Диссертация (1137585), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Здесь возникает важная проблема: времявынуждено обладает всеми тремя несовместимыми свойствами, так как время, котороебыло будущим станет настоящим и прошлым. Можно возразить, что некоторое время tобладало свойством «быть будущим» в определенный момент прошлого и будетобладать свойством «быть прошлым» в определенный момент будущего и т.д. ИнымиСм. подробнее: The Philosophy of Time. Oxford, 1993; Дзюба С.В.
Нереальность времени: аргументыД.Э. Мак-Таггарта // Вестник АмГУ. 2003, Вып. 20: Гуманитарные науки. С. 7–9; Дзюба С.В.Онтология В-теории времени и гипотеза о психофизиологической природе течения времени // ВестникАмурского государственного университета.
2006, Вып. 34: Гуманитарные науки. С. 3–7; Markosian N.Time // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2014 Edition) [электронный ресурс]. Режимдоступа: http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/time/, свободный (дата обращения: 21.03.2014).293См., напр.: Дзюба С.В. Онтология В-теории времени и гипотеза о психофизиологической природетечения времени.292128словами, ввести некоторые «времена второго порядка», в отношении которыхвозможно указать, что рассматриваемый момент времени обладает лишь одним Асвойством в данное время. Однако сами «времена второго порядка» (будущее впрошлом, настоящее в настоящем, прошлое в будущем), вводимые для того, чтобыобъяснить, как некоторое время t обладает несовместимыми А-свойствами, самидолжны обладать все теми же А-свойствами и так ad infinitum. Еще с одним важнымвозражением против А-теории выступает Специальная теория относительности.
Так,согласно СТО в физическом мире не существует абсолютной одновременности, азначит невозможно приписать тому или иному событию некое объективное Асвойство, т.е. невозможно сказать, что t «есть настоящее» или t «есть прошлое»безотносительно чему-либо.Представления Платона о времени, в соответствии с указанным различием,могут быть интерпретированы и как А-теория, и как B-теория. С одной стороны, ранееуже было сказано о принципиальном различии трех измерений времени и особом местенастоящего во временном ряду у Платона.
Очевидно, что А-свойство «бытьнастоящим» для него – совсем не то же самое, что и «быть прошлым» и «бытьбудущим». Кроме того, текучесть и изменчивость – есть неотъемлемое свойствовремени, определяющее различие идеального и вещного. Наконец, само созданиевремени описывается Платоном как независимый от творения объектов этого мира акт,а значит время, в соответствии с его точкой зрения, обладает самостоятельным бытием.Таким образом, время не может быть понято как некоторая функция объектов мира, ноесть необходимое условие их существования, качественно отличный от всего егонаполняющего «контейнер» или «сетка». В соответствии со всем этим, Платона можноназвать родоначальником абсолютизма, предполагающего характерные для А-теориипредпосылки.
Нет ничего удивительного, что иногда такая позиция называетсяплатонизмом в отношении времени (Platonism with Respect to Time)294.С другой стороны, в более широком контексте платоновской философии,можно сказать о нереальности времени, ведь временность есть свойство мира294Markosian N. Time.129становления, и, следовательно, не является чем-то объективным, также как и не можетбытьпознано.Втакомслучаесамотворениевременирассматриваетсяисследователями не как самостоятельный и определяющий этап создания мира, но какаллегорическое описание создания вселенских часов. Эти вселенские часы, теснейшимобразом связанные с миром идей, позволяют установить перманентные временны́еотношения «до/после» в постоянно изменчивом мире, привнося таким образомотносительную стабильность и размеренность в мир становления295. В соответствии стаким прочтением Платон, развивая интуицию Парменида об иллюзорности времени,впервые разрабатывает концепцию времени в духе B-теории296.Безусловно, интерпретация взглядов и идей Платона должна быть произведенавне зависимости от ограничений современной философии и понята в ее собственномидейном и понятийном горизонте.
Но кроме указанного методологического значения,удержание в поле исследовательского внимания современных проблем философиивремени позволяет включить философию времени Платона в актуальную философскуюдискуссию. Перед тем как определить насколько философия времени Платонасоответствует философской повестке современности, и соответствует ли она ейвообще, будет уместно рассмотреть культурно-исторический и языковой контексты, вкоторых и из которых она рождается.295296Mohr R. God and forms in Plato: the Platonic cosmology.
P. 51–83.Goldin O. Plato and the arrow of time. P. 125–143.1303.1.КОНТЕКСТ3.1.1. Онтологизм и плюрализмПонятие абстрактного времени, соответствующего словам современныхязыков, напр.: русск. «время», англ. «time», нем. «Zeit», фр. «temps», отсутствовало вранней греческой традиции, где различные темпоральные аспекты передавались рядомслов и понятий, таких как ἦμαρ, χρόνος, αἰών, καιρός, χώρα и др. Как отмечаетГерман Френкель «То, что мы в разных контекстах называем «временем», еще не сталоспецифическим и единым объектом сознания на протяжении всего этого периода[архаического. – А. П.]: одни элементы времени включались в иначе центрированныекомплексы,другиевообщеневоспринимались»297.Времякакпостоянная,непрерывная, гомогенная среда, в которой разворачивается всякая жизнь и всякоесобытие, время как сетка, определяющая взаимное положение разнопорядковыхэлементов действительности, безразличная к качественному содержанию, быланезнакома ранним мыслителям, также как была чужда древнегреческой культуре вцелом298.Временны́е понятия, таким образом, не просто определяли взаимныеотношения объектов, или маркировали их существование, но обладали очевиднымонтологическим измерением: время не мыслилось отдельно от конкретной жизни, ееразличных проявлений и состояний.
Даже в тех случаях, когда употребление понятийвремени было призвано сориентировать во временно́м порядке происходящего, т.е.приближалось в своем значении к абстрактному пониманию времени-сетки иливремени-контейнера, это ориентирование всегда предполагало конкретное жизненноесодержание, наполнение.
Так, например, если Демосфен ориентирует читателя вовремени описываемых событий (Dem. 59, 35) «Это был год (ἦν δὲ ὁ χρόνος), когдаархонтом в Афинах был Астий, как раз то время (ὁ καιρὸς δ᾽ ἐν), когда вы вели впоследний раз войну против лакедемонян», или если Исократ пишет (Isoc. 8, 34), чтоFränkel H. Die Zeitauffassung in der firühgriechischen Literatur. S. 1.См.: Maslov B. Pindaric Temporality, Goethe's Augenblick, and the Invariant Plot of Tiutchev's Lyric //Comparative Literature. No. 64 (4), 2012. P. 358–361.297298131благочестивые и справедливые люди «чувствуют себя в безопасности в настоящеевремя (ἔν τε τοῖς παροῦσι χρόνοις) и питают еще более радостные надежды на всюсвою жизнь (περὶ τοῦ σύμπαντος αἰῶνος)», оба автора подразумевают неабстрактное прошлое, настоящее и будущее, не безразличную сетку времени, ноконкретные события, наполняющие и определяющие частное или совместное бытиечеловека.Такая онтологизация времени, т.е.
неразрывное осознание времени черезбытие, само его качественное и жизненное содержание, есть неотъемлемая чертавосприятия времени. Даже несмотря на философскую критику представления осомкнутости времени и его жизненного наполнения, многие греческие философы ипосле Платона были вынуждены признать или охотно признавали эту архаическуюинтуицию. Аристотель, несмотря на свое строгое ограничение понятия времениопределением «число движения по отношению к предшествующему и последующему»(ἀριθμὸς κινήσεως κατὰ τὸ πρότερον καὶ ὕστερον – Arist.
Phys. 4. 219a), все жеговорит о нем и как о «причине уничтожения (αἴτιος φθορᾶς)» (221b), а Плотин –«последний представитель греческого рационализма»299, как охарактеризовал его ЭрикРобертсон Доддс, настаивает на том, что время не атрибут, но сама жизнь мировойдуши: «Время – это жизнь Души, которая в процессе движения переходит от одногопроявления жизни к другому» (Plot. Enn. III. 7.
11). Причем не стоит воспринимать эту«жизнь» как некое абстрактное понятие, ведь мировая Душа, по Плотину, живет самойчто ни на есть насыщенной жизнью: она стремится, страдает, господствует, желает ит.д.300Перейдем теперь непосредственно к лексеме χρόνος, обычно воспринимаемойкак наиболее близко соответствующей нашим представлениям о времени. Ни в LexiconHomericum Аполлония Софиста, ни у Гесихия Александрийского слово χρόνος неДоддс Э.Р. «Парменид» Платона и происхождение неоплатонического Единого // ΣΧΟΛΗ.Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Т.
3, вып. 1. С. 353.300Plot. Enn. III. 7. 11, IV. 2, IV. 8 и др.299132приводится, зато в псевдоплатоновских «Определениях» время определяется как«движение Солнца, мера [его] пути». В современных словарях указываются значения1) «время» (абстрактное); 2) «время» (промежуток), т.е. «период», «пора», «сезон»; 3)«время» (определенное), т.е. «дата», «момент»; 4) «возраст»; 5) «промедление» или«задержка»;6)«время»(специальное),т.е.грамматическое,стихотворное,музыкальное время301. Чтобы провести сравнительно полный лексико-семантическийанализ χρόνος в текстах древнегреческих авторов, потребовалось бы отдельноеисследование (или даже несколько), тем не менее, из предложенного в предыдущихглавах анализа, можно сделать обобщающие выводы о смысловом поле χρόνος.В древнегреческой мифологии, время-χρόνος воплощается в образе богаКроноса, уничтожающего все, чему только дает рождение.
У Гомера χρόνος обычноиспользуется для обозначения «пустого» времени жизни, когда герой повествованиявырван из обычного течения жизни, дезориентирован в собственном бытии 302. Вранней греческой традиции, выражаясь словами Хайдеггера, время-χρόνος временитсяиз будущего: оно течет из неиссякаемого будущего через события настоящего вмертвую статику прошлого303.