Главная » Просмотр файлов » Диссертация

Диссертация (1101693), страница 2

Файл №1101693 Диссертация (Слово как объект исторической семантики - «гражданин» и «общество» в русском языке второй половины XVIII — первой трети XIX вв) 2 страницаДиссертация (1101693) страница 22019-03-13СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 2)

Врезультате этих процедур можно прийти к конечному набору «значенийопределенных типов» [там же].6«С ономасиологической точки зрения… многозначное слово предстает некак набор значений, связанных отношением семантической деривации, а как рядотносительно автономных номинаций разных реалий (объектов, ситуаций,отношений и т.д.) с помощью одного языкового знака» [Толстая 2008: 21].Поэтому главное при ономасиологическом подходе «объяснить причину (мотив)использования данного языкового знака для обозначения данного денотата изатем восстановить логику применения одного и того же знака к разнымденотатам» [там же].Категорическое принятие лишь одной из обозначенных точек зренияведет к упрощению и не позволяет ответить на вопросы, встающие передисследователем, как-то: почему одни слова развивают полисемию, а другие нет?почему одни слова проживают богатый «жизненный цикл» (А.А.

Поликарпов) –подвергаются забвению, уходят из «основного словарного фонда» (В.В.Виноградов), но затем возвращаются, измененными, а другие, на первый взгляд,остаются неизменными в течение столетий и т.д. Иначе говоря, что являетсяусловием смысловой продуктивности и жизнеспособности слова, какоесвойство, которым обладают одни слова и не обладают другие, задает егодинамику в истории?Во второй половине ХХ века такая постановка вопроса привела к тому,что сегодня принято называть «лингвистическим поворотом» в историческойнауке1. Речь идет о концепции исторического времени, предложенной Р.Козеллеком и получившей развитие в работах представителей Билефельдсокйисториографической школы и направлении Begriffsgeschichte, или историипонятий.«Непосредственный предмет истории понятий, - поясняет Н.Е.

Копосов,- формирование понятийного аппарата социально-исторических теорий. Но еепретензии простираются гораздо дальше, ибо она исходит из мысли, чтоисследование исторических понятий – кратчайший путь к постижению истории»1См. Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001. С.

284-294.7[Копосов2005:55].КлючевойидеейBegriffsgeschichteявляетсянепосредственная связь между семантической структурой историческогопонятия и формой умополагания и проживания собственно исторического (а некалендарного) времени. Это означает, фактически, что понятия (и называющиеих слова) выступают не только как индикаторы, но и как факторы историческихизменений (см. Бедекер 2010). Доступ к этому собственно-историческомувремени, или «исторической темпоральности» открывают историческиепонятия, обладающие «темпоральной структурой». С точки зрения Р.

Козеллека,«семантическая структура исторических понятий определяется…напряжением,возникающим между их по-разному ориентированными во времени элементами,которые он называет соответственно “областью опыта” и “горизонтоможидания”, иными словами, между обобщенным в понятии наличным бытием ипроектом будущего, который оно пытается навязать как естественный порядоквещей» [Копосов 2005: 55], история «не столько создает язык, сколько создаетсяязыком» [там же: 56].В классическом для этого направления труде – «Словаре основныхисторических понятий» – Р. Козеллек раскрывает смысл этой терминологии наследующем примере: «Слово “республика”, некогда бывшее собирательнымпонятием для всех форм государственного устройства…претендует на то, чтобыобозначать единственно легитимное государственное устройство.

Из родовогопонятия, существовавшего в теоретической систематике, это слово превратилосьв историческое понятие, описывающее цель и заключающее в себе ожидание.Понятие, таким образом, подверглось темпорализации…оно более не описываетналичной реальности, но содержит важный элемент – ожидание; это понятиеотсылает к будущему, превращаясь из понятия в проект будущего» [Козеллек2014: 28].Но все ли слова имеют «горизонт ожидания», то есть обладают«темпоральной структурой»? Нет, речь идет о так называемых «основныхисторических понятиях».

Это наиболее уязвимый аспект концепции Козеллека,8уязвимый более всего с точки зрения лингвистики, для которой едва липриемлемы разграничения, проводимые Козеллеком между «основнымиисторическими понятиями» и «простыми словами»2. Однако именно этот аспекти представляет наибольший интерес для ответа на вопрос, поставленный выше –почему одни слова проживают богатую семантическую историю, а другие нет. Впредисловии к названному словарю Козеллек пишет об основных историческихпонятиях как об «имевших важнейшее значение в ходе того историческогопроцесса, который составляет предмет исследования историков» [Козеллек 2014:24], причем «весь язык источников изучаемого периода представляет собой однубольшую метафору той истории, которую хочет познать историк» [там же]. Всловаре описана история таких понятий, как история, современность, политика,революция, общество, гражданин и др.

Очевидно, что в первую очередь авторовсловаря интересуют базовые термины, в которых описывается история, идея жебазовых терминов для лингвистики чуждой отнюдь не является.Теория естественной категоризации, разработанная когнитивистами(прежде всего, Э. Рош и Дж. Лакоффом) показала, что «категории…организованы таким образом, что базовые с когнитивной точки зрения категориинаходятся “в середине” иерархии общего — конкретного [Лакофф 2004: 29], приэтом «категории базового уровня функционально и эпистемологическипервичны в отношении следующих факторов: целостно-образное (гештальтное)восприятие,формированиеобразов…организациязнаний,легкостькогнитивногооперирования (изучения, узнавания, запоминания и т. д.) илегкость языкового выражения» [там же].

Однако если концепция естественнойкатегоризации является, в сущности, статичной, теоретическая мощь концепцииКозеллека в том, что «идея логического своеобразия основных исторических2Ср. комментарий историка Д.В. Тимофеева: «Принципиальное отличие понятия от слова выражается в еготеоретической, концептуальной «нагруженности». С помощью понятий индивиды обозначают не конкретныеобъекты, а выражают свои представления о прошлом и настоящем окружающей их социальной реаль-ности, атакже перспективах общественного развития». Тимофеев Д.В. Методология «история понятий» в контекстеистории дореволюционной России: перспективы и принципы применения // Диалог со временем.

Альманахинтеллектуальной истории. Вып. 50. М.: ИВИ РАН, 2015. С. 116–138.9понятий включена в динамическую картину исторического становлениясовременного разума» [Копосов 2005: 58]. Это делает историю понятий стольувлекательной для ансамбля гуманитарных наук. В предисловии к первомуроссийскому сборнику по истории понятий, В.М. Живов заметил, что«ширящийся интерес к Begriffsgeschichte в международных гуманитарныхисследованиях связан с центральностью для них исторической (а не синхроннодескриптивной) проблематики, с постструктуралистским преимущественнымвниманием к конструированию процессов, а не состояний» [Живов 2009: 7].Показательно, однако, то, что многочисленные анализы, посвящаемыесегодняисториисоциально-политическойтерминологииразличныхевропейских языков, проводятся, сущности, сообразно с логикой, словно бы незнавшей идей самого Р.

Козеллека. Так, например, мы без труда найдемисториографическое описание того, что, скажем, понимал под словом обществоА.Н. Радищев, а после него, например, П.И. Пестель, или лексикографию,фиксирующую линейную последовательность значений слова гражданин отперевода книги Пуфендорфа«О должности человека и гражданина»(выполненного по заказу Петра I) до декабристских проектов и так далее. Но ведь– повторим – теоретическая мощь концепции Козеллека состоит в том, что в нейзаключаетсянечтопозволяющееобъединитьономасиологическийисемасиологический подходы, представляющие собой своеобразную апориютеоретической семантики.Тем острее в настоящее время встает вопрос об идеях и методахсобственнолингвистическойисторическойсемантики.Чтобыпродемонстрировать различие ономасиологического и семасиологическогоподходов к истории слова, достаточно ограничиться одним примером: если придвижении от понятия к слову в центре внимания - эволюция понятия, нашедшеговоплощение в слове общество в русском литературном языке второй половиныXVIII - первой трети XIX в., то при анализе от слова к понятию центральным10становится вопрос о том, почему именно слово общество стало носителемсоциально-политического значения и стало историческим концептом.Но вопрос следует задать на следующем уровне глубины: почему словообщество имеет столь богатую семантическую историю, вырабатывая вовремени то, что станет социально-политическим значением, и как именно (покаким правилам, если они есть) происходит вырабатывание этого значение? Мыимеем дело с множеством значений этого слова, то есть, в сущности, сполисемией, помещенной в исторический план.

Необходимо отдавать себе отчетв том, что «структура многозначного слова может быть результатом действияразных языковых механизмов – как семантических, развивающих потенциалисходного значения…так и номинационных (когнитивных)» [Толстая 2008: 23].Итак, слово общество на протяжении своей истории проживает этапысемантической деривации и одновременно оно обладает каким-то свойством,которое позволяет именно ему стать номинацией нового денотата – понятия осоциальном. Это свойство бесконечной нестабильности и неопределимостисемантики делает возможным реализацию различных смысловых потенций вовремени. Развивая мысль Козеллека, уместно поставить вопрос о темпоральнойсемантике слова.§2. Семантические истории слов гражданин и общество в русскомязыке второй половины – первой трети XIX в.Как бы ни определялось названное свойство семантическойнестабильности и что бы ни понималось под «темпоральной семантикой»,главнымкритериемэффективностианализаявляетсястепеньегообъяснительной силы.

Как уже отмечалось выше, истории слов и понятийгражданин и общество в русском языке посвящены если не многочисленные, товнушительные по объему работы и, однако же, главнейшие вопросы в историизначений этих слов остаются, как представляется, нерешенными.Так, в работах Д.В. Тимофеева – в частности, в монографии «Европейскиеидеивсоциально-политическомлексиконеобразованногороссийского11подданного первой четверти XIX века» (2011 г.) детальнейшим образомпроанализирован колоссальный по объему корпус текстов, в которыхупотребляется слово гражданин. Мы узнаем, что «во второй половине XVIII в.понятие“гражданин”имелополитическинейтральноесодержаниеиупотреблялось, прежде всего, для обозначения городских жителей» [Тимофеев2011: 75], что употребление этого слова «для обозначения общности местапроживания не имело надындивидуального характера» [там же], а «к началу XIXв. в неофициальных текстах понятие “гражданин” активно использовалось и всечаще обозначало не только жителя города, но и любого подданного» [там же:77].

«В большинстве исследуемых текстов, - подытоживает Д.В. Тимофеев, слова“гражданин”понятиями…обозначалии“подданный”жителяРоссии,быливзаимозаменяемымикоторыйдолженбылисполнять…государственные обязанности» [там же: 103]. И – неожиданныйповорот – «в сочинениях наиболее образованных и высокопоставленныхпредставителей дворянской элиты понятие “гражданин”… предполагалоналичие у человека…прав и обязанностей» [там же]. Действительно, знаменитаяцитата из проекта Н.И.

Панина является нехарактерной на общем фонесловоупотребления: «Где же произвол одного есть закон верховный, тамо…естьподданные, но нет граждан» [там же].При всей «гладкости» картины она представляет больше вопросов,нежели ответов. Но вопросы, которые здесь открываются, чрезвычайно важны:каковы отношения между лексемами горожанин и гражданин? Почему именнонеофициальные тексты делают возможным эволюцию понятия гражданин какправового субъекта? И самый главный вопрос: почему, расподобляясь,синонимы подданный и гражданин оказались терминами «старого» и «нового»политического вокабуляра соответственно? Речь идет не о принятии«европейских принципов свободы личности, неприкосновенности частнойсобственности, верховенства закона, равенства гражданских прав» [там же: 17]и т.д.

Характеристики

Список файлов диссертации

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6531
Авторов
на СтудИзбе
301
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее