Главная » Просмотр файлов » Диссертация

Диссертация (1137017), страница 12

Файл №1137017 Диссертация (Теоретико-методологическая концептуализация топонимических практик (на примере Москвы и Санкт-Петербурга)) 12 страницаДиссертация (1137017) страница 122019-05-20СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 12)

Так, акторы по-разному определяют репутацию и значениетого или иного исторического персонажа, чье имя помещено на городскуюкарту. Конкурирующие интерпретации приводят к «размыванию» илипереопределению значения места. В наиболее явном виде это проявляетсяпри смене политических режимов, когда герои прошлого клеймятся какпредатели, и названия в их честь переименовываются.

Кроме того причиной«семантически замещений» могут являться особенности употребления техили иных названий, не связанные напрямую с их политическим смыслом.В этой статье Азарьяху также углубляет и систематизирует своиразмышления о «городском тексте», представленные в более ранних работах.Во-первых, он поясняет, что понятие «городского текста» не является нипростой метафорой, ни теоретической редукцией, но она «подчеркиваетсмысл и специфические семиотические особенности города» [Azaryahu 1996:324].Во-вторых,онподчеркиваетдвойственнуюфункциональностьтопонимических номенклатур: с одной стороны, они делают пространствоинтеллигибельным, с другой – формируют определенный историческийнарратив.

При этом он не сводит значение топонимического текста кгегемоническому властному прочтению, а указывает на возможностьпоявления искажений и реинтерпретаций, которые делают текст динамичными в значительной степени эфемерным конструктом. Сам топонимическийтекст рассматривается как отправная точка или индекс для формирования техили иных исторических нарративов.ПредложеннуютеоретическуюрамкуАзарьяхуприменяетвпоследующих эмпирических исследованиях [Azaryahu, Kook 2002; Azaryahu2011, 2012b]. В совместной статье с израильским политологом Ребеккой Кукон рассматривает 3 кейса – названия улиц в Хайфе и Иерусалиме до 1948года и в Умм эль Фахм после 1948 года – и показывает их связь с процессамиконструирования национальной идентичности арабов-палестинцев [Azaryahu,61Kook 2002]. Сами топонимические ландшафты он рассматривает как «текстыидентичности»,фиксирующиеузловыеточкинационалистическогодискурса.

В двух других работах рассматриваются топонимический чистки вГермании, последовавшие за поражением во Второй мировой войне[Azaryahu 2011, 2012b].отразилиизмененияПоказывается, как произошедшие переменыполитическихикоммеморативныхповестокиспособствовали легитимации новых режимов. Пример послевоенногоБерлинадемонстрируеттакжето,чтопроцессидеологическогопреобразования топонимического ландшафта часто оказывается ограниченнекоторыми прагматическими факторами, связанных с затратами на заменудорожных знаков и указателей, а также различной документации, чтонеобходимо учитывать при анализе топонимических практик [Azaryahu2011].

Кроме того, на основании сравнительного анализа Азарьяху выделяетразличные стратегии реализации топонимических чисток. Так, в случаеМангейма,которыйнаходилсявамериканскойзонеоккупации,переименования носили умеренный характер и коснулись только техназваний, которые ассоциировались с национал-социалистическим режимом.Переименованным улицам возвращались старые названия в тех случаях,когда таковые имелись, или давались новые названия в честь героевантифашистского сопротивления.

В Потсдаме, который находился подконтролем СССР, произошли более радикальные перемены: кроме названий,относящихся к национал-социалистическому периоду, переименованию былиподвергнуты«реакционные»,атакже«милитаристские»названия,относящиеся к периоду до 1933 года. При этом переименованным улицамдавались новые названия в честь революционных коммунистическихдеятелей, событий или символов. Азарьяху обозначает эти стратегии каквосстановительную (restorative) и ориентированную на будущее (futureoriented) соответственно [Azaryahu 2012b].Ряд эмпирических работ, выполненных в рамках структуралистскогоподхода,посвящентопонимическимпреобразованиямв62постсоциалистических странах.

Так, английский географ Дункан Лайтрассматривает топонимические преобразования в Бухаресте в 1990-1997годах [Light 2004], а финский политолог Эмилия Палонен в своих работахисследует топонимические чистки в посткоммунистической Венгрии[Palonen 2006, 2008]. На работах Палонен мы остановимся более подробно,поскольку они имеют не только эмпирическую, но и теоретическуюнаправленность.Внихисследовательницанаименования/переименованиясвязываеттерриториальныхпрактикиединицс(вос)производством коллективов и сообществ и процессом политизациипространства.Отправной точкой ее исследований являются работы М.

Азарьяху, гдеон рассматривает официальную топонимию как манифестацию политическойидеологии,однакоподчеркиваниемонавноситспорногонекоторыехарактералюбыхуточнения,связанныестекстовигородскихнеобходимости их рассмотрения в динамическом измерении.

В этом смыслерассматриваемая работа занимает промежуточное положение между двумяподходами (структуралистским и интеракционистским) однако фокус нагегемоническомтопонимическомпластепозволяетотнестиеекструктуралистскому подходу.Говоря о связи между коллективной памятью и топонимией, Палоненуказывает на то, что городской текст является не просто пассивнойинскрипцией коллективной памяти, а средством активного (вос)производстваколлективов [Palonen 2006]. Она подчеркивает тот факт, что сама практиканаименования устанавливает прочные связи между названием и тем, кто егодал.

В этом контексте топонимические практики рассматриваются как способсаморепрезентации,определеннойследствиемкультурнойкоторогоидентичности.являетсяОтсюдапроизводствовытекаетодноизцентральных утверждений о том, что городской текст «не просто содержит всебе идеологии власть предержащих или является отражением политических63дискурсов, а активно конструирует «репрезентацию», направленную напроизводство дискурсов, конституирование мировоззрения» [Palonen 2006].Сам процесс производства городского текста рассматривается какдиалектика включений и исключений, предполагающая выбор определенныхисторических фигур и событий, достойных публичной коммеморации, избесконечногочислаальтернатив. Вэтом смысле коммеморативныесоставляющие названий определяются как узловые точки соответствующихполитических дискурсов [Palonen 2006].1.2.2.

Интеракционистский подходДругойподходкисследованиютопонимическихпрактик,обозначенный нами как интеракционистский, представлен, в первую очередь,в работах Д. Алдермана [Alderman 1996; 2002; 2008]. В отличие отструктуралистскогоподходафокусвнемсмещаетсяотизученияофициальных или гегемонических топонимических номенклатур в сторонупрактик сопротивления символической власти. В рамках этой перспективыисследователинаправленногообращаютсянакизучениюпреобразованиетопонимическогосуществующихактивизма,символическихландшафтов и их интерпретаций с позиции маргинальных социальных групп,атакжераскрываютполитикиэксклюзии,манифестированныевгегемонической топонимии.Наиболеераннейработой,где предлагаетсятакойвзгляднатопонимические практики, является статья «Создавая новую географиюпамяти на Юге: наименование/переименование улиц в честь Мартина ЛютераКинга-младшего» [Alderman 1996].

В ней Алдерман выделяет три основныхуровня анализа топонимических практик: (1) политики наименования(politics of naming), (2) политики памяти (politics of memory) и (3) политикипространства и шкалы (politics of space and scale).Понятие политик наименования отсылает к тому, что наименование ипереименование улиц как социальная практика является «символическим и64политическиминструментомсопротивленияипереопределенияидеологического базиса общества» [Alderman 1996: 53]. Обращаясь кпонятию гегемонии, Алдерман указывает на то, что топонимы являютсяодним из мощных инструментов вменения индивидам определенногосоциального порядка в качестве здравого смысла и естественного порядка.Для объяснения понятия политик памяти Алдерман обращается кконцепции коллективной памяти, разработанной М.

Хальбваксом. Выделяярешающую роль коммеморативных практик в конструировании (социальной)структуры коллективной памяти, он говорит о том, что наименование улицявляется одним из наиболее распространенных и доступных типовкоммеморации.Приэтомколлективныепредставленияопрошломсвязываются с определенными социальными нуждами и идеологическимиинтересами.

В этом контексте инициативы афроамериканцев, направленныена присвоение улицам названий в честь Кинга, рассматриваются как попыткареконструирования региональной коллективной памяти с учетом памятиафроамериканского сообщества, которая ранее подвергалась «социальнойамнезии» [Alderman 1996: 57]. Алдерман также выделяет две основныесоставляющие политик памяти: политики забвения (politics of forgetting) иполитики воспоминания (politics of remembrance). Это различение призваноподчеркнуть, что любая коммеморативная практика, и наименование улиц втом числе, предполагает выбор того, что достойно являться частьюколлективной памяти, а что нет.

Выбирая один вариант, мы автоматическиотсекаемдругой.Вэтомсмыслекоммеморацияодногоявляетсядекоммеморацией другого. В наиболее явной форме это проявляется в случаепереименований, когда коммеморативные референты старых названийподвергаются забвению, а взамен устанавливаются новые ориентиры.Наконец, понятие политик пространства и шкалы раскрывает важностьпространственногоконтекстареализациитопонимическихпрактик.Алдерман формулирует это следующим образом: «коллективные памяти опрошлом, как и другие культурные продукты, не просто географически65выражены, но пространственно конституированы» [Alderman 1996: 59]. Приэтом под пространством Алдерман понимает не физическое, а социальноепространство, отсылая к концепции А. Лефевра и Э.

Соджи.В последующих работах Алдерман развивает и уточняет некоторыесвои идеи. В частности, в статье «Названия улиц как арены памяти:репутационные политики коммеморации Мартина Лютера Кинга младшего вштате Джорджия» он эксплицирует необходимость проблематизацииразличных перспектив, которые (вос)производят социальные акторы в своейпубличной деятельности, вместо изучения единственного гегемоническоговластного дискурса и критического анализа самих названий [Alderman 2002].Для этого в противовес распространенной в топонимических исследованияхтекстуальной метафоры (топонимический ландшафт как текст) он вводитметафору арены (топонимический ландшафт как арена борьбы междусоциальными акторами и институциями).

Обращение к подобной метафореимеет определенные практические последствия: в исследовательский фокуспопадаютконтргегемоническиепрактикипрочтениятопонимическоголандшафта. Для Алдермана это особенно важно, поскольку его анализкасается, в первую очередь, стратегий переопределения топонимическихландшафтовменьшинствамисучетомсобственныхидеологическихинтересов.В соответствии с логикой метафоры Алдерман обращается к другойтрадиции концептуализации коллективной памяти и практик коммеморации.ЕслиАзарьяхупроблематизируетструктуралистскогоподходакзначениеисследованиютопонимоввколлективнойконтекстепамяти,представленного, в первую очередь, в работах Мориса Хальбвакса, тоАлдерман обращается к интеракционисткой парадигме, одним из яркихпредставителей которой является американский социолог Г.

Файн. Различиемежду двумя подходами имеет как теоретико-методологические, так ипрактические основания. В отличие от структуралистского подхода,уходящего корнями в социологию Дюркгейма, где коллективная память66рассматриваетсякакнадындивидуальныйфеномен,обладающийсамостоятельным существованием и оказывающий принудительное влияниена индивидов, интеракционистский подход, опирающийся на работы Кули иМида, рассматривает не саму коллективную память, а процесс ее(вос)производства в символических интеракциях [Fine, Beim 2007]. Наэмпирическом уровне последствием применения такого подхода являетсясмещение исследовательского фокуса от изучения политических импликацийназваний,всторонуисследованияразличныхдискурсовоних,представленных в репертуаре социальных акторов.В своей работе Алдерманадаптируетпредложенную Файномконцепцию «репутационных антрепренеров» [см.

Характеристики

Список файлов диссертации

Теоретико-методологическая концептуализация топонимических практик (на примере Москвы и Санкт-Петербурга)
Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6513
Авторов
на СтудИзбе
302
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее