А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998) (А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf), страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
А. Философия, наука, “философия науки” // Вопросы философии, 1973, № 4, с. 112—113. — По-видимому, читатель обратил внимание на го, что выражение "философия науки" В. А. Лекторскийберет в кавычки. Увы, отношение к философии науки у советских философов было двусмысленным: былонеясно, куда ее зачислять. С одной стороны, анализ научного знания и научных методов как будто быфилософски нейтральное занятие. С другой стороны, западные философы науки, как правило, не былимарксистами, следовательно, придерживались "реакционных" философских воззрений, и их следовалокритиковать. Когда я писал статью "Философия науки" в "Философский энциклопедический словарь" (М.,1983), мне пришлось обозвать ее "течением в современной буржуазной философии", хотя это, конечно,нонсенс. Тем не менее, прикрываясь кавычками или ярлыками подобного рода, мы все-таки могли заниматьсяпроблемами философии науки и знакомить с ними советского читателя.2ние жестких методологических стандартов и изменение отношения кметафизике.
Но в то же время мне хотелось бы дать достаточно цельное представление и о рассматриваемых методологическихконцепциях.Я начинаю с рассмотрения методологической концепции логического позитивизма. Именно эта концепция в течение длительного времени господствовала в философии науки и ее господство наложилоотпечаток не только на обсуждение методологических вопросов, нопроявилось даже в истолковании и изложении истории отдельныхнаучных дисциплин. Концепция логического позитивизма создаваласьподсильнейшимвлияниемсовременнойформальной(математической) логики, ее средств и методов. Научное знаниеотождествлялось с выражающим его языком и основным средствомисследования у логических позитивистов был логический анализязыка науки.
С помощью логического анализа они надеялись очиститьязык науки от псевдонаучных выражений и придать ему ту строгостьи точность, которые были достигнуты в математике и логике. Однаковсе попытки логических позитивистов втиснуть науку в прокрустоволоже узких логических схем потерпели крушение. В конечном итогеэта методологическая концепция выродилась в решение специальныхзадач, возникающих в ходе логико-семантического анализа научныхтерминов и предложений.Расширение и изменение проблематики философии науки я связываю здесь с деятельностью К. Поппера, который основной задачейсвоей методологической концепции сделал анализ развития научногознания и с конца 40-х годов оказывал возрастающее влияние нафилософов науки. Сфера представителей философии наукипостепенно начинает смещаться от проблем анализа структуры иязыка науки к проблемам ее развития. Это вызвало пробуждениеширокого интереса к истории науки.
В свою очередь, обращениеметодологов к истории тотчас обнаружило узость и жесткостьформальных методологических предписаний как логическихпозитивистов, так и самого Поппера.Осознанием того факта, что методологические построения нужносоотносить с историей науки и что не только логико-философскиепринципы, но также и история науки может служить источникомметодологических проблем и их решений, философия науки обязанаработам К. Хэнсона, М. Поланьи, Дж.
Холтона, С. Тулмина и многихдругих исследователей, выступивших в конце 50-х годов. Среди них явыделяю построения Т. Куна и И. Лакатоса. Именно эти дваисследователя четко поставили вопрос о соотношении методологиинауки и ее истории. Они же в очень большой степени способствовалиослаблениюметодологическихстандартовнаучностиирациональности, стремясь привести эти стандарты в соответствие среальной практикой науки.
В методологических концепциях Куна иЛакатоса метафизика уже не отделяется от науки, а становится еесущественной частью.Тенденцию к ослаблению методологических стандартов, к стиранию граней между наукой и метафизикой, между наукой и другимиформами духовной деятельности довел до логического конца П.Фейерабенд. В его концепции наши наиболее полное и яркоевыражение те идеи, зерна которых были заложены еще вметодологических воззрениях логических позитивистов и вметодологической концепции Поппера.ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ПРИКЛАДНАЯ ЛОГИКА:ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМВ 1925 году на кафедре натуральной философии Венского университета, которую после смерти Э.
Маха возглавил проф. Мориц Шлик,собралась группа молодых ученых, поставивших перед собой смелуюцель — реформировать науку и философию. Эта группа вошла в историю под именем "Венского кружка" философов и ученых. В него входили сам М. Шлик, Р. Карнап, вскоре ставший признанным лидеромнового направления, 0.'Нейрат, Г. Фейль, В. Дубислав и другие.
Членыкружка вдохновлялись идеей обновления науки и философии, прочного эмпирического обоснования научного знания и его преобразованияв соответствии со строгими стандартами математической логики.Постепенно она нашли единомышленников в Берлине, Варшаве,Лондоне, стали издавать собственный журнал "Erkenntnis" ("Познание"), в котором пропагандировали свои взгляды.
Экспансия германского фашизма вынудила большую часть сторонников нового движения эмигрировать в Англию и США, что содействовало распространению их идей. Члены Венского кружка и их соратникисформулировали методологическую концепцию, которая пользоваласьшироким признанием до середины 50-х годов и не забыта до сих пор.О логическом позитивизме написано чрезвычайно много э. Безбольшого преувеличения можно даже сказать, что практически всепубликации 30—50-х годов, затрагивающие проблемы методологиинаучного познания, так или иначе были связаны с этим направлением— с его критикой, уточнением тех или иных его идеи или с ихдальнейшей разработкой.
Сейчас, когда после смерти этогонаправления прошло уже немало лет, можно более спокойно оценитьего место в философско-методологическом анализе науки.По-видимому, основным стимулом творчества членов Венскогокружка и их сторонников в разных странах был поиск достоверности— стремление найти в конгломерате человеческих идей, убеждений,мне-Глубокое рассмотрение различных сторон его методологической концепции см. в работах: Проблемылогики научного познания. М., 1964, и Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснованиянауки. М., 1966.3ний те безусловно истинные элементы, которые могли бы служить надежным базисом познания и деятельности. В общем, стремление кдостоверности всегда было присуще философии, и в этом отношениипредставители логического позитивизма продолжали древнюю философскую традицию.
Однако именно в 20-е годы это стремлениечрезвычайно усилилось и приобрело гораздо более широкий характер:бессмысленная мировая бойня, разоблачившая ложь и лицемериеполитиков; крушение вековых монархии и всего традиционногоуклада жизни; революции, потрясшие сами основы общественногоустройства;наконец, крушение классической науки, принципы которой почти 200лет считалось абсолютно верными, и возникновение новых безумныхтеорий — все это порождало желание найти в этом хаосе хоть чтонибудь устойчивое, надежное, несомненное. Вот это всеобщеежелание и нашло выражение в концепции логического позитивизма.Члены Венского кружка и их друзья в Варшаве и Берлине были довольно хорошо знакомы с наукой, многие из них и пришли в философию из математики, логики, физики, биологии.
В этом заключалась ихсильная сторона. Но мне кажется, в философии — особенно в начальный период своей деятельности — они были в значительной мереневежественны. Поэтому они часто изобретали велосипеды и сапломбом высказывали идеи, почти буквально воспроизводящиеположения Беркли или Юма, Канта или Спенсера, Маха или Милля —положения, порочность которых уже давно была выявлена.Тем не менее, блестящее владение логикой и знание науки своеговремени позволило представителям логического позитивизмаполучить немало серьезных результатов, относящихся к структуренаучного знания и к описанию методов науки.
Эти результатыполучили всеобщее признание и обеспечили почетное место в историифилософии тем молодым людям, которые в 1925 году собралисьвокруг Морица Шлика и со всем пылом юности бросилисьреформировать науку и философию.1.1. ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНЦЕПЦИИКсожалению,методологическуюконцепциюлогическогопозитивизма невозможно обрисовать, не обращаясь к некоторымэлементам математической логики, восприятие которых можетоказаться затруднительным для человека с гуманитарнымисклонностями.
Это не беда, вполне достаточно схватить основнуюидею, из которой исходили ее создатели. 1 сперь, правда, я могурекомендовать читателю свою популярную работу, в которой данпростой очерк необходимых сведений по логике 4.4См.: Никифоров А. Л. Книга о логике.... М., Гнозис — Русское феноменологическое общество, 1996.Методологическая концепция логического позитивизма сформировалась в результате отождествления структуры классическойэкстенсиональной логики (фундаментального раздела современнойматематической логики) со структурой всего научного знания иопределенного гносеологического истолкования элементов этойструктуры.