Диссертация (Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты), страница 7

PDF-файл Диссертация (Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты), страница 7 История (55987): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты) - PDF, страница 7 (55987) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты". PDF-файл из архива "Советское научное сообщество в 1918-1934 гг. социальный, институциональный, публичный аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Л., 1991. Вып. 1-2; Репрессированные этнографы / Сост. и отв. ред.Д.Д. Тумаркин. В 2 т. М., 1999–2003; Люди и судьбы: Биобиблиографический словарьвостоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991) / Сост.Я.В. Васильков, М.Ю. Сорокина. СПб., 2003. 496 с. и др.57Лишь некоторые из них: Перченок Ф.Ф. Академия наук на «великом переломе» //Звенья: Исторический альманах. Вып. 1. М., 1991. С. 163–235; Он же. «Дело Академии наук» /Природа. 1991.

№ 4. С.96–104; Он же. «Дело Академии наук» и «великий перелом» в советскойнауке // Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР: Сб. ст. / Сост.,авт. предисл. И.Г. Арефьева. М., 1995. С. 201–235. Подробную библиографию см.: In memoriam:Исторический сборник памяти Ф.Ф.Перченка. М.; СПб., 1995.

С.431–433.5532мотивам. Однако эмоциональность подхода была заявлена уже в предисловии,написанном общественным деятелем, «совестью эпохи» Д.С. Лихачевым. В немотмечалось, что в послеоктябрьский период «считалось непреложным, что в наукедействуют две противостоящие воли: одна – классово-приемлемая и другая –классово-враждебная этой первой – соответствующей пролетарской идеологии»,«движение науки вперед мыслилось как расправа с теми, кто был не согласен сединственным, изначально правильным направлением.

Вместо научной полемики– обличения, разоблачения, запрещение заниматься наукой, а во множествеслучаев – аресты, ссылки, тюремные сроки, уничтожение»58. Автор задавалсправедливый вопрос: «Сколько в зародыше погибло плодотворных идей, сколькоталантливых людей не смогли пробиться к научной работе, чтобы получитьобразование по причине “неудовлетворительности” своих анкетных данных,сколько талантливых людей отказались заниматься наукой, ушли в более“безопасные” области деятельности!»59. Статью общественно-политическогозвучания продолжало научное вступление М.Г. Ярошевского, озаглавленное«Сталинизм и судьбы советской науки». Автор делал однозначный вывод:«Сталинизм, принесший неисчислимые беды народам, оказал пагубное влияние ина судьбы науки… Ни в одной стране не было тогда – на изломе двух эпох – стольсамобытного множества людей науки, создавших особый культурный слой, вистреблении которого одно из величайших преступлений сталинщины… переднамибеспрецедентныйвисториичеловеческойкультурыфеноменрепрессированной науки»60 (курсив наш.

– Е. Д.). Впервые вводя этот термин,автор обосновывал его применение и распространение на все развитие науки вуказанный период: «Объектом репрессий являлось научное сообщество в целом,его ментальность, его жизнь во всех ее проявлениях. <…> Речь должна идти нетолько о репрессированных ученых, но и о репрессированных идеях иРепрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского.

С. 5.Там же. С. 6.60Там же. С. 9, 10.585933направлениях,научныхучрежденияхицентрах,книгахижурналах,засекреченных архивах <…> Репрессированными в определенном смыслеоказывались и те ученые, которые не попали в кровавую мясорубку. Большинствоиз них, подчиняясь партийно-бюрократическому диктату, с одной стороны,сохраняя восприимчивость к голосу научной совести, с другой – вынуждено быложить с расщепленным сознанием, двойной моралью»61.Этаконцепцияконфликтногоразвитиянауки,соединеннаяспредставлением о ее встроенности в систему тоталитарного государства иприспособленности к «обслуживанию» его идейно-политических потребностей ивследствие этого – низкой результативности и идеологической обусловленностипроизведенных в советский период научных продуктов – стала господствующей висториографии на долгие годы и приобрела ярко выраженный эмоциональныйподтекст.

Авторы утверждали, что с самого начала взаимное неприятие иотторжение большевизма и интеллигенции было обоюдным62, причем дажеполитически нейтральные представители последней оказались обречены наположение отверженных, на репрессии, а затем и на уничтожение вследствиетого, что в своей значительной части принадлежали к «бывшим», имелисоциально чуждые, с официальной точки зрения, личные связи63. «Люди былиобречены дворянским происхождением, родством с генералами, наличиемродственниковзаграницей,службойвбелойармии,университетскимобразованием, умением правильно говорить по-русски и еще бог весть чем», –Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского.

С. 10, 11.Например: Матвеев Г.А. Об основных вехах эволюции понятия «интеллигенция» вотечественной общественной мысли // Интеллигенция России: Уроки истории и современность.Иваново, 1996. С. 27; Смирнов Н.Н. Российская интеллигенция в годы Первой мировой войны иреволюции 1917 г. (некоторые вопросы историографии проблемы) // Интеллигенция ироссийское общество в начале XX в.: Сб. ст. СПб., 1996.

С. 139; История политическихрепрессий и сопротивления несвободе в СССР: Книга для учителя / Под ред. В.В. Шелохаева.М., 2002. С. 107–112.63Черных А.И. Становление России советской. 20-е годы в зеркале социологии. М., 1998.С. 261.616234писал исследователь С.А. Шинкарчук64. Как отмечала Т.М. Смирнова, дажеобладание полезной профессией не было достаточным условием для выживания,это только отодвигало срок их отторжения системой65. «Негативное отношение кспециалистам, – отмечал другой исследователь, – существовало прежде всегосреди влиятельнейших в то время партийных и государственных деятелей»66. Приописании практик вживания «бывших» в советскую действительность уступкаделалась лишь в отношении признания «более или менее успешной адаптации ксоветской действительности отдельных представителей старой интеллигенции»,но не ее интеграции в послереволюционное общество67.

Отдельные авторыговорили о том, что политика большевиков по отношению к старойинтеллигенции «доходила почти до грани социоцида»68. В эти годы был введен внаучный оборот большой массив ранее не опубликованных историческихдокументов,описывающихтрагическиесобытиявисториинаучногосообщества69.Проблема заключалась в том, что безусловно новаторская на определенномисториографическом этапе концепция «репрессированной науки», выполнивзадачу глубокой общественно-политической рефлексии, позднее приобрела ярковыраженныйтенденциозныйхарактер.Вниманиек«репрессивнойсоставляющей» во взаимоотношениях власти и научного сообщества обернулосьвозвратом к едва преодоленной концепции «субъект-объектных» отношенийШинкарчук С.А.

Отражение политической конъюнктуры в повседневной жизнинаселения России // Российская повседневность. 1921–1941 гг.: новые подходы. СПб., 1995.С. 27.65Смирнова Т.М. «Бывшие люди»: стратегии выживания и пути интеграции, 1917–1936 гг. М., 2003. С. 273–274.66Соколов А.С. Об использовании старых специалистов в 1918–1922 гг.

// Социальныереформы в России: теория и практика. Вып. 3 / Под ред. В.С. Лельчука. М., 1996. С. 50.67Репрессированная интеллигенция, 1917–1934 гг. М., 2010. С. 21.68Интеллигенция и российское общество в начале XX в.: Сб. ст. / Под ред.Т.М. Китаниной. СПб., 1996. С. 4.69Например: Высылка вместо расстрела: Депортация интеллигенции в документах ВЧК– ГПУ / Сост. В.Г.

Макаров, В.С. Христофоров. М., 2005. 542 с.; В жерновах революции.Российская интеллигенция между белыми и красными в пореволюционные годы: Сб. док. имат-лов / Под ред. М.Е. Главацкого. М., 2008. 287 с.6435(только в этом отношении научная интеллигенция превратилась в объектрепрессивных, а не созидательных установок власти), а также – простымсмещением акцентов в оценках их взаимодействия.

Категорически утверждалось,что политика власти в отношении интеллигенции в советский период изначальнобыла только дискриминационной и другой не могла быть, иные же трактовкиневозможны, неправомерны и неизбежно ведут к оправданию режима диктатурыпролетариата, приведшему к тоталитаризму70. К сожалению, эти оценки перешлии в более поздние исследования. Так, в предисловии к изданной на высокомнаучномуровнеколлективноймонографии(2010)«Репрессированнаяинтеллигенция, 1917–1934» отмечалось: «вслед за деятелями 1920-х (например,чекистом М.Я. Лацисом (курсив наш – Е. Д.) историки и десятилетия спустяпродолжали утверждать, будто рабоче-крестьянское государство не мстило своимклассовым противникам лишь за то, что они принадлежали ранее кэксплуататорским классам… При ближайшем рассмотрении все эти утвержденияоказались мифом»71.

По сути, положительная оценка развития науки в советскийпериодсмениласьотрицательной,ссоответствующимриторическимееоформлением, а историки, обращавшиеся в своих исследованиях к проблеме,например, взаимодействия власти и представителей научного сообщества и нефокусирующиесяспециальнонарепрессивныхакцияхвотношенииинтеллигенции, эмоционально и вовсе выводились за рамки историографическихдискуссий. Вследствие этого исследования, авторы которых осторожно пыталисьвысказать альтернативную точку зрения, были единичны72.Однако пока в российской исторической науке шли дискуссии о спецификевзаимодействия власти и научного сообщества, исследователей за рубежомПыстина Л.И. Факторы советизации российской интеллигенции в 1920-е гг.:проблемы изучения // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии.Иваново, 1995.

С. 315.71Репрессированная интеллигенция, 1917–1934 гг. М., 2010. С. 10.72Сорокина М.Ю. Русская научная элита и русский тоталитаризм (очень субъективныезаметки) // Личность и власть в истории России XIX–XX вв. СПб., 1997. С. 248–254.7036привлекали совершенно другие сюжеты из истории советской науки в первыепостреволюционные десятилетия.Первые публикации, в которых обсуждалось развитие науки и форм ееорганизации в Советской России, появились за рубежом практически синхронно спроисходящими процессами и событиями, в 1930-е гг. Внимание авторовпривлекала прежде всего идея государственного управления научно-техническимразвитием, начавшееся его планирование, формы связи науки с производством.Этим сюжетам были посвящены две книги английского историка и социолога,популяризатора науки, научного журналиста Дж. Краузера (James GeraldCrowther): «Наука в советской России» (1930)73 и «Советская наука» (1936)74, вкоторых отмечалось, что советские организационные новшества в системеАкадемиинаукиведомственныхнаучныхучрежденияхявлялисьмногообещающими, так как позволяли в условиях дефицита научных кадров ихнаиболее рационально использовать, четко определять научные приоритеты,добиваться быстрой отдачи на вложенные средства.

Высоко оценил советскийэкспериментвцентральномпланированииируководственаучнымиисследованиями в своей книге «Социальная функция науки», ставшей классикойнауковедения, Дж. Бернал (Bernal John Desmond)75. Основным доводом в пользусоветского типа научной политики, по мнению исследователя, было то, что онаисключалабесполезныетратыиподдерживаласвязьсэкономикой.Перефразируя, можно отметить: «большое виделось на расстоянии»: вниманиезарубежных авторов привлекали не сюжеты взаимодействия власти и научногосообщества, а макропроблемы – формы и принципы организации научныхисследований в СССР, исследование (точнее популяризация) которых оказалось73Crowther J.G.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
434
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее