Главная » Просмотр файлов » Диссертация

Диссертация (1101693), страница 3

Файл №1101693 Диссертация (Слово как объект исторической семантики - «гражданин» и «общество» в русском языке второй половины XVIII — первой трети XIX вв) 3 страницаДиссертация (1101693) страница 32019-03-13СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 3)

(а именно такой ответ мы получим в любом из исторических исследований12становления семантики этого понятия). Речь идет о лингвистическом потенциалеобеих лексем и о том выборе, который свершился в оформляющемся русскомсоциально политическом дискурсе: ведь слово подданный само по себе несвязано с «государевой волей» и могло быть переосмыслено в сторону‘подвластный закону’ (и такое, например, произошло с французским словом sujetв первой трети XIX в.) – и, тем самым, стать выразителем понятия о правовомсубъекте.

Но, однако же, эта судьба была уготована именно слову гражданин.«Тот факт, - пишет Е.Н. Марасинова в другом исследовании,посвященном этому же слову, - что новое понимание взаимоотношение власти,общества и личности в монархических государствах выразилось именно черезпонятие “гражданина”, имело свою историческую закономерность. По всейЕвропе горожане были самой независимой частью населения» [Марасинова2008а: 105]. Однако, как показывает далее Е.Н. Марасинова, «теряя своепервоначальное значение “горожанин”, [понятие гражданин] наполнялосьисключительно государственно-правовым или нравственно-этическим смысломи не отягощалось этимологической связью с наименованием класса «буржуа»[там же: 108].Но не сталкиваемся ли мы здесь с риском «механического сцепленияфактов быта и мировоззрения с формами языка [Виноградов 1999: 6], тогда как«предметом семантики является не реальный мир, а концептуализация мира»[Булыгина 1982: 10]? Ведь констатация того, что слово наполнялось«исключительно» политическим или нравственным значением, не может бытьоценено как некая ущербность.

Вне всякой оценочности это наблюдениеобнаруживает существеннейший признак русского концепта, включающего всебя представление о «нравственной силе, составляющей гражданина» (М.С.Лунин). Так не потому ли слово гражданин оказалось «предпочтительным», чтобыло способно передавать эти морально-этические смыслы, являющиеся стольсущественными для русской языковой картины мира и связанные с базовойоппозицией славянизм-русизм? В этом свете и синонимия, и последующее13расподобление слов горожанин и гражданин предстает как то ядро, которое иотличает историю русского понятия о правом субъекте от ситуаций в другихевропейских языках, и это ставит под сомнение столь непреложно принимаемуюидею о «рецепции» семантики западных социально-политических концептов иставит исследователя перед вопросом об активной, генерирующей роли именнорусского слова.Вопрос о собственно языковой специфике, определившей смыслырусскогосоциально-политическогоязыка,поставленвглавууглавколлективной монографии «От общественного к публичному» (ред.

О.В.Хархордина, 2011 г.), большая часть глав которой посвящена историисоциально-политического содержания слова общество.«Почему в России так много общего и так мало общественного?» - таксформулирован исходный вопрос, интересовавший авторов. Здесь затронутважный лингвистический аспект: действительно, в русском языке понятия socialи public выражаются одним корнем, что уже делает положение слова обществоособенным на фоне других европейских языков (ср. société-publique, GeselschaftGemeinschaft). Примечательно и то, что в основу русского концепта положенаидея общности-соединения, идущая от лат. communicare, тогда как вподавляющем большинстве европейских языков идея о социальном восходит,соответственно, к связи-соединению лат.

sociare. Но на практике словообщество (в период второй половины XVIII-первой трети XIX вв.) интересуетавторов как «термин, нагруженный новыми…смыслами, которые отражаютначавшеесяширокоераспространениеновых…формобщественно-политической мысли и соответствующих культурных практик» [Каплун 2011:401].Авторовинтересуютпреждевсего«словоупотребления,которые…отражают характерные для российского Просвещения изменения вумах и в социальной реальности» [там же]. Иначе говоря, здесь представленономасиологический подход, и, хотя мы узнаем довольно много о том, какименно осмыслялась социальная и политическая реальность лучшими умами той14эпохи, кто и как употреблял слово общество и с каким смыслом, ответ наглавный,какпредставляется,вопрос(о«формах“общего”,которыесхватываются в языке» [Калугин 2011: 307]) остается без ответа.

Да, безусловно,никакие отвлеченные рассуждения о синтаксических конструкциях и моделяхуправления, свойственных слову с древнерусского периода вплоть до первойтрети XIX в. (ср. общество тьмы со светом, общество Божье к нам, обществамежду благородными, ум, к обществу способный, общество блага) и попыткиинтерпретировать самые разные контексты его употребления («от “общества”,тождественного государству, и “общества”, обозначающего сословия… досветского “общества”» [там же: 383]) – такие рассуждения не могут бытьотделены от анализа явлений экстралингвистического порядка. Да, чрезвычайноважна рецепция теории общественного договора, как важно и то, в какомварианте она была заимствована – в варианте Гоббса и Пуфендорфа, или в такназываемом «неоримском» (К.

Скиннер) – через французских революционныхмыслителей? Что, в сущности, прочел на тот момент тот же А.Н Радищев,проучившись в Лейпциге и переведший на русский язык европейских авторов ит.д.И все-таки: сколь многое эта информация нам действительно проясняет?В каждом из рассматриваемых автором контекстов (а рассматриваютсятолько те, которые в качестве денотата имеют социально-политическуюреальность, то есть заведомо меньшее количество контекстов) «можно увидетьразные формы “общего”: это язык, территория и религия…набор формальныхпривилегий, поведенческих кодов» [там же: 383-384]. Так, приводя пример из«Писем русского путешественника» М.Н. Карамзина – «Лозаннские обществаотличаются от бернских, во-первых, тем, что в них всегда играют в карты…»,автор тут же отмахивается от него: «Эти значения достаточно очевидны дляXVIII века, и я не буду на них останавливаться…меня интересует категория“общества”…как термин» [Каплун 2011: 401].

М.Н. Карамзин, должно быть,вполне ясно понимал значение слова, которое употребляет, и в этом смысле,15конечно, это значение «очевидно для XVIII века». А для нас? Если выше речьшла о разных формах «общего», то почему бы не продолжить и не задатьсявопросом: чем, собственно, отличаются лозаннские общества от гражданских?Иначе говоря, если наше объяснение семантики сочетания гражданскоеобществоисключаетобъяснение сочетаниялозаннскоеобществокак«неинтересного» и, своего рода, лишнего, то и не столь многое объяснено.КаксправедливозамечаетА.А.Филипповврецензиинарассматриваемую монографию, «прежде чем делать вывод о том, как черезпризму языка дает о себе знать общее и общественное, исследовательдолжен…поставить вопрос: «где находится наблюдатель?» [Филиппов 2011:272].

Исследователь-лингвист должен находиться не в спекулятивныхлабиринтах теории общественного договора и не в текстологических контрастахразных редакций «Путешествия из Петербурга в Москву», а, по возможностимаксимально близко, стоять на точке зрения «самого языка», для которого междулозаннским и гражданским обществом нет никакой разницы, потому что вобоих случаях допускаются трансформы «общество кого» и слово обществоздесь называет членимую на составляющие целокупность.Нельзясказать,чтобывсесущественныелингвистическиехарактеристики исследуемого слова оставались вне внимания авторов, напротив,они поставлены в центр обсуждения – семантические роли, синтаксическиеконструкции, сочетаемость и т.д.

Но, перенимая цветаевское: «Хотели в глаз,садили в бровь». Так, замечая, что «диапазон колебаний значений лексемычрезвычайно высок – от неограниченно большой массы людей до конкретнойличности и общения с ней» [Федорова 2011: 24], автор далее замечает, чтообщество может выступать в роли агенса и пациенса (а распространеннаяконструкция «в обществе»?). «В качестве агенса общество может по-разномувоздействовать на индивидуумов – принимать или изгонять их» [там же: 25],«функционирует как некоторый самостоятельный организм со своими мнениямии привычками» [там же: 26].

Все это совершенно верно в своей очевидности, но16какова же лингвистика такого разнообразия? И здесь оказывается, что возможнаятеоретизация этого обширного материала ограничивается констатацией двухтипов употреблений: «интерперсонального» (общество кого) и «абстрактного»(в роли агенса и в употреблении без зависимых слов).

Безусловно, такоеразделение схватывает нечто существенное в семантической структуре слова(мы это чувствуем интуитивно), но логика разделения на «интерперсональное»и «абстрактное» ничего не прибавляет к изначальной интуиции, ни во что ее неразвивает и оказывается бессильной эту интуицию эксплицировать илиопровергнуть. В этой связи А.А. Филиппов пишет о досадной «нехваткелингвистического аппарата» [Филиппов 2011: 273]. В самом деле: возможно ливыработать такой лингвистический аппарат, который позволит вскрытьсущность, на первый взгляд, едва ли не бесконечного многообразия допустимыхформ общности, как они концептуализируются русским языком?Отказ от «внутренней», собственно-языковой логики при анализелексических изменений приводит к тому, что фундаментальное свойстволексического языкового уровня («развитие у слова нового значения представляетсобой неиссякаемый ресурс в процессах номинации» [Мечковская 2009: 203])является лишь манифестацией хаотичной неупорядоченности «семантическойвседозволенности», тогда как «общая картина лексико-фразеологическойдиахронии значительно ближе к эволюционным процессам, чем к броуновскомудвижению» [там же].§3.

Характеристики

Список файлов диссертации

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6547
Авторов
на СтудИзбе
300
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее