А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998) (А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
У Витгенштейна мир есть калейдоскоп фактов,у логических позитивистов мир оказывается калейдоскопом чувственных впечатлений. Вне чувственных впечатлений нет никакой реальности, во всяком случае, мы ничего не можем сказать о ней достоНарский И. С. Современный позитивизм. М., 1962, с. 7.Богомолов А. С. Англо-американская буржуазная философия.
М., 1964, с. 280.14 Можно предположить, что определенные трудности в понимании философии неопозитивизмаобусловлены не только ее рыхлостью и неопределенностью, но также и тем, что обычно не проводилиразличия между неопозитивистской философией и методологической концепцией неопозитивизма. Но этоочевидно разные вещи. Неопозитивистская философия довольно быстро обнаружила свою несостоятельностьи была отброшена; в то же время методологическая концепция логического позитивизма продолжаласуществовать и развиваться.
Хотя следует признать, что провести четкое разграничение философии иметодологии логического позитивизма — далеко не легкая задача.1213верного. Таким образом, всякое подлинное знание может относитьсятолько к чувственным впечатлениям.Здесь логические позитивисты сделали еще один шаг в том направлении, в котором ранее двинулся Э. Мах. Именно Мах попытался устранить традиционное различие между чувственными впечатлениями ивнешним миром, между субъектом и объектом. С его точки зрения,"весь внутренний и внешний мир составляются из небольшого числаоднородных элементов..." ls.
Этими элементами являются "цвета, тоны,давления, теплота, запахи, пространства, времена и т. д." ". Элементы,из которых состоит мир, соединяют в себе как физическую, так и психическую стороны: "... Нет пропасти между физическим ипсихическим, нет ничего внутреннего и внешнего, нет ощущения,которому соответствовала бы внешняя, отличная от этого ощущениявещь.
Существует только одного рода элементы, из которых слагаетсято, что считается внутренним и внешним, которые бывают внешнимиили внешними только в зависимости от той или другой временнойточки зрения" 17.Логические позитивисты отбросили разговоры о физическом мирекак "метафизические" и совершенно необоснованные и сохранили вкачестве единственно реального и доступного объекта познания только одно — чувственные впечатления.Когда в советской философской литературе критиковали Маха, тов его учении о нейтральных элементах мира видели — вслед за В. И.Лениным — лишь уступку субъективному идеализму и желание найти"среднюю линию" между материализмом и идеализмом. Но сейчас мымогли бы сказать, что в этом учении Маха нашла своеобразноевыражение глубокая философская идея, а именно, мысль о том, чтопредмет познания, внешний мир никогда не дан человеку сам по себе,а всегда только через посредство субъективных форм чувственности идеятельности.
Поэтому-то Мах и считал невозможным говорить омире самом по себе. Во второй половине XX в. эта мысль, восходящаяк Канту, получила всеобщее признание, однако в конце XIX в. она всееще казалась философским софизмом. Логические позитивисты,стремясь к достоверности, вполне последовательно отказываютсяговорить о "физической" стороне элементов мира и оставляют лишьих "психическую" сторону.2. То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать сабсолютной достоверностью.— Вот она, искомая достоверность! У Витгенштейна структурапредложения совпадала со структурой факта, поэтому истинное предMax Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908,с.39.Max Э.
Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М ,1909,с.17.17 Max Э. Анализ ощущений..., с. 254.1516ложение было абсолютно истинно, т. к. оно не только верноописывало некоторое положение вещей, но в своей структуре"показывало" структуру этого положения вещей. Поэтому истинноепредложение не могло быть ни изменено, ни отброшено. Логическиепозитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна"протокольными" предложениями, выражающими чувственныепереживания субъекта.
Истинность протокольного предложения,выражающего то или иное переживание, также является несомненнойдля субъекта. Предложение "Я сейчас чувствую боль" или "Я сейчасиспытываю голод" для меня безусловно истинны, если я сейчасиспытываю боль и голод!И здесь члены Венского кружка следовали общей линии эмпиризма и позитивизма, всегда подчеркивавшим ценность именно опытногознания. "Все здравомыслящие люди, — писал О. Конт, — повторяютсо времен Бэкона, что только те знания истинны, которые опираютсяна наблюдения..." 18.3. Все функции знания сводятся к описанию.Если мир представляет собой комбинацию чувственных впечатлений, и знание может относиться только к чувственным впечатлениям,то оно сводится лишь к фиксации этих впечатлений.
Объяснение ипредсказание исчезают. Объяснить чувственные переживания можнобыло бы только апеллируя к их источнику — внешнему миру.Логические позитивисты отказываются говорить о внешнем мире,следовательно, отказываются от объяснения. Предсказание можетопираться лишь на существенные связи явлений, на знание причин,управляющих их возникновением и исчезновением. Как мы видели,логические позитивисты отвергают существование таких связей ипричин. Таким образом, остается только описание явлений, ответ навопрос "как?", а не "почему?".Как яростно поносили традиционную философию члены Венскогокружка? И как до смешного близки развиваемые ими идеи идеям ихфилософских предшественников.
Вот родоначальник первогопозитивизма О. Конт высказывается на ту же тему: "Истинныйпозитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первыхили конечных причин явлений изучением их непреложных законов;другими словами, — замене слова "почему" словом "как" 19. А вотпризнанный лидер "второго" позитивизма Э. Мах, также считающий,что идеалом науки является описание: "Но пусть этот идеал достигнутдля одной какой-нибудь области фактов. Дает ли описание все, чегоможет требовать научный исследователь? Я думаю, что да? Описаниеесть построение фактов в мыслях, которое в опытных науках частообусловливает возможность действительного описания... Наша мысльсоставляет для нас почти18. Конт О.
Курс положительной философии, Т. 1, СПб., 1899, с. 6.19 Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912—1913, с. 81.полное возмещение факта, и мы можем в ней найти все свойства этогопоследнего" 20.И вновь возникает мысль: если бы молодые члены Венского кружка были лучше знакомы с философией, их должно было бы насторожить столь близкое сходство пропагандируемых ими воззрений сфилософскими концепциями недавнего прошлого.Из основных принципов гносеологии неопозитивизма вытекаютнекоторые другие его особенности.
Сюда относится, прежде всего, отрицание традиционной философии, или "метафизики", что многимикритиками неопозитивизма считалось чуть ли не основной его отличительной особенностью. Но здесь они лишь следовали за О. Контом.Философия всегда стремилась сказать что-то о том, что лежит за ощущениями, стремилась вырваться из узкого круга субъективныхпереживаний, чтобы придти к чему-то объективному. Логический жепозитивист либо отрицает существование мира вне чувственныхпереживаний, либо полагает, что о нем ничего нельзя сказать.
В обоихслучаях философия оказывается ненужной. Единственное, в чем онаможет быть хоть сколько-нибудь полезной, — это анализ научныхвысказываний. Поэтому философия отождествляется с логическиманализом языка.И будучи философами в этом новом смысле, логические позитивисты стремились все философские и методологические проблемы представить в виде языковых проблем, т. е. вместо того, чтобы говорить омире или о науке, о реальных положениях дел или объективныхсвязях, они предпочитали говорить о языке науки, офактофиксирующих или помологических предложениях. Им казалось,что тем самым достигается большая точность рассуждений, к тому жеимеется и эффективный инструмент их анализа — логика.С отрицанием философии тесно связана терпимость неопозити-визма к религии.
Если все разговоры о том, что представляет собоймир, объявлены бессмысленными, а вы, тем не менее, хотите говоритьоб этом, то безразлично, считаете вы мир в основе своейматериальным или идеальным, видите в нем воплощение воли Богаили населяете его демонами — все это в равной степени не имеет кнауке никакого отношения и является сугубо личным делом каждого.Кстати сказать, с этим можно вполне согласиться. К вопросам веры наука имеет весьма отдаленное отношение.
Однако, объявляя бессмысленной метафизику, логические позитивисты точно так же должны считать бессмысленной всякую религию? А это уже вызывает серьезные сомнения...Еще одной характерной особенностью неопозитивизма являетсяего антиисторизм и почти полное пренебрежение процессами измене20Max Э. Популярно-научные очерки. СПб., 1909, с. 196.ния и развития.
Если мир представляет собой совокупность чувственных переживаний или лишенных связей фактов, то в нем не можетбыть развития, ибо развитие предполагает взаимосвязь ивзаимодействие фактов, а это как раз отвергается. Все изменения,происходящие в мире, сводятся к перекомбинации фактов илиощущений, причем это не означает, что одна комбинация порождаетдругую: имеет место лишь последовательность комбинаций вовремени, но не их причинное взаимодействие. Дело обстоит так же,как в игрушечном калейдоскопе: встряхнули трубочку — стеклышкиобразовали один узор; встряхнули еще раз — появился новый узор, ноодин узор не порождает другой и не связан с ним.
Пренебрежениепроцессами развития в онтологии приводит к антиисторизму вгносеологии. Мы описываем факты, их комбинации ипоследовательности комбинаций; мы накапливаем эти описания,изобретаем новые способы записи и... этим все ограничивается.Знание, т. е.
описание фактов, постоянно растет, ничего не теряется,нет ни потрясений, ни потерь, ни преобразований. Какая скука!1.3. МОДЕЛЬ НАУКИ И НАУЧНОГО ПРОГРЕССАОбраз науки логического позитивизма представлял собой гносеологически обработанную копию структуры экстенсиональной логики.В основе науки, по мнению логических позитивистов, лежат прото-кольные предложения, выражающие переживания субъекта.
Истинность этих предложений абсолютно достоверна и несомненна. Совокупность истинных протокольных предложений образует твердый эмпирический базис науки. Для методологической концепциилогического позитивизма характерно резкое разграничениеэмпирического и теоретического уровней знания. Однакопервоначально члены Венского кружка полагали, что все предложениянауки — подобно протокольным предложениям — говорят очувственно данном. Поэтому каждое научное предложение можносвести, "редуцировать", к протокольным предложениям подобно тому,как любое молекулярное предложение экстенсиональной логикиможет быть разложено на составляющие его атомарные предложения.Достоверность протокольных предложений передается всем научнымпредложениям, поэтому наука состоит только из достоверно истинныхпредложений.С точки зрения логического позитивизма, деятельность ученого восновном должна сводиться к двум процедурам:1) установление новых протокольных предложений;2) изобретение способов объединения и обобщения этихпредложений.