Диссертация (1101170), страница 13
Текст из файла (страница 13)
С. 270-271.120Булгаков М.А. Записки юного врача // Собрание сочинений в 5 томах. – М.: Художественнаялитература, 1992. Т. 1. С. 98.60119не только к окружающим, но и к самому себе. Так, например, бабка Лидки послеоперации, считая исцеление чудом, крестилась на врача, и на дверную ручку, и напотолок. Комически изображен больничный сторож, который бежит на помощьрожающей у моста женщине и, ругаясь, рвет отлетающую подошву сапога.
Самврач, не успевший добраться, выглядит комично: его физиономия выбрита лишьнаполовину и потому напоминает о каторжниках Сахалина. Подобные смешныеэпизоды помогают читателю, находящемуся в эмоциональном напряжении исосредоточенно следящему за ходом повествования, получить своеобразнуюразрядку, расслабиться и воспринять происходящее не только серьезно, но и сюмором.Когда же сюжетная ситуация представляет опасность для жизни больного,врач, напротив, становится жестким, суровым. Описывая его портрет и манеруповедения,авторакцентируетдетали,передающиесосредоточенное,преисполненное ответственности психологическое состояние героя: Он «злобно имрачно» оглядывается, «сурово» говорит, «не узнавая своего голоса»121, «как волккосится» на груду пинцетов 122.
Это – черты внешнего портрета. По мысли автора,во время операции нельзя улыбаться и шутить, здесь на первом местеоказываются профессиональные качества врача, напряжение ума и тела, чтопомогает герою и его ассистентам выйти победителем из ряда тяжелых случаев.Необходимо заметить, что портрет героя также связывает цикл «Записок». Вкаждом рассказе мы можем видеть изменения и развитие героя, связаные свзаимодействием с реальностью. В самом начале цикла, в рассказе «Полотенце спетухом» перед нами предстает юноша, тщетно старающийся выглядеть солидно,а в завершающей цикл рассказе («Пропавший глаз») мы видим уже мужчину,пережившего нелегкий год в Мурьевской больнице: «И вот целый год. Пока онтянулся, он казался многоликим, многообразным, сложным и страшным, хотятеперь я понимаю, что он пролетел, как ураган.
Но вот в зеркале я смотрю и вижуслед, оставленный им на лице. Глаза стали строже и беспокойнее, а рот увереннее121122Там же. С. 79.Там же. С. 80.61и мужественнее, складка на переносице останется на всю жизнь, как останутсямои воспоминания»123. И процесс взросления героя передан Булгаковымотдельными штрихами, решениями и поступками героя, средствами речевойхарактеристики,восприятиемегодругимиперсонажами«Записок».Решительность, уверенность в правильности диагноза и вместе с темосторожность, умение увидеть человеческую индивидуальность, проникнутьсясопереживанием – главные черты героя Булгакова. Мы видим примеры врачебногомужества – повседневного, обыденного и все-таки необыкновенного.Итак, сюжетное своеобразие «Записок юного врача» Булгакова состоит втом, что автор сумел выполнить свой цикл рассказов различными мазками –фрагментами из врачебной практики начинающего доктора, при этом создаваяполную, целостную картину жизни, отразившую судьбу героя-интеллигента вдеревенской глубинке в годы революции.Размышляя о мозаичности повествования «Записок юного врача» Булгакова,примем во внимание, что в этой мозаике, составленной из разных эпизодов трудамолодого врача и его жизни в целом, его борьбы за профессию, складыветсявнутреннецелостнаякартинажизни.Рассказыцикла,отличающиесямногообразием, связаны друг с другом одной сюжетной линией (судьба юноговрача в русской деревне в революционную эпоху).
Внутренняя взаимосвязьрассказов достигается сквозными метафорическими мотивами («красное/белое»,«тьма/свет», «метельный» пушкинский мотив), единичными символическимиобразами, возникающими в том или ином рассказе и выходящими за рамки самогорассказа, придающими героический смысл всему циклу (картина символическогосна в «Тьме египетской»). Кроме того, эволюция героя, процесс его развития изюноши в мужчину создает единую цепь повествования, звеньями которойявляются его ежедневный труд, общение с местными и весь его опыт проживанияв деревне.123Там же.
С. 127.62§ 1.4. Образ героя: носитель традиционной культуры в столкновении с суровойисторической реальностьюИтак, в центре «Записок юного врача» Булгакова мы видим образ молодогомедика, который только что окончил столичный университет. Это типичныйпредставитель русской интеллигенции, вполне сознающий свою роль в обществе.Он осознавал себя единственным носителем света и образованности в сельскойглуши, где царили многовековая антисанитария, невежество и «культурный мрак».Его энергия естественным образом направляется к реальному результату,укрепляет его положение, авторитет, поднимает порой до могущества (он«воскрешает» больных).Как отмечает исследователь И.С.
Урюпин, в творческом сознании Булгаковапонятия «интеллигент» и «мастер» воспринимались как взаимодополняющие ивыстраивались в четкую логическую формулу: если интеллигент не мастер, то онсамозванец. Эта формула наполнилась конкретным художественным содержаниемв цикле «Записки юного врача», в каждом из рассказов которого показан путьгероя к мастерству. По словам исследователя, юный врач, совершая операции,спасая пациентов от смерти, доказывает себе, что он не «Лжедимитрий», а мастер,несущий людям просвещение и жизнь.
Обогащая фабулу произведения культурнофилософским подтекстом, Булгаков подчеркивает символический смысл процессапреображения героя, его путь от профана до мастера.Так начинает124вырисовываться основной конфликт, объединяющий рассказы «Записок» ивыходящий,какпрофессиональногомыувидиммастерствавдальнейшем,–взаимодействиезапределыгерояспроблемыжизненной,исторической реальностью.Хотя само название цикла – «Записки юного врача» – невольно ведет котождествлению автора с героем рассказов, Е.А. Земская утверждает: «В этихУрюпин И.С. Национальные образы-архетипы в творчестве М.А.
Булгакова: автореф. дис. ...док. филол. наук: 10.01.01 / И.С. Урюпин; Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина. – Елец, 2011. С. 28-29.63124рассказах Булгаков не воспроизводит себя, а создает своего героя – Юного врача,на которого смотрит как старший, как бы со стороны, ставя его в разныеположения на основе пережитого самим опыта» 125. Как и другие виды искусства,литературапреображаетдействительность,творческипереосмысляетеё.Реальность, механически скопированная, не является искусством. Горький такговорил об отношении реальности к искусству: «Факт, – еще не вся правда, он –только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правдуискусства» 126.Важно подчеркнуть, что у автора-рассказчика нет имени, это простомолодой врач, один из многих энтузиастов, взявших на себя заботу о народномздоровье.
Следует отметить также, что между персонажами рассказов Булгакова иих прототипами, между реальными событиями и литературными сюжетамидовольно большая дистанция. Так, героем «Записок» является выпускникМосковского университета, который признается: «Мой юный вид отравлял мнесуществование на первых шагах. Каждому приходилось представляться:– Доктор такой-то.И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал:– Неужели? А я-то думал, что вы еще студент.– Нет, я кончил, – хмуро отвечал я и думал "очки мне нужно завести, вотчто". Но очки было заводить не к чему, глаза у меня были здоровые, и ясность ихеще не была омрачена житейским опытом.
Не имея возможности защищаться отвсегдашних снисходительных и ласковых улыбок при помощи очков, я старалсявыработатьособую,внушающуюуважение,повадку.Говоритьпыталсяразмеренно и веско, порывистые движения по возможности сдержать, не бегать,как бегают люди в двадцать три года, окончившие университет, а ходить.Земская Е.А. Из семейного архива. Материалы из собрания Н.А. Булгаковой-Земской //Воспоминания о Михаиле Булгакове.
– М.: Советский писатель, 1988. С. 82.126Горький А.М. Собрание сочинений в 30 томах. – М.: Государственное издательствохудожественной литературы, 1953. Т. 26. С. 296.64125Выходило все это, как теперь, по прошествии многих лет, понимаю, оченьплохо»127.Очевидно, что для главного героя на начальном этапе профессиональногостановления наиболее значимым являются внешние признаки его соответствияобразу опытного доктора.
Прочитав историю про англичанина, который и нанеобитаемом острове продолжал ежедневно бриться, молодой врач решаетдействовать так же. Однако очень скоро жизнь заставляет отказаться от этихблагих намерений: поток больных после удачной операции трахеотомиистановится таким большим, что в течение месяца герой не может даже помытьсякак следует. Когда, наконец, погода ухудшается настолько, что больныхприезжает всего двое, и доктор может устроить себе настоящий «банный день»,другой молодой врач вызывает его запиской с просьбой о помощи.















