Диссертация (1137585), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Это важно, на мой взгляд, именно потому, чтоспинной мозг, как конкретная телесная данность, подразумевает некую целостность,завершенность айона.Еще одним важным моментом гомеровского употребления айона является егосвязь с понятием души – ψυχή. Интересно, что у Гомера об айоне почти всегдаговорится, что он «вырван», «потерян» или «покинул». В этой «негативности»обнаруживается и контекстуальная связанность αἰών и ψυχή, ведь и о душе у Гомераговорится лишь там, где она потеряна119. Например120, в «Одиссее» (IX. 523–525)убийство описывается в терминах утраты сразу и души, и айона: «О, если б мог я,лишивши тебя и дыханья и жизни (ψυχῆς τε καὶ αἰῶνός), / Так же верно тебя к Аидуотправить, как верно / То, что уж глаза тебе даже сам Посейдон не излечит!»(пер. В.
В. Вересаева).Ср этимологию слова у древнегреческих авторов: Aristot. De Cael. I. 279а25), Plot. III. 7. 6.Kahn Ch.H. The Greek verb “to be” and the concept of being // Foundation of language. 1966. Vol. 2,No. 3. P. 258. Также см.: Лосев А.Ф. Диалектика Мифа. С. 27; Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов обантичной культуре // Дерзание духа.
М., 1988. С. 153–171.119Bremmer J. The Early Greek concept of the Soul. NY, 1983. P. 16; см. также: Онианс Р. На коленяхБогов. С. 111–139; Nussbaum M. ΨΥΧΗ in Heraclitus, I // Phronesis. 1972. Vol. 17, No. 1. P. 1–16.120Также: Hom. Il. XVI 453–457.11711842В хоральной лирике, хотя значение слова остается в заданном текстами Гомерарусле, αἰών приобретает новые коннотации. Слово все так же используется дляобозначения «жизни», как, например121, у Вакхилида (Bacchyl. Ep. I.
151–154): «И вдоброй доле Харит / И меж многих, на него любовавшихся, / Он, скончав свой век(αἰών), / Пятерых оставил сыновой хвалам людским» (пер. М. Л. Гаспарова). Новыделяются такие смысловые оттенки, как связь айона с измерением божественного,как, например122, у Симонида, противопоставляющего человеческую жизнь (βίος) –жизни божественной (αἰών) (79 West): «Но без наслаждения / Нежеланна смертным нижизнь (βίος), ни власть, / Ни божественный удел (αἰών) незавиден» (пер. Н.
Т.Голинкевича).Имплицитно содержащийся в полноте жизни смысл судьбы или уделавыражается более отчетливо, так же как и обнаруживается более тесная связь айона ивремени, как во фрагменте «Истмийских песен» (VIII 14–15)123: «Ибо коварно /Нависло над людьми и кружит им жизненную тропу / Время (αἰών) [букв.:Обманчивый айон висит над головами людей, вращая путь жизни. – А.
П.](пер. М. Л. Гаспарова). Айон выступает здесь в качестве довлеющей человеческойжизни силы, некоей «тотальности времени»124, неразрывно связанной с судьбойчеловека.Смыслполнотыидлительностиαἰών=жизнь,впротивоположностьдискретности βίος=жизнь ясно выражается, например125, в знаменитом эпизоде«Историй» Геродота (I. 32, 5):На вопрос о твоем счастье я не умею ответить, пока не узнаю, чтожизнь (αἰών) твоя окончилась благополучно. Ведь обладательТакже: Bacchyl. Ep.
III 154; Pind. P. IV. 184–187; фр. 126b и др.Также: Pind. I. III. 18–19.123Также: Pind. N. II. 6–10; O. II. 8–11.124Keizer H.M. Life-Time-Entirety. P. 26.125Также: Hdt. III. 40, 2; VII. 46, 1–4; IX, 17, 4 и др.; Xen. Cyrop. II. 1, 19; III. 3, 3; III. 3, 52 и др.; Thuc. I.70, 8.12112243сокровищ не счастливее [человека], имеющего лишь дневноепропитание, если только счастье не сопутствует ему и он до концажизни (βίος) не сохранит своего богатства (пер.
Г. А. Стратановского).Кажется, что в этом фрагменте слова αἰών и βίος взаимозаменяемы. Однако, каксправедливо отмечает Х. М. Кайзер, эта взаимозаменяемость носит ограниченныйхарактер, так как в более широком контексте слово βίος у Геродота приобретаетспецифическое значение «средства жизни» (means of life):[…] Можно хорошо знать какое-то качество и bios, и zōē в любой ихмомент, но суждение будет относиться только к жизни в этот самыймомент (или вплоть до него). Тем не менее, то о чем идет речь […] этоименно суждение о полной, т.е.
завершенной, жизни. Софокл иГеродот намекают, что именно для этого употребляется aiōn: жизнькак полнота и жизнь как завершенность126.Сходное противопоставление полноты айона и частности, но уже – времени127,обнаруживается в произведениях афинских риторов. Так, например 128, у Исократа вречи «К Демонику» (I.
1):Одни чтут друзей, только когда они присутствуют, другие же любятих и тогда, когда они находятся далеко. Привязанности дурныхразрушает короткое время (ὀλίγος χρόνος), тогда как дружбупорядочных не могла бы стереть и целая вечность (πᾶς αἰών) (пер.Э.Д. Фролова).126Keizer H.M. Life-Time-Entirety. P. 31.Вместе с тем χρόνος у ранних греческих авторов не предполагает абстрактности, но теснейшимобразом связано с жизнью (cм. напр.: Fränkel H. Die Zeitauffassung in der frühgriechischen Literatur.
S. 1–22).128Также: Isoc. IV, 46; VI. 108–109; VIII, 34; Dem. XVIII. 203; Lyc. I. 7; 106–107. Уже указанноепротивопоставление αἰών–βίος: Isoc. IV. 28–29.12744Несмотря на традиционный перевод «вечность», в указанных фрагментах речьидет именно о некотором целостном времени жизни=αἰών (человека или города),также как и конкретном моменте времени жизни=χρόνος, а не об абстрактныхпонятиях времени и вечности. Словоупотребление греческих трагиков оказываетсявесьма разнообразным, но и здесь айон употребляется чаще всего в указанном смыслеполноты жизни.
Так, например129, Эсхил в «Просительницах» (580–582) пишет: «Имальчик прекрасный, / Зевсовой знак любви, / Сын родился у Ио, / Навек блаженный[букв.: Непорочное чадо, всесчастливое во весь айон. – А. П.] (пер. С.К. Апта).Несколько слов необходимо сказать о словоупотреблении в философскихтекстах до Платона. Релевантных фрагментов мы находим нетак много.Аутентичность одних свидетельств ставится под сомнение (напр.: Гераклит B50;Филолай B21, B23 DK130), другие (напр.: Ксенофан B7; Гераклит B52131 DK), кажется,противятся любой однозначной интерпретации и заслуживают отдельного разговора.Вместе с тем мне хотелось бы уделить внимание фрагментам Эмпедокла,интерпретация которых будет полезна при дальнейшем анализе.В своих космологических построениях Эмпедокл подготавливает почву длядальнейшей философской концептуализации понятия αἰών, хотя он все еще применяетего и в значении, характерном для рассмотренной выше нефилософской традиции.
Так,Эмпедокл говорит (B110 DK), что его учение, если оно правильно будет понято,окажется для человека подспорьем на протяжении всей его жизни (αἰών). Более важныдля нас космологические фрагменты (B17, 10–11 DK): «И поскольку они каждый раззаново образуют множество после разделения Одного, / Постольку они рождаются иТакже: Aesch. Supp. 574; Ag. 553–554 и др.; Soph.
Trach. 1–3 и др.Противопоставление αἰών–χρόνος, по всей видимости не входит в тело фрагмента Гераклита(Marcovich M. Heraclitus. Greek Text with a Short Commentary. Merida (Venezuela), 1967. P. 111–118), апо поводу ложности обоих фрагментов Филолая в исследовательской литературе царит относительноесогласие (Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge, 1972.
P. 242–243; HuffmanC.A. Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic, Cambridge, 1993. P. 343–344).131См., напр.: Доброхотов А.Л. Гераклит: Фрагмент В 52 // Доброхотов А.Л. Избранное. М., 2008.С. 217–230. Однако, например, Мирослав Маркович отмечает, что в данном фрагменте Гераклитупотребляет αἰών в традиционном значении «времени человеческой жизни» (Marcovich M. Heraclitus.P. 493–494).12913045век у них непостоянный [букв.: нет у них твердостоящего (стабильного) айона. –А.
П.] (пер. А. В. Лебедева).В этом фрагменте речь идет о двух основных космических состояниях –единого (εἷς) и многого (πλείων), которые не обладают полнотой жизни (αἰών), т.е.попеременно сменяют друг друга. В учении Эмпедокла, как известно, существуютчетыре основных элемента, которые в разные периоды космического цикла и образуютдве основные космические формы. Как отмечает А. С. Егоров: «С самого начала всечетыре входят в разряд подлинных ἀρχαί (начал): ни один не является первичным поотношению к другому, и не существует ничего более основного»132. Сами этипервоначала существуют всегда (ἀεί – B17, 12 DK), но они остаются неподвижными(ἀκίνητος – B17; 26 DK) пока две космические силы – любовь (φιλία) и вражда(νεῖκος) – не приведут их в движение.Исходя из этого возникает вопрос: обладают ли указанной полнотой жизнилюбовь и вражда, ответственные за образование состояний космоса? А если нет,существует ли что-то, что этим айоном обладает? На этот вопрос поможет ответитьдругой фрагмент (B16 DK), где речь идет уже о любви и вражде: «Они наличны[сейчас], были прежде и будут: никогда, думается мне, / Не опустеет от них обеихнесказанный век [=«вечность»] (αἰών)».Оказывается, что ни любовь, ни вражда не обладают айоном.
Кроме того,несмотря на свою космическую значимость, они не могут исчерпать айона. В такомслучае полнота бытия может быть приписана тому, что выходит за рамки всехдействующих сил, начал и состояний, т.е. космосу в его целостности 133. Итак,Эмпедокл рассматривает космос как нечто целостное и неизменное, что обладаетполнотой бытия (αἰών). Действующие внутри космоса силы и разворачивающиесяЕгоров А.С.
Проблемы реконструкции учения Эмпедокла. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.,2007. С. 14–15.133Festugière A.-J. Le sens philosophique du mot aiōn. À propos dʼAristote, De Caelo I 9 // La Parola delPassato. 1949. No. 4. P. 176; Keizer H.M. Life–Time–Entirety. P. 62.13246внутри него циклы и формы хоть и причастны айону, но не обладают им в полной мереи не могут его исчерпать.Что касается употребления αἰών Платоном, сделать какие-либо выводысложно: слово практически отсутствует в корпусе 134. Кроме того, платоновскоесловоупотребление αἰών вне «Тимея» совершенно точно не выходит за границытрадиционной семантики.