Диссертация (1101432), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Создание иллюзий,согласно трактату короля, – главный метод, который используют злые духи, называемыефеями (‘fairies’)212.ВыводОбразы ведьм сохраняют свою загадочность на протяжении всей пьесы, чтоявляется составляющей замысла драматурга. В рамках христианской парадигмы в связис их образами в пьесе ставится проблема убедительности иллюзий, которые используетДьявол, чтобы погубить человека. В рамках фаталистических концепций этифантастические героини рассматриваются как посредники рока, осуществления которогоневозможно избежать. Стоит отметить, что комплекс представлений Макбета о судьбетяготеет, скорее, к «макиавеллизму», чем к фатализму, хотя некоторые элементыпоследнего ему также свойственны.
Однако его первоначальная трактовка ведьм какпосредников рока (а не как «орудий мрака») приводит к ошибке, имеющей трагическиепоследствия. Проблема неверной интерпретации предсказаний знакома античной мыслии может даже лежать в основе трагедий («Царь Эдип»), однако идея, согласно которойпредсказание может сознательно использоваться в целях обмана, чужда античнымпроизведениям, но органична христианской культуре.210 Ibid. P. 19.211 Ibid.
P. 20.212 Ibid. Pp. 58-59.1564.2.2. Природа дихотомии космоса и хаоса и ее отражение в трагедииСтруктурные элементы «великих трагедий» Шекспира и, в частности, пьесы«Макбет» во многом определяются дихотомией космоса и хаоса и представлениями,связанными с переходом от состояния божественного порядка к глобальному разладу –безумию, войнам, стихийным бедствиям – и обратно. По мнению ряда исследователейшекспировского творчества, в этих пьесах присутствует некая общая сюжетообразующаясхема, имеющая корни в основополагающих представлениях о человеческой воле исудьбе мира, государства, рода, отдельного человека 213. В данном разделе мыпредпринимаем попытку определить сущность этих воззрений, их природу и характеротражения в пьесе.4.2.2.1.
«Когда закона мы нарушим меру, возникнет хаос»Этотвопросподнималсянеоднократноисследователямишекспировскоготворчества. В частности, для объяснения внутренних структурных элементов трагедийдраматурга применяется понятие «великой цепи бытия» как совокупности уровнейбытия, связанных отношениями иерархии и подобия и охватывающих все сущее – от Богадо элементов природного мира. Нарушение порядка в одном из звеньев этой цепиприводит к разладу во всем мироздании и к разрушению прежнего универсума. Так, помнению ряда ученых214, можно охарактеризовать сущность и общую закономерностьразвитиятрагическихсобытий,происходящихвовыражениеэтихмножествешекспировскихпроизведений.Наиболееполноеиемкоепредставленийнекоторыеисследователи, вслед за Тильярдом, видят в монологе Улисса из трагедии «Троил иКрессида» (Troilus and Cressida, I.3.75-137)215, в котором герой, объясняя военнуюнеудачу греков отсутствием должного порядка в их стане, рисует масштабную картинумироздания, пронизанного отношениями господства и подчинения, и показывает, чтонарушение этих отношений грозит крушением всего универсума.213 См., напр.: McAlindon, Thomas.
Shakespeare’s Tragic Cosmos. Cambridge, Cambridge University Press, 1996.214 См., напр.: Tillyard, Eustace M. W. The Elizabethan World Picture. London: Transaction Publishers, 2011. Pp. 3-8.215 Ibid.; Fletcher, Angus. Time, Space and Motion in the Age of Shakespeare. Cambridge, Massachusetts and London:Harvard University Press, 2007.
P. 131.157По словам Улисса, когда в мире нарушается порядок, «грубая сила» начинаетрешать, что должно, а что – нет, стирается грань между должным и недолжным, верными неверным. Все начинает определяться не законом, а властью; власть, не ограниченнаязаконом, приводит к своеволию; воля, не ограниченная внутренним нравственнымзаконом и разумом, вырождается в необузданное желание, которое в союзе с властьюприводит к полному разрушению окружающего мира и, в конечном итоге, ксаморазрушению.Наряду с идеей хаоса, слова Улисса отражают одно из важнейших представленийантичнойфилософии,связанноеспонятиемлогоса.Этопонятиеявляется«концентрированным выражением таких функций досократовского правящего начала(архэ), как власть (одновременно безличная и божественная) меры и закона, сохранениеединства и порядка во взаимопревращении стихий, вовлечение человека в процесспреображения хаоса в космос», а в учении стоиков трактуется как «мировая разумнотворческая эфирно-огненная субстанция, Зевс и судьба»216.
Возникает закономерныйвопрос: является ли представление, отраженное в целой совокупности элементовтрагедий Шекспира, укорененным в античных философских учениях, или существуетнекоторое различие между пониманием дихотомии космоса и хаоса, запечатленным всловах Улисса, и тем, которое определяет на глубинном уровне структурные элементышекспировских трагедий?4.2.2.2.
Представление о космосе и хаосе в философских учениях античностии в христианстве: сходства и различияВ некотором отношении античные представления, к которым отсылают словаУлисса, близки христианским. Не случайно понятия «логос» и, в меньшей степени,«хаос», были восприняты христианскими мыслителями и использовались для выражениянекоторых важнейших аспектов нового религиозного учения. В контексте обоихмировоззрений своевольное нарушение закона, установленного благой высшей силой,будь то разумный принцип или Бог, осмысляется как причина зла, страдания, стихийныхбедствий, войн, любого глобального разлада в мироздании. Однако следует обратитьвнимание на существенное различие между восприятием хаоса в античных философских216 Доброхотов А.
Л. Логос // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. М: Мысль, 2010.Т. 2, с. 445-446.158системах и в христианстве. На наш взгляд, это различие проводится весьмапоследовательно в пьесах Шекспира.Согласно ряду античных представлений, отраженных, в частности, в монологеУлисса, жизнь как бы движется по кругу между двумя противоположными, нопереходящими друг в друга состояниями хаоса и космоса, и человеческая воля играет вэтом бесконечном движении достаточно значимую роль: поступки человека могутспособствовать возникновению дисбаланса в упорядоченном мире или, напротив,возвращению в мир меры и порядка.
Однако в ряде античных философских учений, вчастности у неоплатоников, труды которых оказали особое влияние на культуру эпохиВозрождения, возникает диалектическая концепция хаоса, в которой он связывается нетолько с деструктивной, враждебной всему сущему силой: он мыслится одновременнокак «всепорождающее и всеуничтожающее начало», которое производит «разъединениеи становление в умопостигаемом мире»217. Следовательно, в рамках этой системыпредставлений хаос осмысляется вне категорий добра и зла, прекрасного иотвратительного (‘fair’ и ‘foul’).В христианском универсуме отношения божественного порядка и враждебной Богуразрушительной силы представляются иначе.
Их осмысление связано с богословскойинтерпретацией ключевых эпизодов Библии, более или менее явные отсылки к которымвстречаются во многих трагедиях и трагикомедиях Шекспира, в том числе в «Макбете» и«Буре». Для того чтобы увидеть систематический характер этих отсылок, ихсимволический, смыслообразующий потенциал и композиционную роль, в общих чертахобрисуем христианский взгляд на отношения Бога, противостоящей ему разрушительнойсилы и человеческой воли в их исторической динамике и в свете христианскойэсхатологии.Согласно распространенному в христианстве представлению, Бог кладет пределхаосу («бездне») при сотворении мира218 и создает идеальное пространство – Эдем,А. Ф.
Лосев. Хаос // Философская энциклопедия. В 5-и т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакциейФ. В. Константинова. 1960-1970.218«В христианской литературепониманиехаоса опосредовано библейской экзегезой. В Книге Бытия 1,2говорится о “тьме над бездною”, бывшей до сотворения мира.
Эта «бездна»… по своему значению (темная,бездонная, страшная пустота) исключительно близка к греческому понятию хаоса и отождествляется с ним (покрайней мере со времен Августина…)». (Бородой Т. Ю. Хаос // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред.В. С. Стёпина. М: Мысль, 2001. Т. 4, с. 291)217159которое остается непроницаемым для сил тьмы вплоть до грехопадения человека, хотяхаос, понимаемый как бездна, продолжает существовать в виде ада219. Вследствиегрехопадения весь земной мир отпадает от Бога, и восстановление исходной гармонии,божественного порядка оказывается невозможным в рамках человеческой истории:любой порядок является относительным и временным, так как утверждается на зыбкомфундаменте искаженной первородным грехом природы.