Диссертация (1100638), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Фофанова «Акварель» и Северянина «Штрих»(«Я околдован «Акварелью»…»). Следующая брошюра «Лунные тени»(Часть I, 1908) выходит с посвящением Северянина Фофанову: «Константину101Михайловичу Фофанову восторженно посвящаю: Его Светозарности КоролюПоэзии – боготворящий наследник!» Ответ Северянина на стихотворноепосвящение «Пророк Илья», открывающее «Лазоревые дали» (1908),вплетается в стиховое пространство брошюры – ответом становитсязаключительная баллада «Похороны», в которой развиваются затронутые вфофановскомпосвящениитемыизбранничестваипоэтическогопреемничества. В «Лазоревых далях» было опубликовано восторженноепрозаическое приветствие Фофанова: «Ничего лучшего не мог я придумать,что мне показал Игорь-Северянин.
Чту Его душу глубоко. Читаю Его стихи –и все мне говорит: в Тебе – Бог!». Помимо лирического и прозаическогообмена комплиментами с К. Фофановым, на страницах северянинскихброшюр появилось его посвящение Л. Афанасьеву («Лунные тени. Часть II»)и дружественный ответ на него («Это было так недавно…»), а такжехвалебный отзыв В. В. Уварова-Надина: «<…> Будет время, когда поймут иоценят его и печать, и просвещенное русское общество. Ведь все большое несразу дается разумению толпы» («За струнной изгородью лиры», 1909).И.Северянинявилсяоригинальным«эго-издателем»,«эго-библиографом», увлеченным идеей целого, склонным систематизировать всенаписанное им и все написанное о нем. Именно поэтому на задней сторонеобложки брошюры «Качалка грезерки» он помещает извещение о том, чтоиздательство «Ego» готовит к печати новую книгу: «К.
М. Фофанов. ПоэзыИгорю Северянину» и полностью печатает содержание сборника – названияпятнадцати стихотворений, многие из которых были опубликованы настраницах северянинских брошюр.Засчет«кружковых»рекламных,саморекламныхобъявлений,отраженного на страницах брошюр лирического и прозаического обменакомплиментами с К. Фофановым и другими «дружественно настроенными»литераторами Северянин старался создать у читателей впечатление своейлитературнойзначимостиивостребованности,хотел«зрительно»,«осязаемо» увеличить свой «удельный вес» в современной поэзии.
В102северянинском последовательном самопродвижении нет ничего необычного,тем более преступного. Правда, некоторые способы самоутверждения поэтаможно признать поистине эпатажными. Достаточно вспомнить известноеобъявление «От автора», помещенное в «Прологе “Эго-футуризм”»: «Япринимаю редакторов, желающих иметь мои поэзы на страницах своихизданий, по вторникам от 5 до 6 час<ов> веч<ера>. <…>Издателей принимаю по средам от 5 до 6 часов веч<ера>.Начинающих поэтесс и поэтов, так часто обращающихся ко мне засоветами, я с удовольствием принимаю по воскресеньям от 1 до 2 час<ов>дня.
<...>Интервьюеры могут слышать меня по субботам от 2 до 3 час<ов> дня».В следующей за «Прологом» «Качалке грезерки» после сообщения оготовящемся сборнике К. М. Фофанова «Поэзы Игорю Северянину» поэтразмещает сугубо «деловое объявление: «Требования адресовать: С.Петербург, Средн. Подъяческая, 5, кв. 8 Его Светозарности ИгорюСеверянину». Титул «Его Светозарности» выделен в объявлении жирнымшрифтом.При этом в письме В. Брюсову от 20 февраля 1912 г. поэтпризнавался: «Издателей не беспокою; они же, очевидно, пока во мне незаинтересованы. Однако верю, все устроится в будущем» 1.Книгоиздательскую стратегию раннего Игоря Северянина можно смелоназвать«эгоцентрической»,засчеттщательнои«бережно»смоделированных брошюрных изданий поэт создавал «нарциссический» мифоб уникальном, «светозарном», востребованном художнике – авторемногочисленных оригинальных брошюр-«выпусков», составивших четыретома Полного собрания поэз.1Северянин И.
Письма В. Я. Брюсову // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 85.103Глава III.Громокипящий кубок» (1913):«романная» структура книги стиховПервый сборник Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913)имел огромный успех у читающей публики. «Для сборника стихов 7 изданийв 2 месяца – небывалое для России», – отмечал в «Листках футуристическойхрестоматии» Д. Бурлюк 1.Несмотря на определенную скандальную известность, которуюСеверянин обеспечил себе еще до появления первой «полноценной» книгистихов эпатажным поведением новатора-эгофутуриста и сочинительствомсмелых «поэз», опубликованных вброшюрах и прессе, «Громокипящийкубок» (137 избранных «поэз») заставил читателей и критиков иначевзглянуть натворчествоновоявленногомэтра.
В такойвнезапной«перефокусировке» оценок проявилась яркая особенность творческого путиСеверянина, а точнее уникальность его пути к читателю: один и тот жекорпус текстов до и после выхода в свет первой лирической книги поэта поразному воспринимался читателями и профессиональными литераторами.Откровенноиздевательскиесопровождавшие появлениеиливяло-снисходительныеотклики,стихотворных брошюр, уступили местохвалебным рецензиям, появилась своеобразная мода «любить» автора«Громокипящего кубка» (Ф.Сологуб 2), считать его «настоящим, свежим,детским талантом» (А.Блок 3), «истинным поэтом» (В. Брюсов1), подающимнебывалые надежды (В.Ходасевич2).1Игорь Северянин глазами современников / Сборник. Сост., вступ.
ст. и коммент. Терехиной В. Н. иШубниковой-Гусевой Н. И. СПб.: ООО «Полиграф», 2009. С. 99. Д. Бурлюк, однако, несколько ошибся вподсчетах: за 1913 – 1918 гг. книга выдержала десять изданий, восемь из которых вышли в свет с 1913 по1915 гг.2См. предисловие Ф. Сологуба к первому изданию «Громокипящего кубка» (1913).3См. запись А. Блока в дневнике 1913 года: «…вчера я читал маме и тете его книгу («Г. к.» – прим. В. Б.).Отказываюсь от многих своих слов, я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Этонастоящий, свежий детский талант» («Игорь Северянин глазами современников». С 49). Запись сделана 25марта.
Как известно, «Громокипящий кубок» вышел в свет 4 марта.104Первостепенной задачей исследователя, приступающего к анализулирического единства «Громокипящего кубка», на наш взгляд, являетсяпоиск ответа на вопрос: за счет каких приемов собрание ранееопубликованных в брошюрах стихотворений приобретает статус качественноновой художественной целостности, а именно книги стихов, столь высокооцененной современниками поэта?Определяя степень северянинского вмешательства в составлениесборника,необходимоуказатьна«мемуарно-историческую»несправедливость, отраженную в воспоминаниях Лидии Рындиной, актрисы,писательницы, жены издателя С.
Кречетова. В книге «Невозвратные дни» онапишет: «Через несколько дней у нас был Игорь Северянин. Гриф («Гриф» –название издательства, выпустившего «Г. к.» – В. Б.) отобрал из ворохапринесенных стихов то, что считал интересным и издал его первую книгу«Громокипящий кубок». Книга имела успех и сразу пошла» 3.
Совершенноочевидно,чтоЛидияРындинарасполагаланеточнымисведениямиотносительно истории создания «Громокипящего кубка». Фактическиедоказательства ошибочности ее представлений можно почерпнуть извнимательного анализа композиционной канвы книги, выявляющего ее немеханическую, но несомненно авторскую природу.Сборник «Громокипящий кубок» состоит из четырех разделов,заголовки которых выбраны автором согласно тематическому принципу (впротивовес жанровому) – «Сирень моей весны», «Мороженое из сирени», «Заструнной изгородью лиры», «Эго-футуризм». Разделы сборника обладают«им одним присущим ароматом» 4, что отражается на особенностяхСм. статью В. Брюсова «Игорь Северянин» (1915): «Не думаем, что надобно было доказывать, что ИгорьСеверянин – истинный поэт. Это почувствует каждый <…>, кто прочтет «Громокипящий кубок» (ИгорьСеверянин. Царственный паяц.
С. 299).2См. статью В. Ходасевича «Обманутые надежды» (1915) // Игорь Северянин. Царственный паяц. C. 509511.3Игорь Северянин глазами современников. С. 48.4См. теоретические соображения А. Блока по поводу книги стихов, высказанные им в рецензии на сборникВ. Гофмана «Книга вступлений»: «Задача каждого сборника стихов состоит, между прочим, в группировкеих, которая должна наметить основные исходные точки; от каждой их них идет пучок стихов, пустьмногообразных, но с им одним присущим ароматом. Так создаются отделы, которых, однако, может и не1105«микросюжетной» логики и лирической атмосфере каждого из них.