Диссертация (1098177), страница 47
Текст из файла (страница 47)
Целостность здесь нельзя обнаружить без частностей, отдель164 ных деталей, и наоборот, исследование отдельных элементов невозможно безсинтеза. «Я» не может не изменяться, но в нём должно присутствовать нечтопостоянное, неизменное. Пишущий о себе неизбежно переходит из областиподвижного в область неподвижного, разлагая и вместе с тем скрепляя себяво времени. «…без временного следования и порядка содержаний, без возможности объединять их в определённые единицы и снова разлагать их наотличные друг от друга множества, без возможности, наконец, отделятьсравнительно постоянные составы от относительно изменчивых – мысль о«я» не обладает никаким понятным значением и применением»576.В личном письме человек осознаёт свою индивидуальность во всей совокупности чувств, эмоций, интенциальных установок и в активном отношении к миру. К изучению личного письма необходимо подходить исходя из того, что в нём запечатлена реальность «я», предстающая в сознании и черезслово уже осмысленной, оформленной и истолкованной.
Мир дан «я» так, ане иначе в выстроенности смыслов, определяющих разворачивание текста, атакже постепенно открывающих новые границы целеполагания «я». В соответствии с нечленимостью человеческого существования необходимо рассматривать сочинения личного письма в их совокупности как единый текст,отражающий процесс становления авторского «я». Личное письмо есть отражение самосознания «я» как активность его отношения к самому себе и к миру, стремящегося к оформленности смысло- и целеполагания.Личное письмо позволяет пишущему непосредственно завладеть самимсобой, стать равным себе, поскольку является сосредоточенностью автора насобственной индивидуальности и проецированием его «я» в сферу идеала.Личное письмо есть попытка непрерывного присвоения пишущим своего «я»в стремлении к своему полному осуществлению.
Всякое самовыражение автора может быть прочитано как текст, то есть то, что имеет внутреннюю организацию и обладает смыслом. Здесь можно вспомнить утверждение Бахтина: «Человек в его специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёттекст»577. Текст личного письма, рассмотренный как целостность, выступаетсвидетельством целостности «я».П. Лафорг считает, что большинство писателей XIX века от Ламартинадо Малларме имели своей целью заставить совпасть бытие и письмо.
Собственно говоря, такова исследовательская задача, которую перед собой ставит сам литературовед, соединяя существующее во времени «я» пишущего иписьмо в его процессуальности. Категорией, с помощью которой одно связы 576Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. М., 2006.С. 355.577Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М, 1986.
С. 475.165 вается с другим, в труде П. Лафорга «"Корамбе". Идентичность и вымыселсебя у Жорж Санд» выступает «текст». При этом текст рассматривается какприсвоенный «я», устанавливаемый интенцией пишущего, отсюда и появляется понятие «Я-текст» (Moi-texte). Словами П. Лафорга, это «феноменологическое пространство, где "я" вопрошает о нём самом и в области письмаприступает к своему собственному изображению в перспективе»578. В этомпроцессе само «я» изменяется – в форме текста оно приобретает характер«какого-то Я» (un Moi). Иначе говоря, Я-текст происходит из проецирования"я" в пространство письма. По мнению П.
Лафорга, это осуществляется разными способами: отождествление автора с персонажем, изображение «я» вкачестве объекта письма (например, в автобиографии). Согласно П. Лафоргу,Я-текст строится исходя из желания пишущего сблизиться с тем «я», о котором он пишет.
Сходной точки зрения придерживается и Р. Пикар, в частности, он говорит о необходимости рассматривать «я» личного письма как необходимый центр, с помощью которого организуется текст: «Я (le moi), теряясвою референтность на биографическом уровне и становясь текстуальной организующей инстанцией, пользуется проективной силой и свободой воображения, достигая уровня более правдивого, чем одна фактографичность» 579 .По убеждению Р. Пикара, возникающее в автобиографическом тексте «я»нужно рассматривать в двух качествах – персонаж-актёр и нарратор.
«Я»нужно рассматривать «с самым крайним безразличием к уровню биографической идентичности, предполагаемой между "я" и личностью автора произведения», тогда как "я" нарратора чисто функционально – оно структурируетпроизведение, приводя в соответствие многочисленные образы и мотивы»580.Близкую мысль высказывает С. Дубровски, говоря о принципе связитекстов в творчестве одного писателя.
Этому посвящена его статья «Сартр:поправки к одному автопортрету». Автор статьи рассматривает «автодискурс», который является экзаменом сознания (прежде всего, этическим и философским) в момент великих переворотов, при этом каждый «возврат к себе» соответствует формулировке новой позиции 581 . В «автореференцию»включаются все позиции и предпосылки высказывания. По мысли С. Дубровски, для Сартра автореференция должна была обозначить и утвердитьвозникновение «тотальной» (субъект и объект) правды. К этой правде он воз 578Laforgue P. "Corambé".
Identité et fiction de soi chez George Sand. P., 2003. Р. 17.579Picard P. Constitution et fonction du moi narrateur dans El libro de buen amor de Juan Ruiz //L`autoportrait en Espagne. Littérature et peinture. Actes du IV Colloque international d`Aix-en-Provence,1992.
P. 10.580Ibid., p. 10.581Doubrovsky S. Sartre : retouches à un autoportrait // Doubrovsky S. Autobiographiques : de Corneilleà Sartre. P., 1988. P. 123.166 вращается после теории, подтверждая тем самым обоснованность размышлений, совпадения мыслящего и мыслимого.
С. Дубровски в статье «Сартр: поправки к одному автопортрету» говорит о связи всех автобиографическихтекстов в творчестве автора. По его мнению, авобиографические текстыСартра есть пример того, как «правда» «рассыпается», «разделяется междутекстами», «завязывается в их стыке, проявляется в их скрещении, обнаруживается в их сближении»582. Критик говорит о том, что в автобиографических текстах Сартр схватывает смысл жизни, воссоздаёт её единство. Такимобразом, теоретический сюжет у философа получает обоснование в историичастного «Я», которое, в свою очередь, включается в философскую систему.Для Сартра понимать значило всегда овладевать собой.
«Записные книжки»Сартра, объединяющие интимный текст и текст философский, являются ярким свидетельством того, как философская аутентичность становится «манерой жить»583. Автобиографическое письмо для Сартра в его философском иинтимном ключе есть способ овладения миром и собой на пути открытия истины. Смысл мира Сартр улавливает посредством письма, воплощая его вязыке.На генетическую связь жанров личного письма указывает и А. Бутен,говоря об автобиографической прозе Б. Констана, творчество которого онопределяет как «письмо субъекта, который сообщает своим произведениямединство» 584 .
Объединяя «Сесиль», «Амели и Жермен», «Мою жизнь»,«Адольфа», А. Бутен прослеживает в этих произведениях одну историю –«историю личности, оказавшейся в ситуации кризиса» 585 . Схожий подходпредставлен, например, в трудах А. Пиззоруссо, Ф. Виталя, где автобиографическое творчество Б. Констана – его дневники, переписка, тетради, автобиография, личный роман – рассматриваются как генетически близкие тексты, образующие единую историю пишущего о себе «я». Здесь, говоря отекстах личного письма, можно привести в пример выражение А. Бутена:«…столкновение и опыт, средство себя раскрыть, себя испытать, себянаблюдать и думать о себе как о субъекте»586.Д. Занон в книге «Автобиография» говорит о взаимодополнении разныхавтобиографических жанров в контексте творчества одного писателя.
Так, Д.Занон указывает, что в автобиографии Стендаля рассказ доведён до того момента, когда писатель начал вести дневник: на смену истории прошлого при 582Ibid., p. 126.583Ibid., p. 138.584Boutin A. Parole, personnage et sujet dans les récits littéraires de Benjamin Constant. Genève, 2008. Р.15.585Ibid., p. 15.586Ibid., p. 10.167 ходит история настоящего587.
На связь разных жанров личного письма указывает и Ф. Виталь в книге «Бенжамен Констан. Письмо и чувство виновности»588. В центре внимания исследователя оказывается тесная связь междувсеми автобиографическими текстами Констана: дневниками, перепиской,автобиографией, тетрадями, личным романом. Сложность представляетопределение текстов по жанровому признаку, каждый текст включает чертынескольких жанров.