Диссертация (Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)), страница 5

PDF-файл Диссертация (Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)), страница 5 Филология (56170): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)) -2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)". PDF-файл из архива "Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Губанов, С.М. Шалютин). Подчеркивается, что, как и любой язык,универсальный предметный код обладает своими оперативными единицами,однако вопрос их выделения все еще остается открытым и требующим решения.З.Д. Попова и И.А. Стернин полагают, что нейрофизиологическими единицамиУПК являются наглядно-чувственные образы, схемы, картины, представления.Согласно теории Н.И. Жинкина, в этот ряд не включаются образы, посколькуэтот код не является конкретным образом, но образной схемой, котораявыполняет функцию посредника между языковым знаком и обозначающимпредметом [Алефиренко 2005: 111].Таким образом, в рамках предметно-изобразительного кода формируетсязамысел речи – самый общий нерасчлененный смысл высказывания, который23реализуется на ступени смыслообразования, а также осуществляется первичная«семантическая запись» мысли.

В процессе порождения речи несловесныйпредметно-изобразительный код перекодируется в языковую структуру. Тогдакак при восприятии речи вербальные структуры преобразуются в универсальныйпредметно-изобразительный код [Алефиренко 2005: 112].Несомненныйинтересдляпредставляемогоисследованияимеетвыделяемая Н.И.

Жинкиным особая разновидность внутреннего языка – языкхудожественногомышления,вырабатываемыйвпроцессеобщенияипользования натуральным языком. Представления и чувствования невозможнопередать непосредственно. Но можно говорить о существовании особого языка,посредством которого у адресата возникают некоторые схожие или близкиепредставления и чувства. Достигается это за счет привнесения в языкопределенных правил, регулирующих надсинтаксическую структуру временныхчленений(поэтическийязык)илиспособыпостроенияситуаций(художественная проза).

Так создается, согласно Н.И. Жинкину, двухзвенныймеханизм художественного мышления. В рамках такого механизма задаютсяновые правила отождествления: выражаемое здесь обусловлено уникальностьюситуаций и маркированием особых интонаций. Подобный двухзвенныймеханизм реализуется, к примеру, в надписях под предметами искусства(картины, скульптуры). Думается, что тот же механизм проявляется в процессевосприятия поликодового художественного текста. При этом на этапе выражениямысли, следующим за УПК, передача информации осуществляется с помощьюразных семиотических кодов, требующих совместной интерпретации.Таким образом, включение в структуру текста паралингвистическогокомпонента подразумевает не только сообщение реципиенту дополнительнойэстетической ценности, но и обращение к иным рецептивным механизмам.Вербальная и иконическая составляющие ориентированы на зрительный каналвосприятия и в процессе их совместной интерпретации имеют общийзнаменатель.

Применительно к целостной интерпретации поликодового текставажным представляется понятие условно-предметного кода, посредством24которого происходит интерпретация информации, получаемой по разнымрецептивным каналам, с учетом того факта, что на уровне глубинной семантикиязыка нет принципиальной разницы между семантикой иконических ивербальных знаков.1.2.1. Идеи Г.Г. Шпета в контексте изучения поликодового текстаСледующим понятием в механизме преобразования довербального смысларассматривается предметный остов, который был введен еще Г.Г.

Шпетом, но, всилу сложившихся обстоятельств1, был исключен из научного обихода. УПКявляется посредником между вербальным/иконическим знаком и познаваемымобъектом, тогда как предметный остов является элементом словесной культуры(смысловой структуры слова или фразеологизма). Предметный остов и структураслова – не просто отражение или отпечаток существующей вещи или предметнаяотнесенность слова, но это задание, которое содержится в слове, которое можетбыть воплощено. Таким образом, предметный остов активен, и он же является«реципиентом»: через слово ему сообщается смысл [Зинченко 2007: 82].Внутренняя форма слова, считает Н.Ф. Алефиренко, – более широкоепонятие, чем предметный остов и УПК, которые составляют когнитивнуюструктуру.

Однако эти элементы являются узловыми механизмами организацииобразной семантики знаков (Рисунок 1):Рисунок 1. Механизм формирования образной семантики языковых знаковСогласно теории Г.Г. Шпета, «если объект знакообозначения условноназвать внешней формой речемышления, а актуальное значение языкового знака– оптической формой, то лежащие между ними логические формы следует1Г.Г. Шпета неоднократно отстраняли от научной и педагогической работы.

В 1935 г. он был арестован,выслан в Енисейск, некоторое время проживал в Томске. Был вторично арестован в 1937 г., приговорен к 10 годамбез права переписки, но в этом же году расстрелян.25считать внутренними и по отношению к первым, и по отношению ко вторым»[Шпет 1989: 328]. Ученый писал, что внутреннюю форму языкового знакаследует рассматривать с точки зрения его взаимосвязанных функций –номинативной (номинативная предметность) и семасиологической (смысловаяпредметность).В.П. Зинченко, занимающийся проблемой формирования зрительногообраза, а также исследующий работы Г.Г. Шпета в этом отношении, утверждает,что «в его внутреннюю форму входят перцептивные движения и действия,которые привели к его формированию», а также слово, актуализирующее образ.Речь идет о том, что актуализация образа включает в себя не только предметныйостов, но и действия по его построению.

Сказанное позволяет указать наобщность строения слова, образа и действия. Действие содержит в себе слово иобраз; слово – действие и образ; образ – действие и слово [Зинченко 2010: 84-86].Важным представляется отметить, что еще в 1918 году, в своей работе«Герменевтика и ее проблемы», предвосхищая последующие семиотические игерменевтические исследования, Г.Г. Шпет обозначил перспективы этих наук.Основываясь на суждениях св. Августина, ставших впоследствии предметомисследования специалистов в области семиотики, ученый отмечает: «Своеизложение в De Doctrina Christiana Августин начинает с разделения, которое, номоему убеждению, должно быть положено в основу классификации наук...Всякое учение, утверждает он, относится к вещам или к знакам, но вещиизучаются посредством знаков.

В собственном смысле слова вещью он называетто, что не применяется для обозначения чего-нибудь другого: напротив, знакамичто-нибудь обозначается, например, слова, но ясно, что и другие-вещи могутслужить знаками, так что даже одна и та же вещь может выступать перед нами токак вещь в собственном смысле, то как знак» [Шпет 1989: 229-268].

В этой жеработе Г.Г. Шпет определяет семиотику как науку о понимании.Взгляды Г.Г. Шпета сложились под влиянием феноменологии Э. Гуссерля.В его концепции слово и прочие знаки рассматриваются как всеобщий слой,который определяет исходные данные любого знания. Ученый разработал26подробную теорию об эстетическом аспекте словесной структуры, основаннуюна различении морфологического, фонетического и т.д. уровней слова. Вконцепции Г.Г. Шпета эстетический предмет является знаком или выражениемкультуры, и представляет собой так называемое сигнификативное бытие [Шпет1996: 385].Философия языка, как полагает Г.Г. Шпет, занимает центральноеположение в рамках философии культуры, поскольку культурные знаки(включая произведения искусства) аналогичны языковым знакам по внутреннейформе.

«Язык до известной – и притом глубокой, – степени являетсяестественным и наиболее близким для нас прототипом и репрезентантом всякоговыражения, прикрывающего собой значение» [Шпет 1996: 63].Г.Г Шпет также исследует вопросы семиотического истолкованияэтнической психологии. Ученый приходит к следующему выводу: «сфераэтнической психологии априори намечается как сфера доступного нам черезпонимание некоторой системы знаков, следовательно, ее предмет постигаетсятолько путем расшифровки и интерпретации этих знаков.

Эти знаки являются нетолько приметами вещей, но и сообщениями о них, это видно из того, что бытиесоответственных вещей не ограничивается чистым явлением знаков. Другимисловами, мы имеем дело со знаками, которые служат не только указаниями навещи, но выражают также некоторое значение» [Шпет 1996: 62].В своей работе «Внутренняя форма слова», посвященной исследованиюязыка как одного из методов понимания психологии социального бытия, Г.Г.Шпет говорит, в частности, о литературе и искусстве.

«Искусство, – пишетученый, – начинается с того, что подлежащее изображению подвергаетсяпреобразованию, согласно идее, включаемой, вдыхаемой внутрь самогоизображаемого. Внутренне заключенная в нем, она с первого толчка отрешениясама руководит преображением его в художественное оформленное, ибо она иестьтасамодовлеющаяцель,осуществлениекоторойповнутреннимхудожественным формам есть само свободное художественное творчество»[Шпет 2006: 149]. Так, национальная специфика культуры наиболее полно27представлена в художественном тексте, репрезентирующим особенностименталитета.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее