Диссертация (1136376), страница 9
Текст из файла (страница 9)
28.08.1994);- Соглашение о торговом флоте (Συµφωνία Εµπορικής Ναυτιλίας / κυρ. Ν.1980/1991, ΦΕΚ 186/Α/09.12.1991, ισχ. 13.05.1992);- Соглашение о международной перевозке пассажиров и грузов (ΣυµφωνίαΔιεθνών Οδικών Επιβατικών και Εµπορευµατικών Μεταφορών / ΦΕΚ 246Α/1998).302518th Council meeting. Luxembourg, 16 June 2003. – Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressdata/en/gena/76201.pdf (Дата обращения:03.03.2015.).31Υποργεἰο Εξωτερικὀν.
Γενική Γραµµατεία Διεθνών Οικονοµικών Σχέσεων & ΑναπτυξιακήςΣυνεργασίας. – Режим доступа: http://agora.mfa.gr/frontoffice/portal.asp?cpage=NODE&cnode=57&fid=14660 (Дата обращения: 03.03.2015.). (Дата обращения:03.03.2015.).J39Наряду с этим в период с марта 1988 по апрель 2005 г. прошли девять встречобъединенной комиссии по экономическим, производственным, техническим инаучным вопросам.С Македонией Греция заключила: Временное соглашение (ΕνδιάµεσηΣυµφωνία, 1995), Меморандум о практических шагах к Временному соглашению(Μνηµόνιο εφαρµογής «Πρακτικών Μέτρων» της Ενδιάµεσης Συµφωνίας,1995),Меморандум о создании офиса по взаимным вопросам в Афинах и Скопье(Μνηµονίο για την αµοιβαία εγκαθίδρυση Γραφείων Συνδέσµων στην Αθήνα και σταΣκόπια, 1995).32В-третьих, за исключением вышеупомянутого спора у Греции к началу 2000х гг.
отсутствовали какие-либо политические противоречия с Албанией иМакедонией. Вопросы нелегальной миграции албанских граждан решались втесном сотрудничестве между государственными органами. Сам феноменнелегальной миграции хотя и оценивался со стороны греческого населениянегативно, всё же отчасти способствовал замещению позиций длянеквалифицированной рабочей силы в Греции. Это позволяло сокращатьиздержки частных компаний, операционная деятельность которых велась надомашнем греческом рынке.В-четвёртых, Греция не только сохранила территориальную целостность иусилила свои экономические позиции, но и стала основным инициаторомразличного рода стратегических проектов и инициатив.
Среди нихвышеупомянутые проекты по созданию мультимодальных транспортныхкоридоров, проект строительства газопровода «Trans Adriatic Pipeline (TAP)»,направленного на транспортировку газа из каспийского региона по территорииГреции, Албании и Италии в Западную и Центральную Европу, а также идеяформирования Адриатическо-Ионического макро-региона c участием Греции,Италии, Албании, БиГ, Словении, Хорватии, Сербии и Черногории.32Υποργεἰο Εξωτερικὀν. – Режим доступа: http://www.mfa.gr/blog/dimereis-sheseis-tis-ellados/fyrom/ (Дата обращения: 03.03.2015.). (Дата обращения: 03.03.2015.).J40В-пятых, население Албании и Македонии особенно после саммита вСалониках воспринимало греческое политическое влияние на свои страны впозитивном ключе33.
К 2008 году позитивная оценка начала снижаться, что однаконе принижает значение определённого политического веса, которые Афинысмогли набрать в предшествующий период.Стоит отметить, что греческая экономическая экспансия благоприятносказалась на социально-экономическом развитии северных соседей в течение1990-2000-х гг. С одной стороны, несмотря на относительно незначительноеколичество прямых греческих инвестиций данный фактор представлял собойосновной катализатор экономического роста в Албании и Македонии34.
Онспособствовал аккумуляции капитала, что позволяло отчасти нивелироватьн е д о с т ат к и в т е х н о л о г и ч е с ком у р о в н е р а з в и т и я и н е х в ат к увысококвалифицированных кадров.Важно подчеркнуть, что второстепенная роль Германии, Франции и другихразвитых стран с более мощной экономикой, чем греческая, позволяют говорить отом, что экономические детерминанты привлечения прямых инвестиций вменьшей степени влияли на приток иностранного капитала в экономики двухзападнобалканских стран.
Таким образом, инвестиционная активность Греции врегионе носила характер инструмента внешней политики – экономическойдипломатии. Однако усилия, предпринимаемые греческим государством, не былидостаточны для сокращения экономического разрыва между западнобалканскимистранами и странами ЦВЕ.С другой стороны, повышение уровня благосостояния Албании и Македониипозитивно сказалось на процессе проводимых ими реформ системыгосударственного управления. Институциональная трансформация проводиласьэтими странами с учётом интеграционных перспектив, полученных врамках33 ΑρµακόλαςΙ., Βάλβης Α. Οικονοµική Κρίση και Ελληνική Εξωτερική Πολιτική στα Βαλκάνια: ΤαΑποτελέσµατα µιας Διαδικτυακής Έρευνας. – Режим доступа: http://www.eliamep.gr/wp-content/uploads/2014/09/52_2014_-WORKING-PAPER.pdf (Дата обращения: 03.03.2015.).34Capolupo R.
Economic Transition and Regional Growth: The Case of Albania and ComparatorSEECs // Transition Studies Review. – 2012. – Vol. 18. – pp. 529–549.J41председательства Греции в Совете ЕС в 2003 году. Принятый документ результатмсаммита в Салониках документ официально закреплял статус потенциальныхкандидатов в ЕС за странами Западных Балкан. Это означало, что реформысистемы государственного управления были направлены на создание в первуюочередь экономических институтов, предусмотренных «Копенгагенскимикритериями».Европейская комиссия в рамках оценки имплементации институтов,предусмотренных нормами acquis, положительно оценивала проведённыеАлбанией и Македонией реформы, но отмечала их слабую готовность кприсоединению к ЕС. Так, подготовленное в 2010 году мнение ЕК по вопросуподачи Албанией официальной заявки на членство в ЕС отмечало наличиеслабого прогресса в таких сферах, как: свободное перемещение товаров, защитаинтеллектуальной собственности, информационное общество и СМИ, сельскоехозяйство и развитие сельских территорий, безопасность продуктов питания,ветеринарная и фитосанитарная политика, рыболовство, транспортная политика,социальная политика и занятость, региональная политика и координацияструктурных инструментов, судопроизводство и основные права, юстиция, атакже финансовый контроль35.
В случае с Македонией ЕК подчёркивает, что всреднесрочной перспективе институциональная среда страны будет способнавыдерживать давление требований ЕС36. В ряде областей таких, как свободноеперемещение товаров, право интеллектуальной собственности, политикуконкуренции и финансовый контроль, в среднесрочной перспективеположительных изменений не ожидается.35Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. CommissionOpinion on Albania's application for membership of the European Union. Brussels, 9.11.
2010COM(2010) 680. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2010/package/al_opinion_2010_en.pdf (Дата обращения: 03.03.2015.).36Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. CommissionOpinion on the application from the former Yugoslav Republic of Macedonia for membership of theEuropean Union. Brussels, 9.11.
2005 COM(2005) 562. – Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0562:FIN:EN:PDF (Дата обращения: 03.03.2015.)J42Другим показателем улучшения системы государственного управленияАлбании и Македонии являются вышеупомянутые индикаторы «The WorldwideGovernance Indicators (WGI)», составленные Д.
Кауфманном, А. Краем и М.Маструззи (Приложение Д). Динамика данных индикаторов позволяетутверждать, что начиная с 1996 года происходит последовательное улучшениекачества государственного управления, что связано с формированием новойсистемы экономических институтов в рамках имплементации норм acquis. Так, всвоём докладе, посвящённом переходным экономикам, ЕБРР отмечал, что влияниефактора присоединения к ЕС для таких экономик также имеет позитивноезначение для процесса внутренних реформ37. Вместе с тем внутренние реформыАлбании и Македонии идут медленнее, чем в странах ЦВЕ в конце 1990-х —начале 2000-х гг. В то время как за аналогичный период последние проделалипуть к функционирующим рыночным экономикам, страны Западных Балкан попрежнему остаются «пограничными случаями в переходном процессе»38.Трансформация институциональной среды Албании и Македонии в отличиеот аналогичного процесса в странах ЦВЕ характеризовалась как медленным ходомреформ, так и дисфункциями вновь создаваемых экономических институтов.Зачастую это происходило по причинам недостаточной политической воли,неэффективного финансирования для имплементации изменений, а также слаборазвитого диалога между местным органами власти и центральнымправительствами.
Также существенными факторами, которые задерживали ходреформ, являлись клиентелизм и коррупция. Например, «пробуксовка»административной реформы в Албании может объясняться наличием собственныхинтересов у бюрократического аппарата. В свою очередь, целый рядзапланированных Македонией реформ остался лишь на бумаге.Важно подчеркнуть, что реформы Албании и Македонии сопровождались какростом недовольства решениями правительства, так и повышением уровня37Transition Report 2013. EBRD, 2013. – Режим доступа: http://www.ebrd.com/downloads/research/transition/tr13.pdf (Дата обращения: 03.03.2015.)38Elbasani A. European Integration and Transformation in the Western Balkans: Europeanization orBusiness as Usual? London, Routledge, 2012. – 218 p.J43евроскептицизма в целом.
Как отмечает А. А. Язькова: «Из опыта других стран (втом числе Болгарии и Румынии) известно, что как только реформы набирают силу,число евроскептиков сильно увеличивается, поскольку становится необходимымвыполнение достаточно сложных обязательств в области сокращениясельхозпродукции, реформировании ряда отраслей экономики, что в целом ведёт кснижению уровня жизни»39. В действительности население западнобалканскихстран было удалено от процессов, происходящих в рамках государственныхинститутов, и не оказывало им большого доверия. Например, согласно даннымисследований Gallup, опубликованного в 2008 году, небольшое доверие иотсутствие доверие к правительству было отмечено у 57% населения Албании и43% Македонии40. Иными словами, формирование новой институциональнойсреды не сопровождалось наличием коалиции интересов, состоящей изполитиче ской элиты, бизне с-сообще ства, гражданского обще ства игосударственных служащих.Несмотря на наличие вышеупомянутых проблем, изменения системыгосударственного управления Албании и Македонии, экономическая дипломатияГреции в этих странах на протяжении 1990-2000-х гг.
оказывала существеннуюподдержку процессу внутренних реформ. Так, улучшение качестваинституциональной среды западнобалканских стран приводило к повышениюотдачи от вложенных греческих инвестиций, повышало потенциал взаимнойторговли, снижало приток албанских и македонских мигрантов в Грецию, а такжерасширяло возможности экономической кооперации между странами.