А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998) (А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
А.Л.НикифоровФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ.Москва. 1998 г.СОДЕРЖАНИЕПредисловиеЧисть I. История.Введение: Предмет философии наукиГлава I. Философия науки как прикладная логика:Логический позитивизмЛогико-философские предпосылки концепцииНекоторые гносеологические предпосылкиМодель науки и научного прогрессаЭмпирический базисКритерии демаркацииПринцип верифицируемостиЭмпирическая редукцияЛогический позитивизм и философия наукиГлава II.Фальсификационизм: От анализа структуры канализу развития знания.Философские и логические предпосылки фальсификационизмаКритерии демаркацииФальсифицируемость и фальсификацияРеабилитация философииПрирода научного знанияТеоретическое знаниеМетод наукиСодержание и правдоподобие теорийУсловия роста знанияМодель развития наукиКарл Поппер и логический позитивизмГлава III.Разрыв с кумулятивизмом: Томас КунПарадигма и научное сообщество"Нормальная" наукаНаучная революцияАнтикумулятивизм в понимании развития знанияГлава IV.Эпистемологический анархизм Пола ФейерабендаВ русле попперианстваНа пути к анархизмуПример из истории: ГалилейНаука или миф?Кризис аналитической философии наукиЧасть II.Некоторые проблемы философии науки.Глава I.
Идеализация и гипотезаАбстрагирование и идеализацияСпособы формирования идеализированного объектаИдеализация на теоретическом уровнеГипотеза. Виды гипотезГипотетико-дедуктивный методПодтверждение и опровержение гипотезГлава II.Эмпирические методы научного познанияНаблюдениеИзмерениеЭкспериментГлава III.Понятие научного факта"Одномерное" понимание факта. Фактуализм и теоретизмПример из истории наукиСтруктура научного фактаВзаимоотношение теории с фактамиГлава IV.Виды научного объясненияДедуктивно-номологическое объяснение"Рациональное" объяснениеИнтенциональное объяснение.
Практический силлогизмГлава V. Семантическая концепция пониманияТрадиционное истолкованиеПонимание как интерпретацияОснова пониманияВзаимопониманиеГлава VI.О понимании человеческой деятельностиДеятельностьСубъективный смысл деятельностиОбъективный смысл деятельностиСоциальный смысл деятельностиГлава VII.Понятие истины в философии науки XX векаСовременный отказ от понятия истиныИстинностные оценки знания и истории познанияПонятие истины для общественных наукГлава VIII.Научная рациональность и истинаРациональность как соответствие "законам разума"Рациональность как "целесообразность"Научная рациональность и цель наукиПонятие научной рациональностиСледствие нашего определения рациональностиЗаключениеГлава IX.Основы дифференциации наукОнтологическое основание: Разнообразие форм движения и видов материиГносеологическое основание: Неизбежность абстракцийМетодологическое основание: Специфичность методовСоциальное основание: Общественное разделение трудаСмысл и судьбы единства наукиЗаключениеПРЕДИСЛОВИЕКогда начался XX век? — Ответ кажется очевидным: 1 января 1901 года.
Но это —хронологически. Аесли "век" понимать культурно— исторически — как определенную эпоху в жизни общества, в том смысле, вкотором мы говорим о "викторианском веке" или "веке Просвещения", то в гаком понимании век никогда несовпадает с хронологическими рамками столетия. Он то больше, то меньше ста лет, начинается то раньше, топозже хронологического рубежа между столетиями.По-видимому, XIX век закончился лишь с началом 1-й мировой войны, в 1914 году. В августе этого годана полях сражений в Бельгии, Франции, Восточной Пруссии догорала целая эпоха в общем—то довольномирного развития, обращались в дым идеалы европейского единства и прогресса на основе техническогоразвития.
Под грохот пушек рождался новый, гораздо более динамичный и жестокий XX век с его мировымибойнями, концентрационными лагерями, угрозами глобальных катастроф. И люди, бессмысленнопросидевшие четыре года в окопах, испытавшие газовые атаки, стали другими. Их уже не могли взволноватьстихи о "Прекрасной даме". Образовался разрыв в ткани общественной жизни. Она стана делиться на двечасти — на "до" и "после" войны.Этот разрыв проявился во многих сферах человеческой деятельности. В том числе и в той области,которая будет предметом нашего рассмотрения — в философии науки.
Конечно, и Эрнст Мах, и Поль Дюгем,и Анри Пуанкаре, тем более, Бертран Рассел и Альфред Норберт Уайтхед хронологически успели пожить ипоработать и в XX столетии, но, мне кажется, все они в значительной мере остались в XIX веке. Удивительно,но молодые философы науки 20-х годов, члены Венского кружка, их уже почти не тают. Они слышали о Махеили Пуанкаре, но в своих построениях никак не опираются на идеи этих людей, хотя порой почтибессознательно воспроизводят их. Наступила новая эпоха, и все, что было сделано до войны, казалось далекойдревностью, хотя этой древности и было-то всего 15—20лет, а то и того меньше.Это длинное рассуждение понадобилось мне вот для чего.
Когда пытаешься представить очерк историикакого-то духовного развития, всегда очень трудно выбрать начальный пункт. Мне хотелось бы дать набросокистории философии науки. Но с чего начать? — с Эрнста Маха? Но почему не с Уильяма Уэвелла с его"Историей индуктивных наук" или Джона Стюарта Милля? А может быть, тогда уж принять за отправнойпункт Oгюста Конта — ведь именно он превозносил науку как высшую ступень человеческого познания? НоКант многое взял у Сен-Симона и французских энциклопедистов, а от тех уже не так далеко до Рене Декарта иФрэнсиса Бэкона с их учением о методе. Увы, я не историк и не могу забираться так далеко в глубь веков.Поэтому-то я и решил начать свое рассмотрение с довольно очевидного разрыва и с тех идеи и концепции, ккоторым и доныне не утрачен интерес.Книга разделена на две части.
В первой я пытаюсь дать набросок истории развития философии науки,начиная с Людвига Витгенштейна и Венского кружка, и до конца 80-х годов. Строго говоря, это вовсе неистория, для многих из нас это сама наша жизнь. Именно мы, работавшие в данной области, поочередноувлекались то логическим позитивизмом, то становились попперианцами, то — сторонниками Томаса Кунаили Имре Лакатоша. В силу некоторых внешних обстоятельств нам было трудно открыто претендовать насоздание оригинального образа науки, ибо все мы работали над созданием одного — марксистского —представления о науке; тем не менее, в рамках критики модных идей многие советские философы создавалисобственные, достаточно общие концепции.
Поэтому следовало бы, может быть, посвятить отдельную главурезультатам советских ученых и философов в этой сфере, но я не решился на это: одно дело — смотретьиздалека на Поппера, живущего в Англии, или на Куна, работающего в США, и совсем другое — говорить олюдях, живущих и работающих рядом с тобой.
Взгляд невольно останавливается на тех, кто тебе наиболееблизок, и общая картина искажается.Во второй части я рассматриваю важнейшие проблемы философии науки — главным образом, те, вобсуждении которых я сам принимал некоторое участие. Поэтому данная книга — не совсем учебник, хотяона и дает достаточно полное представление о философии науки и может использоваться для преподаваниясоответствующих курсов. В большей мере мне хотелось бы сохранить то, что было сделано в данной областина протяжении 70 лет, в качестве трамплина для следующего поколения философов науки в нашей стране.Сейчас в нашей стране период безвременья. Разрушаются общественные связи, разрушается и умираетнаука.
В советский период мы ощущали себя членами единого научного сообщества, независимо от того, ктогде жил и работал — в Новосибирске или в Киеве, в Ленинграде или в Минске, в Тарту или в Ростове. Сейчасэто сообщество распалось или близко к распаду. Оснований для надежд что-то не видно, однако я уверен втом, что духовное единство людей, работающих в дайной области, рано или поздно восстановится, когдауйдут политические страсти и наладится нормальная экономическая жизнь. Вот тогда-то данная книга можетпригодиться.И последнее замечание.
Книга чрезвычайно субъективна: в ней выражены мои вкусы и предпочтения,отражены мои интересы. Я вовсе не претендую на адекватное изображение тех или иных концепций иливзглядов. Неинтересно писать о том, что представляется тебе скучным. А если ты сам чем-то увлекался ирассматриваешь взгляды других людей на этот предмет, ты невольно исказишь их. Вместе с тем, я глубокоубежден, что вполне понять какую-то идею, какой-то результат способен только тот, кто сам думал надданной проблемой и пытался предложить свое решение.ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯВВЕДЕНИЕ: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИЖизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В нашей квартире стоят холодильник и телевизор; мы ездим не на лошадях, как это было еще в начале века, а на автомобилях,истаем на самолетах; человечество избавилось от холеры и оспы,которые когда-то опустошали целые страны; люди высадились наЛуну и готовят экспедиции на другие планеты.