Диссертация (Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)), страница 10 Филология (56170): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)) -2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)". PDF-файл из архива "Коммуникативные особенности поликодового художественного текста (на примере романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Языковые и визуальные коды в пространстве поликодовогохудожественного текстаИтак, в процессе интерпретации иллюстраций были приняты во вниманиеследующие положения. Семиология визуальной коммуникации подразумевает,что основу коммуникативного акта не всегда составляет вербальный код, такимобразом, визуальная семиотика соотносится с когнитивной лингвистикой.Следовательно, код – это система знаков (символов) и правила их сочетания,разделяемыебольшинствомкультурногосообщества,асистемазнаковприменяется для порождения и трансляции значений культуры [Эко 1998].Применительно к изображению в целом У.

Эко предлагает выделятьследующие коды: 1) коды восприятия (устанавливают требуемые условиявосприятия); 2) коды узнавания (классификация объектов); 3) коды передачи(определяютпервичныеусловиявосприятиясцельюпоследующегоформирования образов); 4) тональные коды (набор конвенциональных вариантови коннотаций); 5) иконические коды (условия восприятия, образующие фигуры,знаки, семы); 6) иконографические коды (сложные синтагматические сцепленияи конфигурации); 7) коды вкуса и сенсорные коды (подвижные коннотации,47связанные с действием перечисленных выше кодов); 8) риторические коды(включаютриторическиефигуры,предпосылкииаргументы);9)стилистические коды (авторский почерк, изобразительная техника); 10) кодыбессознательного [Эко 1998: 157-159].Удачными и применительно к данному исследованию представляютсякоды, выделяемые Е.А.

Артемовой относительно пространства политическойкарикатуры. Кроме собственно языкового кода и некоторых визуальных кодов(технический, репрезентативный, иконический, иконографический) авторомтакже выделяется социальный, культурный, стилистический и идеологическийкоды (Таблица 1). Сочетание этих кодов образует текст карикатуры. Механизмвключениякодовпредполагает,чтоозначаемыеодногокодамогутиспользоваться в качестве означающих другого когда [Артемова 2002: 146].кодязыковойТехническийРепрезентативныйИконическийИконографическийСоциальныйКультурныйСтилистическийИдеологическийвизуальныйТаблица 1.

Языковые и визуальные коды иллюстрацииВосприятие карикатуры с учетом сложной системы кодирования имеет,согласно Е.А. Артемовой, следующие особенности:Действия, отображаемые в карикатуре, первично кодируются социальнымикодами [Fiske 1987]: визуальными (внешность участников действия, одежда,поведение, жестикуляция и обстановка, в которой происходят действия) иязыковыми (языковые личности участников события, авторская описательнаячасть).48В карикатуре, в том числе и исследуемых нами иллюстрациях,технический код отвечает за расположение словесного и иконическогокомпонентов.Иллюстрацииявляютсяоднокадровымимонохромнымиизображениями; вербальный ряд имеет различное расположение, но вбольшинстве случаев представлен авторским текстом на смежной страницеиздания.Взаимодействие вербального и изобразительного компонентов образуетиконический код, отвечающий за отображение условий восприятия объекта всоответствии с набором графических конвенций [Эко 1998].Как отмечает Е.А.

Артемова, без специальной установки реципиент никакне интерпретирует технический код карикатуры, как и формат страницы илиразмер шрифта словесного текста (паралингвистические средства).Иконический код обладает сложной внутренней структурой. В структуреэтого кода фигуры формируют условия восприятия изображения (световыеконтрасты, фон, геометрические отношения); знаки обеспечивают узнаваниеэлементов объекта (глаза, трость, воротник и т.д.); а семы представляют собойотдельные элементы объектов, редко узнаваемые вне контекста.

Сочетаниенесколькихсемобразуютконтекст,благодарякоторомувозможнаинтерпретация иконического кода [Эко 1998]. Означаемые иконических кодовслужат означающими иконографических кодов [Там же], которые отсылаютреципиента к определенным традиционным иконографическим значениям(например, фигура человека в специфическом парике по традиции обозначаетсудью).

Иконографический код может служить основой культурного кода, аможет выступать и как самостоятельный код в пределах карикатуры.Культурные коды транслируются посредством прецедентных феноменов,символов и стереотипов культуры. Такие коды включают в себя игру слов сотсылками к прецедентным высказываниям и именам. Культурный код такжепредставлен в визуальной и языковой части, проявляясь в тесной связивербального и иконического компонентов. В невербальном и вербальномкомпонентах иллюстрации может присутствовать отсылка к прецедентному49тексту, ситуации, имени и значимому артефакту.

Визуальный культурный код(КК) имеет следующую сложную структуру, представленную на Рисунке 2:Рисунок 2. Структура формирования визуального культурного кодаКак правило, означаемые иконографического кода служат означающимивизуального культурного кода, что наглядно представлено на примереформированияобразамистераПиквикакаккомпонентанационально-культурного кода (Рисунок 3):Рисунок 3. Образ мистера Пиквика как компонент национально-культурного кода50Таким образом, если читатель не обладает достаточными фоновымизнаниями для выявления культурного кода, он ограничивается толкованиемиконического и/или иконографического кода.Для адекватного восприятия той или иной аллюзии, заключенной в тексте,читателю необходимы фоновые знания о предмете.

Однако даже установлениечитателем факта отсылки не всегда приводит к адекватному пониманию всегосмысла поликодового текста, поскольку сама отсылка может интерпретироватьсянедостаточно точно. Неудача в определении значения отсылки ограничиваетполноту смысла при толковании текста карикатуры.Как языковые, так и визуальные иконографические и культурные кодырегулируются кодами репрезентации [Fiske 1987], являющимися сочетаниемсюжета, образов, персонажей, выполняемых ими действий со словесной частью,в соответствии со стилистическим и идеологическим кодами.Языковой и визуальный стилистический код фиксирует сатирическийхарактер иллюстрации, опирающийся на эффект обманутого ожидания, болееподробно рассмотренный в Главе III работы.

Стилистический языковой кодпередается стилистическими приемами (такими как метафора, гипербола,ирония, двойная актуализация). Стилистический визуальный код содержитиндивидуальный код, зависящий от личности художника и его манерыисполнения. Вербальная часть имеет определенный языковой код, тогда каквизуальный индивидуальный код всегда имеет многоуровневый характерсознательнойибессознательнойсоставляющейличностииллюстратора.Стилистический визуальный код реализуется через визуализацию некоторыхсловесных приемов (метафоры, антитезы и т.д.).Идеологическийкодреализуетсяодновременноввербальнойиневербальной составляющей карикатуры, организуя сюжет иллюстрации вцелом.

Он также тесно переплетен с культурным кодом и понятием общейкартины мира в том смысле, о котором писал еще Р. Барт, объединяя в своихрассуждениях идеологию и миф [Барт 2008].51По итогам вышесказанного, код в данной работе рассматривается каксистема знаков (символов) и как правила их сочетания, разделяемыебольшинством культурного сообщества, в то время как система знаковприменяется для порождения и трансляции значений внутри культуры.Применительнокисследованиювыделяютсяследующиекоды,функционирующие в пространстве поликодового художественного текста:технический, репрезентативный, иконический, иконографический, социальный,культурный, стилистический и идеологический коды. Детальному рассмотрениюдалее подлежат особенности функционирования кодов, репрезентированных какна вербальном, так и на визуальном уровне: социальный, культурный,стилистический и идеологический коды.52ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IВ настоящей работе термин поликодовый текст используется дляобозначения текста негомогенной структуры, компонентами которого являютсязнаки и коды разных семиотических систем, а их распознавание обеспечиваеткомплексноепрагматическоеполикодовыйхудожественныйвзаимодействияписателяивоздействиетекстнаадресата.представляетхудожника-иллюстратора,Исследуемыйсобойрезультатвыраженныйвосмысленной последовательности вербальных и визуальных знаков и кодов,обеспечивающихпередачуинформации,имеющейопределеннуюхудожественную ценность, в триаде «автор-иллюстратор-читатель».

Такиепаралингвистические средства как иллюстрация и карикатура выступают врамках данного текста в качестве относительно самостоятельного носителяинформации.Для обозначения изобразительного паралингвистического компонентаполикодового текста в работе используется термин иконические средства,обозначающийизобразительныйкомпонентПХТ,выступающийдополнительным планом выражения для исходного означаемого. Этот терминиспользуется в работах таких ученых как Е.Е. Анисимова, Н.С.

Валгина, Л.Г.Викулова, М.Б. Ворошилова. В основе иконической части лежит аналитикосинтетическая переработка информации исходного текста художником.Архитектоникаизучаемогополикодовогохудожественноготекстасодержит следующие вариации: вербальная часть (сюжет), включая заглавие какпеременный элемент; иконическая часть (иллюстрация): подпись художника иподпись к иллюстрации. Вербальная часть в большинстве случаев представленаавторским текстом на смежной с иллюстрацией странице издания.

Заглавиерассматривается как переменный элемент в связи с тем, что выбор сюжета дляиллюстрирования не всегда коррелирует с названием соответствующей главывербальноготекста.Иконическуючастьсоставляютиллюстрации–однокадровые монохромные изображения без обрамлений, за исключениемфронтисписа, имеющего аллегорическое обрамление в виде кулисной сцены53коробки. Атрибуция иллюстрации реализуется за счет наличия на нейсоответствующейПодписькподписихудожникаиллюстрациивыполненаиконвенциональныхкурсивомисокращений.располагаетсяподизображением.Проблемы интерпретативности поликодового текста, а также механизмыреализации функций кодирования и декодирования рассматриваются с опорой наисследования Л.С.

Выготского, Н.И. Жинкина, Г.Г. Шпета, Н.Ф. Алефиренко.Включение в структуру текста паралингвистического компонента подразумеваетне только сообщение реципиенту дополнительной эстетической ценности, но иобращение к иным рецептивным механизмам. Вербальная и невербальнаясоставляющие ориентированы на зрительный канал восприятия и в процессе ихсовместной интерпретации имеют общий знаменатель. Применительно кцелостной интерпретации поликодового текста важным является понятиеусловно-предметного кода, посредством которого происходит интерпретацияинформации, получаемой по разным рецептивным каналам, с учетом того факта,что на уровне глубинной семантики языка нет принципиальной разницы междусемантикой иконических и вербальных знаков. Национальная спецификакультурынаиболеерепрезентирующимполнопредставленаособенностивхудожественномменталитетаэтноса.тексте,Интерпретацияспецифических единиц культуры имеет свои особенности при наличии в текстеуниверсальных элементов визуального уровня кодирования.Информационная ценность анализируемых иллюстраций «Посмертныхзаписок Пиквикского клуба» зависит от структуры читательского кода,претерпевшегозначительныеизменения–речьидетосменеэпох.Информационная новизна, транслируемая иллюстрацией, сегодня становится всеболее и более значительной.

Интерпретативность поликодового текста какединицылитературно-художественнойкоммуникацииподразумеваетсопряжение текстовой деятельности автора, иллюстратора и читателя с учетомсоотнесения фоновых знаний участников коммуникации, этнокультурногоконтекста и действующих художественных конвенций.54Художественныйобразвыступаетспособомвоспроизведениядействительности и коррелирует с образом визуальным, при этом их созданиюпредшествует идея, первично возникающая у писателя, и далее ретранслируемаяхудожником.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее