Philosophy.lektii.4.2010 (1020159), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Волю Шеллинг понимает какжелание человека познать самого себя и реализоваться. Воля, всвою очередь, неразрывно связана с нравственностью. Важноподчеркнуть, что, по мнению Шеллинга, человек реализует себя,лишь совершая нравственные действия по отношению к другимлюдям.И на завершающей стадии развития самосознания возникаетэстетическое Я, в котором преодолевается противоположностьтеоретического Я и практического Я, наступает гармониябессознательной и сознательной деятельности.Философия искусства. Как и Фихте, Шеллинг был уверен втом, что система заканчивается в том случае, если она возвращаетсяк своему исходному пункту. Так, в искусстве достигается тождестводуховного и материального, совпадение природы и свободы.Художественное творчество совершается бессознательно инеобходимо, как и процесс природы.
Шеллинг писал: «Давнопонятно, что в искусстве не все совершается сознательно, что ссознательной деятельностью должна сочетаться бессознательнаясила и что только полное единение и взаимопроникновение обеихсоздают наивысшее в искусстве». Произведение искусства конечно,но имеет бесконечный смысл, в нем преодолеваютсяпротивоположность теоретического и нравственно-практического.Именно философия искусства становится у Шеллинга «общиморганоном философии и заключительным аккордом во всей еѐ37архитектонике».Значение философии Шеллинга состоит, прежде всего, в том,что, в отличие от философии Фихте, природа получила значениесамостоятельного объекта, которому свойственно диалектическоеразвитие, а человек понимался как вершина этого развития.Необходимым условием исследования природы Шеллинг считалотыскание в ней реальных динамических противоположностей ивнутренних противоречий, которые являются источником ееразвития.В теорию познания в систематическом виде Шеллинг ввелпринцип историцизма и понимание философии как возрастающегосамосознания человечества.
Шеллинг обосновал значение свободыи основанной на ней деятельности как важных факторов познания исуществования действительности.Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта иФихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не только нанемецкую философию, но и на философские взгляды мыслителейдругих стран, в том числе и на деятелей русской культуры XIX века.ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)Г.В.Ф.
Гегель занимает особое место не только среди выдающихся представителей немецкой классической философии, но и вмировой философии в целом, с самого начала ее существования идо наших дней.Гегель оставил мыслящему человечеству большое философскоенаследие, которое включает в себя такие его труды, как «Феноменология Духа», «Наука логики», «Философия природы», «Энциклопедия философских наук», «Философия истории», «Философияправа», «Лекции по истории философии», «Эстетика», «Философиярелигии».С именем Гегеля, прежде всего, связано создание философскойсистемы, в рамках которой была развита диалектика в ее наиболеевсеобъемлющем содержании.
Диалектическое учение Гегеля определило его выдающиеся заслуги во всех тех областях философии икультуры в целом, к которым он обращался в своих исследованиях.38Гегель о философии и ее назначении. Для Гегеля философияпредставляет собой высшую форму теоретического знания о мире иего познания. Он говорил о философии как о науке, науке об истинемира и познании этой истины.
Поскольку именно с философией Гегель связывал постижение сущности мира, то он считал философиюособой наукой, наукой наук. Кроме того, философия ставится Гегелем на высший пьедестал также потому, что только философия является теоретическим знанием об истине как таковой, только философия способна разбираться в том, что такое истина вообще, способна к созданию учения об Истине, то есть теории Истины.Таким образом, философия – это наука об истине, с одной стороны, и, с другой стороны, наука, способная постигать высшую Истину – истинное знание о сущности мира и человека.
Обосновываяэту свою мысль, Гегель писал, что философия – это наука, то есть еесодержание объективно, так как представляет собой не набор мнений и взглядов, а теоретическое познание, стремящееся к постижению истины. Он писал: «Философия есть объективная наука об истине, наука о ее необходимости, познание посредством понятий, ане мнение, и не тканье паутины мнений…». При этом Гегель подчеркивал, что «мнение есть субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения: я могу иметь такое-то мнение итакое-то мнение, а другой может иметь совершенно другое мнение.Мнение принадлежит мне; оно не есть внутри себя всеобщая, самапо себе сущая мысль. Но философия не содержит в себе мнения, таккак не существует философских мнений.
Когда человек говорит офилософских мнениях, то мы сразу убеждаемся, что он не обладаетдаже элементарной философской культурой…». Мнению, по Гегелю, противостоит Истина, и только Истина является целью философского знания, и только истинное философское знание и являетсясобственно философией.Произвол в философских суждениях может быть преодолентолько объективностью содержания философии, то есть соответствием этого содержания действительности. В философском учениидолжен постигаться объективный мир; этот мир не должен создаваться сознанием, мыслью самого философа. Поэтому у Гегеля все39гда стоит вопрос о том, каков мир, а не вопрос о том, каким он должен быть. Он писал: «Постичь то, что есть, – вот в чем задача философии… Что же касается отдельных людей, то уж, конечно, каждыйи без того сын своего времени, таким образом, и философия естьточно так же современная ей эпоха, постигнутая в мышлении.Столь же глупо думать, что какая-либо философия может выйти запределы современного ей мира, сколь глупо думать, что отдельныйиндивидуум может перепрыгнуть через свою эпоху… Если же еготеория в самом деле выходит за ее пределы, если он строит себемир, каким он должен быть, то этот мир, хотя, правда, и существует, однако – только в его мнении…».Вместе с тем, по Гегелю, философия – это особая наука, занимающая свое особое место в едином процессе человеческого познания.
Философия не противоречит в своем содержании естествознанию и другим наукам, а, наоборот, опирается на достигнутое в научном познании, но опирается для того, чтобы продвигаться в главном для человеческой культуры – в осознании сущности мира и человека, смысла их существования. Все науки стремятся к раскрытию истин, между тем целью философии является постижение Истины, Истины с большой буквы, то есть сути реальности. И потомуглавное в познании, считал Гегель, доступно лишь философии какнауке наук.Гегель категорически отвергал упрощенный взгляд на философию, отождествление обыденной философии и философии как таковой, мнение о том, что «каждый непосредственно умеет философствовать и рассуждать о философии, потому что обладает дляэтого меркой в виде своего природного разума», не обладая приэтом серьезными философскими знаниями.
Более того, он считалфилософию элитарным знанием. Он писал: «Философию можно поэтому назвать чем-то вроде роскоши постольку, поскольку именно«роскошь» обозначает те удовольствия и занятия, которые не входят в область внешней необходимости как таковой. Философия вэтом отношении кажется во всяком случае чем-то, без чего можнообойтись, но весь вопрос в том, что мы называем необходимым. Со40стороны духа мы можем философию признать как раз более всегонеобходимой».Таким образом, для Гегеля вопрос о необходимом в духовнойкультуре, о наиболее значимом в обществе является достаточносерьезным и требует глубоких размышлений.Осмысление особенностей философии как теоретического знания возможно, считал он, лишь на основе понимания существа проблемы соотношения философии и ее истории.Философия и история философии.
Гегель исходил из того,что предмет любой науки неразрывно связан с ее историей. Поэтому важно четкое представление как о предмете науки, так и об ееистории. Вместе с тем в любых науках, кроме философии, вопрос освязи истории науки и ее предмета не так сложен, как в философии.Это происходит в первую очередь потому, что обычно не существует особых разногласий по поводу предмета науки, т.е. того, что изучается в конкретном гуманитарном или естественнонаучном видезнания. Не так обстоит дело в философии, считал Гегель.Сложность в истолковании соотношения философии и историифилософии определяется, прежде всего, тем, что в философии всегда существовали разногласия относительно того, что такое философия.Вместе с тем, эти разногласия вовсе не означали отрицанияединства философского знания.
Кроме того, по отношению к содержанию философии во все времена ее существования всегда стоял главный вопрос – вопрос об истинности философских идей, втом числе об истинности философских идей в отношении самойфилософии, ее истолкования.Из всего этого Гегель делал вывод о том, что в философии особенно острым становится вопрос о понимании ее содержания, об истинном истолковании соотношения философских учений в их истории.