Диссертация (1101863), страница 22
Текст из файла (страница 22)
При этом внутренний повторможеткакточноотображатьхарактеристикиситуациивдействительности (например, повторяющиеся движения рук в жестереальнойШАГАТЬ,имитирующие движения ступней при ходьбе), так и метафорически указывать61Напомним, что траекторное движение представляет собой изменение локализации жеста. Например, вжесте ОПОЗДАТЬ начальная локализация активной руки – над ребром левой ладони. Далее рука движетсявперед-вниз. Конечная локализация – перед левой ладонью. Внутреннее движение представляет собойизменение конфигурации или ориентации жеста. Например, в жесте ПРОСНУТЬСЯ соприкасающиеся большой иуказательный пальцы раскрываются в конфигурацию дактильного -Э.
Локализация жеста (у внешнего углаглаза) при этом не меняется.62Напомним, что под внутренним повтором понимается «корневой» повтор, входящий в словарнуюформу жеста: в жесте повторяется сегмент, содержащий движение. Например, в жесте ЛАЯТЬ пальцы раскрытойладони несколько раз соединяются в конфигурацию дактильного -Ж.63Заметим, что в [Sandler, Lillo-Martin 2006: 197] внутренний повтор интерпретируется какразновидность движения.107на наличие у ситуации срединной стадии и внутренней структуры,заключающейся в наборе повторяющихся действий (ВАРИТЬ, ИГРАТЬ).В структуре остальных жестов внутренний повтор отсутствует, но имеетсятраекторное движение. По нашим данным, жесты без внутреннего повторамогут относиться к двум ранее выделенным подклассам: предикатам ссемантикой сильных предельных процессов (например,СВЕТЛЕТЬ)РАСТИ, ТЕМНЕТЬ,и предикатам с семантикой непредельных процессов (например,СМОТРЕТЬ, ГЛАЗЕТЬ).
Можнопредположить, что отсутствие внутреннего повторав фонологической структуре этих жестов связано с тем, что обозначаемые имипроцессы концептуализируются в РЖЯ как недискретные, такие, в которыхневозможно выделить отдельные кванты. Как отмечалось в разделе 2.1.2.3настоящей главы, в класс сильных предельных процессов, по нашим данным,попадают жесты, обозначающие необратимые и неостановимые природныепроцессы, не имеющие четко выделенных фаз.
Отсутствие дискретности унекоторых жестов, относящихся к акциональному классу непредельныхпроцессов, скорее всего, объясняется их близостью к акциональному классусостояний.Таким образом, в РЖЯ на фонологическом уровне при помощиналичия/отсутствия внутреннего повтора дополнительно разграничиваютсядискретные и недискретные процессы.Что касается фонологических различий между подклассами сильныхпредельных, слабых предельных и непредельных глаголов, наши данные покане позволяют сделать однозначный вывод.
По нашим наблюдениям, ситуации,описываемыесильнымипредельнымиглаголамивРЖЯ,являютсянедискретными и жесты, их обозначающие, не содержат внутреннего повтора.Ситуации, относящиеся к классу слабых предельных процессов, всегдаявляются дискретными, и жесты, обозначающие их, всегда содержатвнутренний повтор. Ситуации же, попадающие в подкласс непредельныхпроцессов, могут быть как дискретными, так и недискретными.1082.2.3. Класс состоянийПо нашим данным, предикаты со значением вневременных состоянийвсегда содержат движение (траекторное, как например, в жестах ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ,НЕНАВИДЕТЬ, ВЕРИТЬ;либо сочетание траекторного и внутреннего движений,как, например, в жестахНРАВИТЬСЯ, ОБОЖАТЬ)и никогда не содержатвнутреннего повтора.Большинствопредикатов,обозначающихвневременныесостояния«привязаны» к определенному месту в пределах жестового пространства: 78%жестов содержат контакт с корпусом (например, жестыОБОЖАТЬ),ЛЮБИТЬ, ЗНАТЬ,22% жестов содержат контакт с вспомогательной рукой (например,жест ВЕРИТЬ).Дляжестов,обозначающихэпизодическиесостояния,характерноотсутствие в фонологической структуре жеста движения и внутреннего повтора– 92% жестов представляют собой удержание руки в определеннойлокализации (например, СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ, ЖДАТЬ, СТОЯТЬ, ЛЕЖАТЬ, СИДЕТЬ).
Каки жесты со значением вневременных состояний, жесты со значениемэпизодических состояний «привязаны» к определенному месту в пределахжестового пространства: 75% жестов содержат контакт с корпусом говорящего(например, жестыСПАТЬ, ОТДЫХАТЬ, СЛУШАТЬ),17% жестов содержат контактмежду руками (например, жест СТОЯТЬ, ЛЕЖАТЬ).2.2.4. Переходный акциональный класс: состояния/процессыВ РЖЯ существует также группа жестов, совмещающая в себе признакиакциональных классов процессов и состояний: это жесты, обозначающиеэмоциональныеифизическиесостояния(РАДОВАТЬСЯ,БЕСПОКОИТЬСЯ, НЕРВНИЧАТЬ, ЗЛИТЬСЯ, БОЛЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬВОЛНОВАТЬСЯ,и др.).Эти жесты имеют в своей структуре внутренний повтор, что характернодляжестов,обозначающихдискретныепроцессы.Однако109морфосинтаксическиехарактеристикиданныхжестов,вчастности,невозможность сочетания с фазовыми глаголами и производное значение«положительной»длительностиприредупликации,указываютнапринадлежность этих жестов к акциональному классу состояний.
Можнопредположить, что эмоциональные и физические состояния, обозначаемыеуказанными жестами, концептуализируются в РЖЯ как динамическиедискретныеситуации:например,содержащиеповторяющиесяжестыдвиженияиВОЛНОВАТЬСЯсконтактомвРАДОВАТЬСЯ,районегруди,метафорически передают усиливающиеся и ослабевающие чувства тревоги ирадости. Как нам кажется, таким образом в языке отражается «пограничность»рассматриваемыхтипологическоепредикатов.сходствосоВэтомзвуковымиотношенииязыками:РЖЯвпроявляет[Татевосов 2005]отмечается, что в последних не всегда представляется возможным провестичеткую границу между акциональными классами состояний и процессов.Следует также отметить, что для жестов, обозначающих эмоциональныесостояния, характерно наличие в их структуре контакта с корпусом с четкойлокализацией в районе груди. Жесты, обозначающие физические состояния(например,БОЛЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ)содержат в своей структуре контакт междуруками.Корреляция акциональных типов предикатов в РЖЯ с фонологическимихарактеристиками жеста приведена в Таблице 4.Таблица 4.
Отражение акциональной семантики предикатов в РЖЯ нафонологическом уровне64Собы-64ПроцесспредельныйнепредельныйПереходный классСостояниеэпизовне-Знаком «+» обозначены фонологические признаки, обязательно присутствующие в фонологическойструктуре жеста, относящегося к данному акциональному классу. Знаком «–» обозначены фонологическиепризнаки, никогда не встречающиеся в фонологической структуре жеста, относящегося к данномуакциональному классу. Знаком «+–» обозначены несколько фонологических признаков, один из которыхобязательно присутствует в фонологической структуре жеста, относящегося к данному акциональному классу.Штриховкой в таблице обозначены фонологические компоненты жеста, нерелевантные для отраженияакциональной семантики данного акционального класса.110слабый(дискретный)дискретныйнедискретный(процесс/состояние)дическоевременное+–сильный(недискретный)+––––––+–+–+–––––+––––+––+–+–+–тиеТраекторное движениеВнутреннее движениеВнутренний повторОтсутствие движенияКонтакт рук междусобойКонтакт с корпусомКак показано в Таблице 4, в русском жестовом языке существуетопределенная корреляция между акциональным классом предиката и наличиемв фонологической структуре жеста определенных компонентов.
Однакооднозначно судить можно только о функциях внутреннего повтора, так как онрегулярно встречается в фонологической структуре предикатов, обозначающихситуации дискретные, членимые на отдельные фрагменты.Траекторное ивнутреннее движение, а также отсутствие движения в таком случае указываютна отсутствие внутренней членимости ситуации: разграничить их функцииболее детально пока не представляется возможным. При этом прослеживаетсяявная связь наличия/отсутствия траекторного или внутреннего движения сакциональными характеристиками предикатов: при образовании жеста созначением события от жеста со значением процесса утрачивается внутреннийповтор и появляется траекторное или внутреннее движение (см. раздел 2.3.3настоящей главы).Контакт с корпусом и контакт рук между собой наблюдается почти у всехжестов со значением состояния и у жестов, принадлежащих к переходномуклассу состояний-процессов – можно предположить, что это связано с тем, чтожест иконически «привязан» к той части тела, с которой ассоциируетсяопределенное состояние субъекта.
Однако контакт с корпусом и контакт рукмеждусобойвстречаетсявфонологическойструктурежестоввсехакциональных классов.Таким образом, на нижнем ярусе языка в РЖЯ при помощи внутреннегоповтора последовательно разграничиваются ситуации, обладающие и не111обладающиедискретностью(внутреннейчленимостью).Дальнейшееразграничение ситуаций на основании других акциональных признаковпроводитсяуженадругихуровняхязыка–морфологическомисинтаксическом.Анализ фонологических характеристик предикатных жестов позволяетуточнить и дополнить акциональную классификацию предикатов в РЖЯ.
Наосновании морфосинтаксических и фонологических характеристик в этомязыке можно выделить восемь акциональных классов предикатов: события,сильные(недискретные)предельныепроцессы,слабые(дискретные)предельные процессы, недискретные непредельные процессы, дискретныенепредельныепроцессы,переходныйкласс(состояния-процессы),эпизодические состояния, вневременные состояния (см. Таблицу 4). Такимобразом, в жестовых языках акциональные классы предикатов могут бытьразграничены не только на основании их сочетаемости с аспектуальнымипоказателями, но и на основании их формальных характеристик.2.2.5.
Морфология или фоносемантика?Наличие корреляции между определенными параметрами жеста исемантическими признаками жеста заставляет поставить вопрос – относятся липеречисленные параметры жеста к фонологическому уровню языка или же этипараметры обладают статусом морфемы?Как нам кажется, в данном случае мы имеем дело скорее сфоносемантикой, а не с морфологией. Рассматриваемые фонологическиехарактеристики жеста встречаются не только в глагольных жестах, но и вименных.