Отзыв официального оппонента (авт. Пинаев С. М.) (1100633)
Текст из файла
отзыв первого официального оппонента о диссертации Беловой Валентины Владимировны «Лирическая книга Игоря Северянина: динамика жанра в свете творческой эволюции поэта», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 — русская литература. Автор диссертационной работы обращается к весьма интересной и важной проблеме — как с точки зрения истории, так и теории литературы, психологии творчества и книговедения. Речь идет о динамике жанра лирической книги в творчестве одного из самых ярких поэтов первых десятилетий ХХ века Игоря Северянина. Этот человек остается в истории русской литературы минувшего столетия фигурой, вызывавшей и вызывающей самые противоречивые оценки.
Ему посвящено огромное количество статей, целый ряд монографий, диссертаций, воспоминаний, словарей. Тем не менее, художественное наследие Северянина изучено далеко не полностью. В оценках многих наших литературоведов он предстает как весьма поверхностный, сладкозвучный поэт, заигрывавший со своей низкосортной читательской аудиторией, а его творческая биография воспринимается как своеобразная парабола, которая демонстрирует резкий взлет «двусмысленной славы» поэта, за которым следует кризис вдохновения и полузабвение. А ведь это далеко не так, как, в частности, полагает и автор рецензируемой работы. Действительно — в зрелые годы Игорь Северянин приходит к своеобразному поэтическому классицизму; «иронизирующее дитя», «салонный лирик» выступает как поэт-публицист, ведущий диалог с историей и современностью, при этом сохраняя «родовые пятна» своей художественной индивидуальности.
Можно сказать, что изучение весьма значительного по объему наследия Северянина вступает в стадию осмысления как единого текста, научной концептуализации. В данном случае весьма актуальным и новым представляется тот ракурс, в котором рассматривается творчество поэта. В диссертации В. В. Беловой предпринята попытка научного описания идейно-художественной эволюции Игоря Северянина сквозь жанровую призму книги стихов. Она дает характеристику двух противоположных полюсов северянинской лирики: модернистского, представленного доэмигранстским творчеством поэта, и классическим, эмигранстким, ассоциирующимся, в первую очередь, с книгой «Классические розы».
При этом автор работы отстаивает факт равновозможности, взаимодополнимости модернистского и традиционного художественных векторов внутри двух основных периодов творческой эволюции Северянина. Нельзя не отметить объем исследования. В поле зрения В. В. Беловой попадают 36 стихотворных брошюр Игоря Северянина, которые, как правило, остаются в литературоведении незамеченными, хотя являются важными вехами творческого «разгона» поэта, все 14 оригинальных лирических книг, два поздних подготовленных к печати рукописных сборника «Литавры солнца» и «Очаровательные разочарования», а также авторский «том избранного» «Трагедия Титана.
Космос. Изборник первый». Заслугой автора работы является также научно обоснованная и вполне эффективная попытка включения поэтических сборников Игоря Северянина в «книжный контекст» литературы Серебряного века. Диссертационное сочинение В. В. Беловой состоит из восьми глав. Столь необычная многоглавая композиция в данном случае вполне оправданна, поскольку позволяет выделить основные книготворческие вехи на извилистом литературном пути Игоря Северянина. Первая глава диссертации традиционно посвящена теоретическим вопросам. Соискатель рассматривает книгу стихов как объект научно-теоретической рефлексии, сопоставляет ее с такими устойчивыми образованиями как лирический цикл и поэтический сборник.
Здесь же речь идет и в более широком смысле о лирической книге Серебряного века как явлении уникальной целостности. По справедливому утверждению В. В. Беловой, книга стихов как жанр, вписываясь в широкий контекст циклических образований, является не только разновидностью цикла в его широком значении, но и вариантом его трансформации, «развертывания»; она стремится к целостности литературного произведения с присущими ему особенностями художественного моделирования, то есть оказывается более доступной и «полномасштабной» иллюстрацией целостности человеческого бытия, чем лишенный столь четко выверенной структуры поэтический сборник.
Впрочем, граница между жанровыми модификациями сборника и книги стихов, даже при наличии столь четко, казалось бы, сформулированных теоретических постулатов, остается весьма зыбкой. Достаточно вспомнить такие стихотворные образования в литературе Серебряного века, как «Чужое небо» и «Колчан» Н. С. Гумилева, «Счастливый домик» и «Путем зерна» В.
Ф. Ходасевича, которые принято называть «книгами стихов», но которые не вполне отвечают критериям, предъявляемым (в том числе и автором диссертации) к этому жанру. Несомненный интерес представляет собой вторая глава, где рассматриваются стихотворные брошюры 1904-1912 годов как проявление книготворческой стратегии раннего Игоря Северянина. В. В. Белова доказывает, что «брошюрный» период в творчестве поэта является весьма значимым, он есть пример уникальной художественной целостности.
Вряд ли можно согласиться с тем, что это «полномасштабное поэтическое явление», поскольку весьма низок художественный уровень составляющих брошюры произведений. Однако нельзя не согласиться с другим: перед нами «предстает оригинальная лаборатория молодого стихотворца, в которой он позволяет себе играть с поэтическими техниками, стилем, образностью предшествующих стихотворных эпох... и современных нарождающихся литературных течений» (автореф.
С.11). Чем, впрочем, Северянин будет заниматься и в дальнейшем. Не случайно соискатель уже в первых его книжечках выделяет несколько художественных импульсов, «направляющих векторов» поэтики, которые «сталкиваются, смешиваются как в пределах одной конкретной брошюры, так и на протяжении всего раннего периода творчества поэта». В любом случае, работа, проделанная В. В. Беловой, представляется полезной и своевременной, так как дает представление о начальной, «докубковой» стадии творческого пути Северянина. «Громокипящему кубку» как «романной» структуре книги стихов посвящена третья глава диссертации.
В. В. Белова проводит доскональный анализ поэтики сборника в целом, выявляет «романное ядро» книги (сюжет «интимного» романа со стадиальным развитием любовного конфликта в первом разделе, «городская» драма — во втором, тема литературного одиночества, избранничества и отверженности — в третьем, полное отождествление лирического героя и самого автора — в четвертом). «Громокипящий кубок» как художественно организованная целостность проливает, как считает диссертантка, особый свет на проблему литературной маски Игоря Северянина: это даже не маска, ни лирический персонаж, придуманный писателем, но ипостась лирического героя и, следует добавить, одно из проявлений «я» самого автора, что связано, как верно отмечается в работе, с жизнетворческим поведением поэта.
В четвертой главе представлены поэтические сборники 1914-1915 гг., воспринимаемые соискателем как своеобразные книги-«двойники» в творчестве Игоря Северянина. В. В. Белова находит тематическое, идейное и стилистическое сходство таких сборников, как «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Ч~ссопа Вера», «Поэзоантракт», «Тост безответный», с удостоившимся высоких оценок «Громокипящим кубком». Объяснение этому своеобразному феномену книжного двойничества автор работы видит в том, что все эти стихотворные образования имели один и тот же текстовый источник — богатый материал чрезвычайно плодотворного раннего периода творчества поэта, тем более что основной корпус текстов лирических книг составлен из произведений, не вошедших в брошюры и лишь отчасти дополнен новыми стихами.
Все это так, однако, возникает вопрос: можно ли говорить об этих поэтических сборниках как о полноценных книгах стихов, соответствующих высоким критериям, сформулированным в первой главе диссертации. Ответа на этот вопрос мы в работе не находим.
В пятой главе речь идет о «патриотической» лирике Игоря Северянина, воплощении темы России в послереволюционных сборниках. Едва ли здесь можно с полным основанием говорить о возвращении поэта к пафосу «неравнодушной», действенной гражданственности (пафос этот, как отмечает сама диссертантка, зачастую оборачивается чересчур «клишированными» ура-патриотическими призывами), однако начало восхождения к «своей» теме, выстраданной теме России, безусловно, просматривается.
В. В. Белова справедливо обращает внимание на знание и обыгрывание поэтом множества политических подробностей, публицистичность северянинской лиры этого периода. Вместе с тем «Ра1побса» И. Северянина включает в себя и обращение к русскому культурному наследию. В этой связи заслуживает высокой оценки тщательно проанализированный сборник «Соловей», с точки зрения освоения автором пушкинской поэтики. В шестой главе автор диссертации всесторонне рассматривает книгу стихов «Классические розы» и убедительно подводит к мысли о том, что это — книга-«кульминация», а также лирическое завещание поэта, несмотря на то, что творческий путь Игоря Северянина к тому времени еще не был завершен.
В. В. Белова отмечает ностальгические ноты в лирике поэта и при этом констатирует амбивалентность восприятия Северяниным России как «царства балагана», страны хаоса, безбожия, но в то же время — сакрального пространства, ассоциирующегося с храмом и «божьей благодатью». По мнению В. В. Беловой образ России как «гулящей девицы» и «впавшей в сон княжны» создавался в духе блоковской традиции. Возможно, это так, хотя здесь же напрашиваются и волошинские ассоциации («Святая Русь», «Русь гулящая»).
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.