Диссертация (1137585), страница 28
Текст из файла (страница 28)
При условии различной скорости протеканиявремени для каждого человека (в зависимости от его эмоционального состояния) и приотсутствии объективной шкалы времени (каковым в случае эпоса выступает формадактилического гекзаметра), любое совместное действие оказывается под угрозой.Всякое общество требует общего его членам времени Коль скоро страсти могут влиятьна его течение, то объективизация времени должна влиять на страсти каждогогражданина, ведь как мы видели на примере «глобального» времени, между жизньючеловеческой и космическим порядком существует взаимная зависимость.
Общеевремя должно было способствовать общей бесстрастной (и беспристрастной) жизни.315316Allen D.S. The Flux of Time in Ancient Greece. P. 67.Ibid. P. 68–69.137Собственно, «унификация времени» стала одной из насущных политических задачв Афинах второй половины V в.
до н.э. Так, ок. 430 гг. до н. э. Метон установил наПниксе (небольшой каменистый холм недалеко от западного склона холма Акрополя)гномон – простейшие солнечные часы, призванные упорядочить время проведенияНародногособрания317.«астрономическую»Возможно,функциюгномонточногоМетонаопределенияплоховыполнялсуточноговремени,своют.к.пользоваться ими нельзя было ночью, а двенадцать часов, на которые делился день,«растягивались» или «сжимались» в зависимости от времени года (в Афинах – от 47минут в середине зимы до 1 часа 14 минут в середине лета)318. В любом случае это немогло помешать солнечным часам хорошо выполнять свою «политическую» функцию– они были общедоступным ориентиром для граждан, посредством которого каждыйчлен народного сознания мог узнать о его начале319.Приблизительно в это же время, водяные часы – κλεψύδρα, становитсянеотъемлемой частью афинского судопроизводства320 (вплоть до синонимии суда ичасов321).
Водные часы использовались в судах для того чтобы обвинитель иобвиняемый выступали в одинаковых условиях, т.е. имели одинаковое время дляпроизнесения речи. Тем не менее, не стоит забывать и то, что если эмоциональноесостояние влияет на ощущение времени, то «стандартизация» времени должна влиятьна выравнивание эмоционального фона. В суде, где страсти нельзя исключить, ихнужно строжайшим образом контролировать. Всю сложность судебного процесса вотношениивременно́йорганизациипередает втексте«Афинскойполитии»Аристотель (Const.
Ath. 67):317Brumbaugh R.S. Ancient Greek Gadgets and Machines. NY, 1966. P. 71.Как отмечает американский исследователь Тони Роарк со ссылкой на Питера Яниха (Janich P.Protophysics of Time. P. 167–168), только Евдокс Книдский (ок. 390–ок. 337 гг. до н. э.) предложилмодель солнечных часов указывающих астрономическое (или равноденственное) время, т.е.
равное1/24 суток, а не сезонное (Также см.: Суриков И.E. Темпоральные представления в Древней Грецииполисной эпохи. С. 117–118). Однако уже в храме Амфиарая вблизи Оропа (V в. до н.э.) были часы,показывающие как сезонное, так и астрономическое время (Hannah R. Time in Antiquity. P. 75).319Roark T. Aristotle on Time. P. 20.320См.: Суриков И.E. Темпоральные представления в Древней Греции полисной эпохи.
С. 118–119.Hannah R. Time in Antiquity. L., NY., 2009. P. 98–106.321Напр.: Aristoph. Wasps. 91–92.318138Там стоят клепсидры, снабженные трубками и сточными отверстиями.В эти клепсидры наливают воду, по которой должно размерятьдлительность произносимых насудеречей. Клепсидрадаетсявместимостью в десять хоев [ок. 3,25 литра. – А. П.] для процессов насумму свыше пяти тысяч драхм и в три хоя для второй речи; в семьхоев и в два хоя для процессов на сумму не свыше пяти тысяч драхм; впять хоев и в два хоя — для процессов на сумму не свыше тысячидрахм; в шесть хоев для споров о правоспособности, при которыхвторой речи уже не полагается вовсе. […] Это распределениеустанавливается применительно к продолжительности дня в месяцепосейдеоне.
Это – время, когда дни бывают короче… чтобы всегдаполучали одинаковое количество воды, имеются два сосуда – один дляобвинителей, другой для подсудимых.Для нас здесь важно отметить тот факт, что произвольные, на первый взгляд,меры объема (хой или хус, реже – амфора322), определяющие время выступления всуде, в конечном итоге все же были привязаны к солнечному, т.е. были так или иначевстроены в общую структуру «глобального» времени.3.1.3. Денатурализация времениУчет календарного времени также предполагал совмещение его астрономическойи политической составляющих. Занятия астрономией не только позволяли лучшеобъяснить закономерность движений небесных светил, т.е.
познать космос, но искорректировать собственную календарную систему, способ организации частной иобщественной жизни, т.е. познать себя. Вместе с появлением гномона в местепроведения Народного собрания и увеличивающейся роли клепсидры в афинском суде,во второй половине V в. до н. э. происходит и изменение в организации календаряафинян. Все это свидетельствует о росте осознания важности понимания времени 323: не322323См.: Суриков И.E.
Темпоральные представления в Древней Греции полисной эпохи. С. 119.Hannah R. Time in Antiquity. P. 101.139только практическая польза, но указанный психологический момент переживаниянестабильности времени необходимо учитывать, говоря про эту трансформацию.Лунный календарь, определявший как общественную, так и религиозную жизньдревнегреческого общества, на продолжительном промежутке времени неизбежновступал в противоречие с сезонами года (зависящих от движения Земли вокругсолнца): в одном лунном году приблизительно 355 дней, в то время как солнечный год– это приблизительно 365 дней.
В течение уже одного десятилетия происходитзаметное смещение определенного дня по отношению к сезону, что недопустимо дляобщества, в котором религиозные празднества и фестивали связаны с тем или инымсезоном. Отсюда попытки греков привести собственный календарь в согласие сприродой с помощью интеркаляций, вставок дополнительного лунного месяца черезопределенный промежуток времени324. За право организации календаря соперничалиразные астрономические концепции. Так, в Афинах на смену восьмигодичному циклуὀκταετηρίς, по легенде введенному Солоном в 594 г. до н.
э., пришел более точныйдевятнадцатилетний метонов цикл, введенный в 432 г. до н.э. Впрочем, впоследствииосуществлялись попытки усовершенствования и ὀκταετηρίς, например, Евдоксом всередине IV в. до н.э.325.Наличие двух типов календарей предполагало своеобразное раздвоение личностиафинского гражданина – земледельца, ориентировавшегося на лунный календарь, игражданина, руководствующегося солнечным календарем. Но, что более важно вконтексте данного рассмотрения, всякое уточнение лунно-солнечного календарявоспринималосьвширокихкругахафинскихгражданкаксвоеобразнаяденатурализации времени326. Так, например, основанный на более точных и, стоитдобавить, сложных математических измерениях метонов цикл, все дальше отстоял отСуриков И.E.
Темпоральные представления в Древней Греции полисной эпохи. С. 121–125;Hannah R. Time in Antiquity. P. 27–67.325Мочалова И.Н. Евдокс Книдский // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008.С. 365.326См. подр.: Hannah R. Time in Antiquity. P. 120–121.324140обыденного понимания смены месяцев и времен года как чего-то простого иестественного.Процесс денатурализации, безусловно, встретил противодействие со сторонызащитников и любителей старины.
Во-первых, новый календарь казался слишкомсложным для рядового жителя Афин327. Во-вторых, внесение изменений в ставший ужетрадиционным порядок организации времени, казался чрезмерной дерзостью,недопустимой для человека. Так, например, Аристофан в комедии «Облака» выносит впарабасу328 жалобу Луны на афинян, связанную с изменением способа календарнойорганизации (Aristoph. Cl. 607–623):Сердится на вас богиня: вы обидели ее.Хоть не на словах, на деле помогает вам она.Мало ль драхм вам каждый месяц сберегает лунный свет?[…]Вы жДней ее ничуть не чтите, повернули все вверх дномБоги злобно ей грозятся (жалуется нам она)Всякий раз, когда вернутся, жертву прозевав, домой.Счет они ведут привычный срокам праздников своих.Вы же в дни для жертв и песен занимаетесь судом.А случается, что в сроки наших божеских постов,Напр., в «Птицах» (993–1020) Аристофан выводит Метона как навязчивого софиста-мошеника.«[…] Парабаса – прямое обращение хора к зрителям, только очень отдаленно или совеем несвязанное с сюжетом комедии […] Кого бы ни изображал хор, в парабасе его участники посвящалисвою партию обсуждению злободневных общественно-политических вопросов, осмеивали всякихказнокрадов и обманщиков, неженок и распутников, а попутно вспоминали и о добром старомвремени, когда такого рода отступники от моральных норм не позорили своими пороками честьгосударства [курсив авт.
– А. П.]» (Ярхо В.Н. Аристофан и его комедии // Аристофан. Избранныекомедии. М., 1974. С. 9).327328141В день кончины Сарпедона, в Мемнона печальный деньВы приносите нам жертвы и смеетесь.Интересно, что проблема, являющаяся сегодня предметом интереса узкого кругаспециалистов, во времена Аристофана считывалась, или, принимая во вниманиепровал «Облаков», должна была считываться, как актуальная рядовыми гражданами 329.Аристофан, настаивающий на политической функции поэтического искусства, здесьвыступает с язвительной критикой нововведений, основанных на астрономическихисследованиях.Причемпарабаса«Облаков»неявляетсяпублицистическимотступлением автора, но продолжает основную тему комедии: критику новых способоввоспитания и, шире, нового образа жизни и мышления, появившегося в V в.