Диссертация (1101025), страница 12
Текст из файла (страница 12)
В.Виноградов. По его мнению, идиостиль писателя – это «система индивидуальноэстетическогоиспользованиясвойственныхданномупериодуразвитияхудожественной литературы средств словесного выражения. Эта система, еслитворчество писателя не исчерпывается одним произведением, – системадинамическая, подверженная изменениям» [Виноградов 1959: 85]. В связи с тем,что идиостиль писателя является динамической системой, ученый считает, что«стиль писателя должен изучаться в его историческом развитии, в его измененияхи колебаниях, в многообразии его жанровых проявлений» [там же: 85-86].По определению О. С. Ахмановой, индивидуальный стиль представляетсобой «совокупность основных стилевых элементов, неизменно присутствующихв произведениях данного автора в определенный период его творчества илираспространяющихся на все его творчество в целом» [Ахманова 2014: 455-456].Идиостильтакжепонимаетсякак«совокупностьглубинныхтекстопорождающих доминант и констант определенного автора, которыеопределили появление созданных им текстов именно в исходной хронологической57последовательности» [Фатеева].Согласноидиостильмнениюпредставляетмосковскойсобойшколы«сложнуюлингвопоэтическогосистемуанализа,взаимообусловленныхязыковых приемов, участвующих в построении художественного мира поэта»(Некрасова Е.
А. Фет. Анненский: Типологический аспект описания. М., 1991. С.123. Цит. по: [Тарасова 2012: 7]).Из указанных выше толкований понятия «идиостиль» вытекает, чтоидиостиль писателя проявляется не в его одном художественном произведении(если он не ограничивается только одним произведением), так что идиостильдолжен исследоваться с диахронической точки зрения. Мы придерживаемся этогомнения, поэтому в нашем исследовании изучается два произведения М. А.Булгакова – повесть «Собачье сердце» (1925) и роман «Мастер и Маргарита»(1929-1940).Сравнивая многочисленные определения понятия «идиостиль», Л.
С.Захидова в своем диссертационном исследовании дает, на наш взгляд, детальное иправильное определение – это «система индивидуальных особенностей автора какличности и художника слова, представляющая собой комплексное образование,включающее отбор и комбинацию языковых средств, их направленность нарешение конкретных авторских задач; это способ отражения и преломления вхудожественной речи фактов внутреннего и внешнего мира конкретного писателя- носителя конкретного языка в конкретный исторический период, отличающийсяналичием неповторимых образных средств (тропов и стилистических фигур),стилистической однородностью и преобладанием лексики с актуализированнымиличностными смыслами, т.е.
доминированием окказиональной семантики надузуальной. Идиостиль характеризуется особой синтагматикой, реализующей нетолько узуальные, но и индивидуально-авторские валентности языковых единиц, атакже индивидуальной трактовкой анализируемых тем и проблем» [Захидова 2009:7].Итак, под понятием «идиостиль» подразумевается система, формированиекоторой тесно связано с использованием средств выражения или стилистических58приемов,которыенетолькосистемноотличаютсянеповторимостью,преобладанием окказиональной семантики над узуальной, но и направлены нарешение конкретных авторских задач и являются доминантами и константами впроизведениях писателя.Метафора, в частности авторская, несомненно, является одним из языковыхсредств, стилистической фигурой, и ее постоянное и системное использование,доминирующее в определенный период творчества конкретного писателя или втечение всей его творческой жизни, может формировать идиостиль этого писателя,что способствует созданию его авторского кода.1.3.2.
Художественный мир М. А. Булгакова иего язык как предмет исследованияКакизвестно,М.А.Булгаковоставилмедицину,решивстатьписателем. Профессия врача подразумевает постоянное общение с людьми инаблюдение за их состоянием, врач часто должен выслушивать своих пациентов все это послужило бесценным опытом и материалом для писателя.
Будучи однимиз ярчайших представителей русской литературы XX века, М. А. Булгаков зналпроблемы всех слоев населения, которые он непременно отражал в своихпроизведениях (например, квартирный вопрос в Москве). Писатель осознавалглубину и сложность задачи: отразить общественные проблемы и при этомпостараться быть объективным, он понимал важность своей роли - передать всвоих произведениях современные ему события эпохи сложных историческихперемен и затронуть главные социальные темы, такие как отношения человека свластью, поведение толпы и др. Отсюда следует, что изучать творчество М.
А.Булгакова можно со стороны не только литературоведения, лингвистики,психологии, философии, но и истории и социологии.Количество работ, посвященных исследованию М. А. Булгакова с различныхсторон, значительно (Лесскис Г. А. [1979, 1999]; Яновская Л. М. [1983]; Спендельде Варда Д. [1988]; Кушлина О. Б., Смирнов Ю. М. [1988]; Кожевникова Н. А.[1990, 2006]; Немцев В. И. [1991, 1999а, 1999б]; Химич В. В. [1995, 2003]; Мягков59Б. С. [1995]; Новиков В. В.
[1996]; Яблоков Е. А. [1997а, 1997б, 2001];Белобровцева И. З. [1997]; Белобровцева И. З., Кульюс С. К. [2007, 2012]; СоколовБ. В. [2007, 2016] и др.). Об основных направлениях современного исследованияМ. А. Булгакова говорит Н. В. Головенкина. По ее словам, существуют следующиеаспекты исследования: 1) личность писателя (воспоминания о нем, историясоздания произведений); 2) исследования по драматургии М. А. Булгакова; 3)сопоставительные исследования интертекстуальности и творческих параллелей слитературным наследием писателей-современников М. А. Булгакова; 4) труды,посвященные роману «Мастер и Маргарита»; 5) комплексные исследования иэнциклопедии и 6) исследования, посвященные идиостилю М.
А. Булгакова[Головенкина 2007: 15-16]. Последний аспект теснейшим образом связан с нашимдиссертационным исследованием.По нашим наблюдениям, в последнее время проблема идиостиля М. А.Булгаковаактивноизучаетсявразныхаспектах.Существуютработы,посвященные изучению концептов в художественных произведениях М. А.Булгакова как проявление его идиостиля (Грибова Н. Н. [2010]; Милейко Е. В.[2010]; Смирнова А. А. [2011]; Кадырова Н.
С. [2013] и др.).Существует также множество трудов, в которых основное вниманиеуделяется проблеме авторской пространственно-временной организации текста(Коханова В. А. [2000]; Коваленко Ю. Д. [2002]; Щукина Д. А. [2004]; Березина Н.В. [2006]; Драчева С. О. [2007]; Григоренко С. Г. [2010]; Харченко В. К.,Григоренко С. Г. [2012]; Папакина Л. Н. [2012]; Абдурахман Диалло [2013] и др.).Кроме того, проблема идиостиля М. А. Булгакова исследуется всопоставительном аспекте (Бонецкая Н. К. [1986]; Актисова О. А. [2006]; МухинМ. Ю.
[2011]; Першина Т. В. [2011] и др.), а также в переводоведческом аспекте(Есакова М. Н. [2001]; Баскакова Е. С. [2009]; Дзида Н. Н. [2010] и др.). К тому же,существуют и работы, посвященные изучению различных приемов и средств,доминирующих в произведениях М. А. Булгакова (Стойкова Т. А. [2000, 2014];Лысоиваненко Е. Г. [2001]; Мухин Н.
Ю. [2002]; Михальчук Н. Г. [2002]; ПавловаА. Э. [2002]; Литвинова М. М. [2002]; Клецкая С. И. [2003]; Свинцицкая Е. В.60[2004]; Желватых Т. А. [2006]; Юшкина Е. А. [2008]; Дергилева О. С. [2010];Сальман Е. А. [2012] и др.).Все приведенные выше работы свидетельствуют о неиссякаемом интересе ктворчеству М. А. Булгакова. Здесь стоит задать вопрос о том, в чем особенностьхудожественного мира и языка писателя.
Изучая роман «Мастер и Маргарита», О.Б. Кушлина и Ю. М. Смирнов обращают внимание на роль зеркала впроизведении. Как подчеркивают ученые, «Наличие зеркала означает как быпотенциальнуювозможностьнеобычныхсобытий...Зеркалооказываетсяпереходом, связывающим обыденное и чудесное, сакральное, обладающеенеобычными свойствами» [Кушлина, Смирнов 1988: 291-293]. Рассмотрениетворчества М. А. Булгакова позволяет В. В. Химич выявить принцип«зеркальности». Как отмечает В.
В. Химич, «Эстетически значимым становится уБулгакова "эффект зеркальности", т.е. постоянно выдерживаемое во всемхудожественном мире соотнесение изображенного с возможным отражением,явным или предлагаемым, точным или приблизительным» [Химич 1995: 72-73].Литературовед справедливо указывает, что «"зеркальность" становится важнымпринципом булгаковского преображения реальности, на базе которого, благодаряигровому таланту писателя, взросло бесконечное множество частных приемов,конструктивно направленных идеей удвоения» [там же: 73].Далее В. В.
Химич убедительно отмечает, что «резкая характерностьхудожественного мира писателя во многом связана с его пристрастием копределенным, многократно повторяющимся приемам, основанным на "ложномспособе" употребления чудесного» [там же: 97]. Называя «сон» таким приемом,неизменно появляющимся и в первых рассказах, и в пьесах, и в больших романахна протяжении всего творчества писателя [там же] (о роли сна в произведениях М.А.
Булгакова см. также [Спендель де Варда 1988: 304-311]), литературовед неупоминает о том, что благодаря указанному приему адресант имеет возможностьиспользовать стилистический прием, основанный также на «ложном способе»,употребления чудесного – метафору. В романе «Мастер и Маргарита» появляются,например, сон Ивана Бездомного и сон Никанора Ивановича. В их снах61наблюдается использование метафор, в частности авторских метафор.
В качествепримера можно привести следующие метафорические высказывания: "Тогдалунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливаетсяво все стороны" [там же: 413]; "Луна властвует и играет, луна танцует ишалит" [там же]; "<...> в комнате начинается лунное наводнение, свет качается,поднимается выше, затопляет постель" [там же]. В заключении труда В. В.Химич правильно подчеркивает, что «фантастичность переходов и взаимозаменреального, опредмеченного, очереченного и ирреального, зыбкого, миражногообусловливает движущую энергию действия и гротескный характер образности»[Химич 1995: 227].В. В.