Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 15

PDF-файл Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 15 Педагогика (55080): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах) - PDF, стр2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 15 страницы из PDF

Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Лалаева учит школьниковнаходить в текстах гиперболу и гротеск, но, как и в предыдущем случае,использование иллюстраций носит фоновый характер. Как правило, в процессе79изучения произведений с гротескной направленностью сложность вызываетсемантическая двуплановость образов.Анализируя приведенные выше работы, отметим, что ученые-методисты ипрактикующие педагоги уделяют явно недостаточно внимания принципусистемности при формировании гротеска.

Во-первых, для адекватного освоенияобучающимися данного понятия необходима длительная работа, постепенное,поэтапное усложнение изучаемого материала. Во-вторых, необходимо развиватькоммуникативно-эстетические способности, рецептивные навыки школьников,учитывая особенности когнитивных возможностей гротеска с его визуальнойсемантикой, диалогической природой, оппозиционностью и оценочностью,закладывать основы семиотической грамотности, позволяющей учащимся видетьсимволическую природу гротескных явлений, их знаковость. В-третьих, уметьсоотносить гротеск со смежными понятиями, обогащая тем самым теоретиколитературный запас знаний.Таким образом, суммируя вышеназванные подходы, мы применяем вконтексте разработанной нами методики формирования у учащихся понятия«гротеск» в процессе использования его вербальных и визуальных средстврепрезентации при изучении сатирических произведений в старших классах триэтапа:1.

Подготовительный этап, в ходе которого осуществляется наблюдение надизучаемым художественным явлением, выделение его признаков.2. Основной, предполагающий дифференциацию выделенных признаков,которые станут индикаторами гротеска, на словесные и изобразительные,главные и второстепенные, формулировку дефиниции понятия на основеобобщения теоретического материала и применение знаний при анализезнакомого произведения.3.

Заключительный,характеризующийсядальнейшимуглублениемтеоретико-литературных знаний, выявлением способов выражения гротеска насловесном, изобразительном и смысловом уровнях, анализом его знаковой80сущности через сопоставление двух языков искусства, самостоятельнымоперированиемтеоретическимматериаломвпроцессеанализановогопроизведения, определением связи исследуемого явления с художественнымстилем писателя, направлением в искусстве, историко-культурным контекстом.Навступительныхзанятияхцелесообразноприменениеприемов,снимающих блокировку восприятия гротескных образов и вызывающих интерес кразгадке зашифрованного смысла, что позволит выделить вербальные ивизуальные точки «предпонимания» и сформулировать вопросы к непонятномуместу в тексте или прояснить семантику слова.На этапе анализа текста следующие приемы позволят войти в режимвнимательного, вдумчивого рассмотрения и осмысления явления гротеска:выделение вербальных и визуальных индикаторов, бинарных оппозиций,создание словесно-изобразительных ассоциативных рядов, разделение их нанаиболее важные или второстепенные для выстраивания «пирамиды признаков»гротеска,созданиесхемыпонятиядляпроведениясравнительно-сопоставительного анализа гротескных образов в литературном произведении ипроизведении изобразительного искусства, составление словаря символикицветов текстов и иллюстраций.На заключительном этапе способствуют формированию целостногопредставления учащихся о художественном произведении: создание схемы «кругпонятий» для различения смежных явлений; вербальных и визуальных сценариев,в процессе чего отражается целостное представление учащихся о художественномпроизведении.2.1.1.

Подготовительный этап работы по формированию понятия«гротеск»Система формирования понятия представляет собой поэтапный процесс,которой заключается в целостном понимании гротеска как художественнойценности.81Первый и второй этапы, в процессе которых происходит формированиеоперационального определения понятия «гротеск», обычно приходятся на 7-9классы.Посколькуданныйтерминнеимеетоднозначнойдефиниции,рассматривать его следует с нескольких исследовательских позиций: и как прием,и как эстетическую категорию.

Особое внимание необходимо уделить такимпризнакам гротеска, как резкое преувеличение, карикатурность, неправдоподобие,сочетание резко контрастирующих, фантастических элементов, сатирическоезаострение. Понятиями, с которыми учащиеся будут сопоставлять гротеск,являются изученные ими ранее гипербола и аллегория.На первых двух этапах формирования понятия «гротеск» мы обращаемся кразным видам анализа: межтекстовому (при изучении текстов одного или разныхавторов) и подтекстовому. И в контрольном, и в экспериментальном классе мыпредлагаем учащимся один и тот же объем содержания, применяем одни и те жеметодические приемы, однако только в рамках эксперимента мы используемприем выделения вербальных и визуальных способов репрезентации гротеска.

Наначальном этапе типологические черты гротескных образов мы сравниваем свизуальными «текстами», рассматривая иллюстрации к произведениям, однакоданная работа не должна выходить за пределы установления межпредметныхсвязей. Так, например, в 7 классе в процессе знакомства с литературнымисказками М. Е.

Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двухгенералов прокормил» и «Дикий помещик» мы сравниваем текст этихпроизведений с карикатурами, созданными Кукрыниксами и Г. Филипповским.Умения, которые формируются на данном уровне, соответствуют тремвидам результатов УУД: устанавливать причинно-следственные связи, определятьидею произведения, соотносить повторяющиеся элементы в строении гротескногообраза и идентифицировать повторяющиеся схемы создания образов, определятьпонятие «гротеск» и его функцию.Таким образом, на начальных этапах формирования понятия учащиесядолжны научиться распознавать гротеск, определять его признаки-индикаторы в82тексте.В ходе этого этапа читатели-школьники сталкиваются со сложнойситуацией, требующей тщательного обдумывания, благодаря чему и возникаетпотребность в критическом осмыслении. Причем учебная ситуация должна бытьнестандартной, рассуждения – строиться не по шаблону или готовому образцу.Именно многоуровневый анализ признаков-индикаторов, а не отдельныевысказывания или элементарная аргументация, позволит выявить типологическиечерты того или иного явления и существенные связи в системе теоретическихпонятий.Для того, чтобы проблематизировать учебную ситуацию, необходимосоздать условия, при которых учащиеся сами обнаружат неизученный учебныйматериал.Итак, на первом этапе происходит накопление материала: наблюдение надхарактерными особенностями гротеска, выделение его существенных признаков,предпринимается попытка дать самостоятельное определение понятию.

Навтором и третьем – углубление понятия с выделением его новых признаков иособенностей, сравниваются способы его репрезентации в различных видахискусства.Отметим, что на первом этапе ведущими оказываются понятия гиперболы,литоты и аллегории, знакомые с 5 класса. Процесс формирования начальныхпредставлений о гротеске реализуется в формах урока-диалога, урока сприменением межпредметных связей (сравнение персонажей литературных сказокс карикатурами Кукрыниксов и Г.

Филипповского) ( Рис. 5, 9).Для изучения учащимся 7 класса предлагаются сказки М. Е. СалтыковаЩедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикийпомещик». Проиллюстрируем ход работы на уроке, посвященном изучениюсказки «Дикий помещик».В начале занятия и в контрольном, и в экспериментальном классе мыпросим обучающихся ответить на вопрос: «Если бы сейчас можно было написать83автору письмо, что бы вы у него спросили?».«Письмоавтору»–завуалированнаямодельгерменевтическоговопрошания, представленная в игровой форме.

Данный прием являетсякогнитивным стимулятором, который«снимает»блокировкугротескныхобразоввосприятияивызываетинтерес к разгадке зашифрованногосмысла.Семиклассники, сами того неосознавая,определяют«предпонимания»вопросытексте,киИспользуяформулируютнепонятномузачитываятехникуточкисвоиместувписьма.«медленногочтения», определяем в тексте сказкифантастическиеэлементы(исчезновение крестьян, превращениеРисунок 5. Иллюстрация Кукрыниксовпомещика в зверя и т.д.), а затемпросим учащихся охарактеризовать«необычные» явления, подобрав соответствующие эпитеты.Разумеется, учащиеся назовут прием преувеличения, гиперболу.

Затемпопросим семиклассников подчеркнуть в тексте слова и предложения,указывающие на признаки этого приема.Далее следует работа по поискугиперболы в сказках Щедрина, где так же учащимся следует выделитьлексические средства создания эффекта преувеличения. «Скотинка на водопойвыйдет – помещик кричит: “Моя вода!”, курица за околицу выбредет – помещиккричит: “Моя земля!” И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не сталомужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились84крестьяне всем миром к господу богу: – Господи! легче нам пропасть и с детьми смалыми, нежели всю жизнь так маяться!» [Салтыков-Щедрин, 1974: 24].Следующий шаг – создание проблемной ситуации. Учащиеся получаюткарточки с гротескным эпизодом из сказки Салтыкова-Щедрина.

Учительсловесник просит определить основной прием в этом отрывке. Разумеется,учащиеся встречают трудность, ведь его они еще не изучали.На указанном этапе читатели проблематизируют учебную ситуацию,самостоятельно ставят цель – определить основной художественный прием всказках.Вформулировкузадачвходит–выявитьпризнакиданногохудожественного приема, узнать его название и дать определение, научитьсявыявлять этот прием, объяснять его функцию.Продолжается работа с этим же отрывком, основной прием которогочитатели-школьники не смогли определить, на этапе операционально-целевом.Учитель-словесник акцентирует внимание учащихся на непонятных, странныхместахотрывка,следовательно,которыемышлениетребуюткомментария,семиклассниковпроясняющегонастраиваетсянасмысл,работуваналитическом режиме.Чтобы проанализировать странные, непонятные элементы в тексте,необходимо предложить учащимся задать к ним вопросы.

Для этой цели можноиспользоватьтехнологию«РомашкаБлума»илисистемувопросовгерменевтического подхода [Лавлинский, 2003]. Затем учитель просит подобратьассоциативный ряд эпитетов, характеризующих данную ситуацию, и нарисоватьсхему – кластер (Рис. 6).85Рисунок 6. Ассоциативный ряд эпитетовВ итоге фиксируются все варианты: «фантастичный», «невероятный»,«невообразимый»,«превращающийся»,«чрезмернопреувеличенный»,«карикатурный», «неправдоподобный», «контрастный» и используется прием«пирамида признаков».Л. С. Выготский писал, что понятийное мышление «всегда движется впирамиде понятий», то есть от частного к общему, а понятия находятся в теснойсвязи друг с другом.

Опираясь на исследования психологии, мы предлагаемобратиться к приему «пирамида признаков», для чего надо «выстроить» всепризнаки гротеска, определяя в своем сознании их максимальное и минимальноехудожественное значение в структуре исследуемого понятия.Учащиесярасполагаютсущественному (Рис. 7).эпитетыотменеезначимогокнаиболее86Рисунок 7.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее