Диссертация (1100638), страница 27
Текст из файла (страница 27)
По крайней мере, к таким определениям чаще всегоприбегают исследователи, рассматривая проблему творческой эволюциипоэта. Иначе эти полюсы можно осмыслить как путь эпатажа и простоголирическогоизлияния,феномен«игровой»,«масочной»иглубоколичностной, «автобиографической» поэзии, как поэзию «искусственную» инарочито безыскусную, ироничную и серьезную.В сборнике «Громокипящий кубок» эти художественные «я»константы мира Северянина (модернистская, игровая, мистификаторская иболее традиционная, искренняя, исповедальная) четко разделены благодарякомпозиционной разбивке на разделы. В последующих сборниках, несмотрянаочевиднуюсхожестьихвнешнейструктурысоструктурой«Громокипящего кубка» (отделы с яркими, субъективно-авторскими,«Ананасы в шампанском».«На островах».3«Prelude III».4«В блесткой тьме».5«Prelude III».12139интуитивными заголовками, навеянными поэтической практикой русскихсимволистов, – «Лунные тени», «Колье принцессы», «Розирис», «Незабудкина канавках» и др.), такой определенности нет, как, впрочем, нет в них ифабульного внутреннего движения, позволяющего наиболее «рельефно»воплотить облик лирического героя, правильно расставить этические иэстетические акценты.За счет этого по сравнению с «Громокипящимкубком» интересующие нас сборники являются более аморфными поструктуре и содержанию.
Стихотворения «традиционные», «искренние»сменяются в них образным и языковым «позерством» 1 поэта-модерниста, чтозатрудняет понимание авторской позиции. Разбивка на разделы объясняетсяне внутренним движением книги, художественной необходимостью, носкорее спонтанной импровизацией, стихотворения в этих книгах можноперемещать из раздела в раздел, что не влияет на качество «частей» икачество «целого». Таким образом, сборники, которые в глазах читателей икритиков представали двойниками «Громокипящего кубка», на самом деле,не являлись таковыми или являлись лишь отчасти.
Отсутствие в лирическихкнигах 1914-1915 гг. лирико-сюжетной и ценностной иерархичности,стилистическойструктурированностистихотворногоматериала,«человеческой» истории, вписанной в контекст всего сборника, позволяетговорить о схожести этих книг не с «Громокипящим кубком», а с брошюрамипоэта, «брошюрным» периодом его творчества.
Стоит еще раз акцентироватьвниманиенатом,чтоСеверяниназналиилюбилиименнопо«Громокипящему кубку», брошюры поэта часто оставались без внимания состороны критиков и читателей, поэтому сопоставление и уравниваниепоздних сборников поэта именно с этой книгой, ставшей «поистинекультурным событием» (Н. Гумилев), предсказуемо и закономерно.«Вечное возвращение» И. Северянина к «докубковым» стихотворениямдля формирования «послекубковых» сборников сослужило поэту плохуюСм., характерное стихотворение из сборника «Классические розы»: «Сам от себя – в былые дни позера, /Любившего услад душевных хмель…» («Вода примиряющая»).1140службу. Повторимся: критики почти единодушно признали их слабымиперепевами первой северянинской книги. Феномен «вечного возвращения»указывает и на другую характерную черту Северянина как составителя и«реципиента»своихметахудожническуюпоэтических сборников – его одновременнуюзоркость(отборлучшихстихотворенийв«Громокипящий кубок», «Классические розы») и близорукость (изданиеслабых юношеских произведений в «послекубковый» период).
Интересно,чтоввосьмомиздании«Громокипящегокубка»появилось«Автопредисловие», в котором поэт характеризует себя, как строго«оценщика» собственных произведений: «Но мне хочется раз навсегдасказать, что я, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаютолько те поэзы, которые мною не уничтожены, т. е. жизненны».Как показывают составленные из ранних стихотворений сборники1914-1915 гг., далеко не все из написанного в свое время Северянинпоместил в брошюры.
Из лучших стихотворений брошюр «сложился»«Громокипящий кубок», став, таким образом, собранием «лучшего излучшего», что подтверждается необычайной художественной цельностью,выразительностью и популярностью этого сборника. Книга стихов 1915 г.«Поэзоантракт» (155 стихотворений) практически полностью составлена изпроизведений, когда-то не напечатанных в брошюрах, очевидно, непрошедших строгий художественный отбор, а значит, согласно логикеСеверянина, «не жизненных». Однако «не жизненные» стихи все-такиувидели свет.
Все это говорит о противоречивости северянинскоготворческого самовосприятия и «неуловимости» его художественного вкуса.Примечательно, что Северянин проявлял художественную чуткость воценках даже любимых своих поэтов, которыми был очарован, но, какоказалось, не ослеплен. «Я предложил как-то в Москве своему издателю,ныне расстрелянному, В. В. Пашуканису, издать сборник избранных стиховФофанова, – пишет Северянин в книге “Уснувшие весны”. – Пашуканис <…>сначала улыбнулся моему предложению, но когда я стал приводить ему141перлы поэта, улыбка сошла с его лица, и он с большим вниманием слушалзамечательные стихи, которые я выискивал в Фофановских книгах.
<…> Этобыла бы воистину изумительная книга, да она и будет со временем, еслитолько Господь продлит мою жизнь, ибо я знаю, что выбрать из Фофанова ичто забраковать» 1.Упомянутая В. Ходасевичем рецептивная «несуществующая книга» И.Северянина (более семидесяти стихотворений 1913-1915 гг.) убеждает нас втом, что существенных изменений в творческой манере и творческоммышлении поэта в этот период не происходит. Однако сборник «Тостбезответный», составленный из стихотворений 1915 г., обнаруживаетопределенную тенденцию северянинского книготворчества. В книге сниженградусстилистическойяркостистихотворений,«сценической“вампучности”» образов2, которые приобретают безыскусные жизненныеочертанияифеерическиминарочитобледнеютзарисовками.передБесхитростнаяхарактерносеверянинскимипоэтическаяконстатациясиюминутных жизненных переживаний зачастую преобладает над истиннохудожественными поэтическими образцами:Я не могу не радоваться маюИ не воспеть тебя я не могу,Когда тебя так пылко обнимаюНа благодатном этом берегу.(«Поэза счастья»)Приехала из ПетроградаПоклонница и – вот досада! –Блуждает целый день вдоль сада,Неинтересна и суха.(«Поклонница»)Северянин И.
О творчестве и жизни Фофанова // Северянин И. Тост безответный. С. 452-453.См. продолжение ранее процитированного в работе высказывания Северянина: «… мое творчество сталоразвиваться на двух основных принципах, классическая банальность и мелодическая музыкальность… Отпервого я стал излечиваться в 1909-10 гг., от второго же не могу, кажется, избавиться и теперь: слишком досей поры, несмотря на всю ее сценическую «вампучность», люблю я оперу…» (Северянин И.
Образцовыеосновы // Северянин И. Тост безответный. С. 480).12142На фоне общей бледности стихотворений в глаза начинают бросатьсястилистические сбои, «неуравновешенность» северянинской лирики (хотяименно Северянину удается превратить часто встречающиеся в его поэзиистилистические сбои в поэтику стилистического сбоя): «Все хорошо в тебе!И если ты инкубишь / Невинные уста, инкубность тут нужна… / Люблю тебяза то, что ты меня не любишь, / За то, что ты в своей жестокости нежна!..»(«Все хорошо в тебе…»); «И ты, как рыцарица духа, / Благодаря комуразруха / Дотебной жизни – где-то там, / Прижмешь свои к моим устам…»(«Избегнувшиемногообразие,Петрограда»)гибкостьидр.Ритмическоесеверянинскогостихаимелодическоесменяетсянейтральнотрадиционным, «разговорным» звучанием:Ах все мне кажется (и отчего бы то? –Ведь ты мне поводов не подаешь…)Что ты изменишь мне, и все, что добытоТвоим терпением, продашь за грош.(«Ах, все мне кажется…»)Чем дальше – все хуже, хуже,Все тягостнее, все больней,И к счастью тропинка уже,И ужас уже на ней…(«Поэза “невтерпеж”»)Можно предположить, что появление таких аморфных по структуре,тематически бледных и стилистически невыверенных книг знаменует впоэтической биографии И.
Северянина этапы художественного распутья,когда одна творческая фаза очевидно завершена, исчерпана, а стимулы ивозможности для новых литературных преображений еще не найдены.Сборник «Тост безответный» неожиданно созвучен последней северянинскойрукописной книге «Очаровательные разочарования»1. Можно утверждать,1См. избирательный анализ этой лирической книги в седьмой главе настоящей работы.143что поэтики этих сборников идентичны. Обе книги создавались после яркихтворческихпериодоввжизнипоэта,всплесковтворческихикниготворческих – создания «Громокипящего кубка» и «Классических роз» –и оба говорят о кризисных моментах в творческом движении Северянина.Как это ни странно, после «Тоста безответного» северянинскую музувстряхнула,оживилабеспощадная,кровоточащаяисторическаядействительность – военные и революционные катаклизмы, вынужденнаяэмиграция.