Диссертация (1105963), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Уголовно-процессуальный кодекс60 помимо основных положений, относя-
щихся ко всем деликтам, содержит и положения о раскрытии информации о бан- ковских сделках и счетах при наличии подозрения об отмывании. Вопрос банков- ской тайны являлся и остается «камнем преткновения» австрийского законода- тельства о противодействии отмыванию и финансированию терроризма, поэтому данные положения до сих пор продолжают претерпевать изменения, вносимые преимущественно по требованию ФАТФ. Так, в 2010 г. § 116 (Запрос о банков- ских счетах и банковских сделках) был изменен в сторону облегчения доступа к данной информации для соответствия Рекомендациям 3, 4, 35, 36, 38 и Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза от 29 мая 2000 г. и Протокола к ней от 16 октября 2001 г.
Также УПК Австрии содержит и некоторые положения относительно кон- фискации и изъятия. Хотя основные вопросы в данной сфере регулируются мате- риальным правом – уголовным кодексом, однако есть и процедурные вопросы, связанные, например, с институтом «замораживания» (§ 144а) тех средств, в от- ношении которых существует возможность будущей конфискации. Устанавлива- ются процессуальные положения о конфискации и изъятии в §§ 443, 444.
58 Bundeskriminalamt-Gesetz (BKA-G), BGBL. I Nr. 22/2002.
59 Создание такого органа как подразделения финансовой разведки – инициатива ФАТФ, основные поло- жения, роль и функции были разработаны им же.
60 Strafprozeßordnung 1975, BGBl. I Nr. 631/1975.
Среди административных законов основное место занимает Закон о банков- ском деле (регулировании) – BWG. Вся австрийская литература об отмывании со- держит в том или ином объеме рассмотрение данного закона61. Его принятие было обусловлено именно необходимостью разработки комплексных мер по борьбе с отмыванием. Более того, некоторые авторы указывают, что центральные опреде- ления австрийского права касательно отмывания содержатся в двух законах, УК Австрии и BWG62. Также данный закон является крайне важным в силу историче- ского отношения Австрии к вопросам банковской тайны. Анонимность банков- ских счетов считалась «австрийской культурой вклада» с 1819 г., её нарушение влекло уголовную ответственность, а с 1988 г. норма о банковской тайне стала объектом конституционно-правовой защиты (§ 38 BWG, ранее – § 18 KWG). Та- ким образом, существенное ограничение банковской тайны потребовало не про- сто внесения изменений в существующую базу, но и разработки нового закона, который позволял бы при наименьшем сужении банковской тайны создать поло- жения, удовлетворяющие требованиям противодействия отмыванию и террориз- му. С принятием на международном уровне новых и новых требований, данный закон всё больше претерпевал изменения в сторону ограничения банковской тай- ны.
Закон был принят в 1993 г., как и нормы об отмывании в уголовный кодекс. Положения об отмывании содержатся, прежде всего, в главе X «Sorgfaltspflichten und Bekämpfung von Geldwäscherei und Terrorismusfinanzierung» – обязанность проявлять осмотрительность и борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма. Главе содержит всего 10 статей (с § 39 по § 41 включительно), однако весьма объемна. Положения закона распространяются на кредитные и финансо- вые институты (определение им дано в § 1, а те исключения, на которые не рас-
61 См., например: Klippl I. Geldwäscherei. Wien, 1994; Scherschneva-Koller E. Geldwäsche: Praxiskommentar für Ermittler und meldepflichtige Berufsgruppen. Linz, 2012; Hendel P. Bekämpfung von Geldwäsche und Terrorismusfi- nanzierung insbesondere am Beispiel der §§ 14 Abs. 2 Nr. 1 und Nr. 2 GwG, 25a Abs. 1 Satz 3 Nr. 2 und Nr. 6 KWG (Deutschland), 40 Abs. 4 Nr. 1 BWG (Österreich): Möglichkeiten und Grenzen / eingereicht von P. Hendel. 2007; Jacsó- Potyka J. Bekämpfung der Geldwäscherei in Europa: unter besonderer Berücksichtigung des Geldwäschestrafrechts von Österreich, der Schweiz und Ungarn. Berlin; Wien, 2007.
62 См.: Trenkwalder J. Verdacht auf Geldwäsche. Graz, 2006. S. 143.
пространяется закон, закреплены в § 3). Речь в данном акте идет, прежде всего, о банковских сделках.
§ 39 устанавливает общие положения о необходимой осмотрительности, в каких случаях сотрудники должны проявлять особенную осмотрительность, и од- ним из таких случаев указан именно риск отмывания и финансирования терро- ризма проводимой сделкой. § 40 (обязанность проявления осмотрительности в це- лях борьбы с отмыванием и финансированием терроризма) закрепляет обязан- ность по идентификации клиентов при проведении сделок. Целью этого действия является получение как можно больше информации о клиенте для облегчения вы- явления «грязных» денег. В данной норме реализуется закрепленный в междуна- родных документах принцип «know your customer» – знай своего клиента. Наибо- лее подробную информацию (установление идентичности личности) кредитные и финансовые институты должны получать при установлении длительных отноше- ний с клиентом; при проведении транзакции, сумма которой превышает 15 000 евро или эквивалент в другой валюте (причём не имеет значения, была ли это единовременная транзакция или данная сумма была достигнута в результате не- скольких, но связанных между собой операций); при наличии обоснованных по- дозрений, что существует связь с террористическими организациями или с дея- тельностью по отмыванию; с 2000 г. при всех вкладах на сберегательные счета, а с 2002 г. также при выплатах с них, когда сумма составляет более 15 000 евро или эквивалент в другой валюте; а также при сомнении в действительности или соот- ветствии предоставленных ранее данных о клиенте. В параграфе подробно описа- на процедура установления личности как для физических, так и для юридических лиц. Установлены специальные нормы для лиц, осуществляющих транзакции как представители, для международных сделок, для сберегательных счетов школьни- ков, в отношении кредитных и финансовых институтов в качестве клиентов, для сделок с ценными бумагами,
Законом 2007 г. было внесено множество изменений, в том числе были до- бавлены несколько статей. Так, § 40а устанавливает случаи, когда допускается проведение меньших мер для исполнения обязанности по осмотрительности.
Например, когда клиентом является известное юридическое лицо, чьи акции находятся на мировом рынке и информация является общеизвестной; внутренние органы власти; некоторые иные лица и организации, удовлетворяющие установ- ленным требованиям. § 40b, напротив, закрепляет усиленную обязанность в от- ношении клиентов. Такое положение имеет место, например, когда клиент не мо- жет физически присутствовать; в отношении банков и корреспондентских счетов из стран, не входящих в ЕС, или стран, обозначенных как страны высокого риска; в отношении физических лиц, участвующих в политике (politically exposed persons). § 40с предоставляет возможность облегченного режима получения ин- формации при определенных видах транзакций. Например, речь идет о переводах менее 1 000 евро. § 40d (запрещенные сделки) устанавливает запрет на сотрудни- чество с так называемыми «шелл-банками», т.е. банками, не имеющими физиче- ского присутствия в какой-либо стране. Кроме того, в статье введен запрет на от- крытие анонимных счетов.
Наконец, одна из наиболее важных и подробных норм содержится в § 41. Речь идет о взаимодействии кредитных и финансовых институтов с правоохрани- тельной системой, а именно – о необходимости сообщения в подразделение фи- нансовой разведки обо всех транзакциях (предстоящих, совершаемых или уже со- вершенных), которые могут быть связаны с имуществом, полученным в результа- те деликта в смысле § 165 УК Австрии; могут быть связаны с преступным сооб- ществом, террористической организацией, террористическим актом или с финан- сированием терроризма; в которых представляются нарушенными обязанности представителя о раскрытии информации о клиенте. Подразделение финансовой разведки может принять решение о приостановлении проведения транзакции. Информацию о передаче сведений в подразделение финансовый или кредитный институт обязан держать в тайне от клиента. Закрепляет статья и необходимость разработки такими институтами внутренних мер и правил, направленных на сни- жение рисков использования их в целях отмывания или финансирования терро- ризма. Убытки, возникшие в результате не исполнения или задержки в исполне- нии транзакции в силу подозрения об отмывании или финансировании террориз-
ма финансовые и кредитные институты не обязаны возмещать клиентам. Измене- ния 2003 и 2010 гг. были направлены на приведение положений в соответствии с требованиями ФАТФ.
§§ 98, 99 устанавливают штрафные санкции в рамках административного производства за нарушение рассмотренных правил в кредитных и финансовых институтах. Санкция составляет лишение свободы на срок до шести недель или денежный штраф в размере до 75 000 евро.
Постановление о рисках отмывания и финансировании терроризма – GTV – устанавливает список стран, в которых повышенные риски отмывания и финан- сирования терроризма (Иран, Корея, Боливия, Куба, Эфиопия, Кения, Мьянмар, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Сирия, Турция).
Остальные указанные в начале параграфа законы устанавливают опреде- ленные правила (схожие с теми, что закреплены в BWG, но менее подробные и не столь строгие) в различных сферах профессиональной деятельности – на бирже, в страховом деле, для нотариусов и адвокатов, бухгалтеров, в сфере азартных игр, ценных бумаг, доверительном управлении и в отношении таможни.
-
Правовое регулирование в России
Уголовное законодательство России о противодействии легализации (отмы- ванию) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным пу- тем, также прошло определённые этапы в своём развитии, характеризующиеся непоследовательностью уголовной политики законодателя в приложении к дан- ным составам преступлений.
В первоначальной редакции уголовного закона ст. 174 УК РФ устанавлива- ла ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путем, т.е. за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, при- обретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности; квалифицированный (ч. 2) и особо квалифициро-
ванный (ч. 3) составы преступления предполагали ответственность за совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с ис- пользованием своего служебного положения; организованной группой или в крупном размере. Как уже указывалось ранее, понятийный аппарат статьи (например, финансовые операции, крупный размер), а также ряд общих вопросов квалификации (например, в плане субъекта преступления) являлись спорными в теории уголовного права и на практике.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по- лученных преступным путем» 63 кардинальным образом реформировал уголовный закон в этой части, заложив схему ответственности, действующую до сегодняш- него дня. Во-первых, уголовная ответственность была дифференцирована за счёт разделения единой ст. 174 УК РФ на ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) де- нежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступ- ным путем) и ст. 1741 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступле- ния). Во-вторых, источник происхождения денежных средств или иного имуще- ства был ограничен путём указания на преступное происхождение. В-третьих, было определено понятие крупного размера для целей данных статей УК РФ и до- стижение данного крупного размера было установлено в качестве криминообра- зующего признака обоих составов преступлений. В-четвёртых, появилось изъятие денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, из-под действия данных норм. Однако с этого же времени начались и рассогласованности в тексте уголовного закона: ст. 174 УК РФ в отличие от ст. 1741 УК РФ содержала указа- ние на цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряже- нию указанными денежными средствами или иным имуществом, тогда как по-
63 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3424.
следняя статья в отличие от первой дополнительно предусматривала ответствен- ность за использование денежных средств или иного имущества для осуществле- ния предпринимательской или иной экономической деятельности.