishment in Greek Athletics // The ClassicalJournal. 1952. Vol. 47, No.