Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Методика формирования у старшеклассников понятия«гротеск» на основе использования вербальных и визуальныхсредств его репрезентацииВо второй главе диссертационного исследования раскрываются основныеположения методики, выстроенной с опорой на использование системнодеятельностного и интегративного подходов в ходе анализа сатирическихпроизведений, описание ее этапов, методических приемов, способствующихактивной творческой деятельности учащихся, рецептивной и рефлексивнойпозиций, направленных на усвоение теоретико-литературного материала. Раздел,посвященный описанию формирующего эксперимента, включает подробноеизложениеосновметодикиформированияпонятия«гротеск»,атакжеиллюстрирует применение методических средств, содействующих развитиючитательских компетенций учащихся старшей школы. В главе представленапрограмма обучающего эксперимента, подводятся его итоги.2.1.
Программа обучающего экспериментаИтоги констатирующего эксперимента легли в основу разработки методики,позволяющей:1. активизировать особую рецептивную позицию, предполагающую погружениеучащихся в «кризисное» состояние удивления, вопроса, что настроит ихсознание на режим осмысления и глубокого анализа;2. помочь увидеть семиотические процессы, которые происходят на границеслова и изображения, выявляя вербальные и визуальные средства воплощениягротеска при анализе сатирических произведений;3.
создать условия определения границ и содержания понятия «гротеск» самимиучащимися в процессе самостоятельной аналитической работы;4. способствовать разграничению гротеска и ряда смежных явлений: этот процессобогатит терминологический аппарат старшеклассников, готовящихся кединому государственному экзамену;755. показать актуальность использования гротеска в текстах современных формбытования искусства, представленных в виде арт-практик энвайронмента иперформанса, тем самым увеличить интерес к литературе и искусству.Разработанная нами методика формирования у учащихся понятия «гротеск»в процессе использования его вербальных и визуальных средств репрезентациипри изучении сатирических произведений в старших классах включает три этапаорганизации урока, развивающих «художественное видение», при анализегротескного образа:–организационно-информационныйэтапкакрезультатпервоговпечатления, предполагающего предпонимание;–операционально-целевойэтап,основанныйнатщательномрассматривании деталей и ставящий целью фиксацию их в памяти.
При этомгротескный объект изолируется от своего окружения, воспринимаясь целостноили по частям. Это необходимое условие восприятия и дальнейшего целостногоэстетического анализа в концепции герменевтического круга с его циклическимхарактером понимания целого через его части;– рефлексивно-эстетический этап, в ходе которого восприятие гротескногообраза происходит во всей его художественной полноте, не расчленяемой наотдельные функции, когда эстетическому взгляду сопутствуют воображение ичувство. Объектом эстетического анализа гротеска является само содержаниеэстетической деятельности (созерцания), направленной на интерпретациюпроизведения.Отметим, что в отечественной методике сложилась определенная традицияизучения сатирических произведений, характеризующихся наличием гротескноготипа образности.
Еще классики русской методической школы В. И. Водовозов иМ. А. Рыбникова настаивали на том, что необходимо молодому воображениюпознакомиться не только с категорией прекрасного, но и с обратной ее стороной,ибо только столкновение двух противоположных начал может дать пищу дляразмышлений и выступить как упражнение для ума и чувства.76Согласно действующим рабочим программам по литературе под редакциейВ. Ф. Чертова (авторы УМК В. Ф.
Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова,И. В. Мамонова), Г. С. Меркина (авторы УМК Г. С. Меркин, С. А. Зинин,В. А. Чалмаев), В. Я. Коровиной (авторы УМК В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,В. И. Коровин,Н. В.Л. Ю. Устинова, В. М.Беляева),Б. А. Ланина(авторыУМКБ. А. Ланин,Шамчикова (базовый уровень) с гротеском учащиесязнакомятся в 6 (Г. С.
Меркин, С. А. Зинин) и в 7 классе в процессе изучениясказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.Углубляются знания о гротеске в 9 классе: в УМК В. Я. Коровиной,Г. С. Меркина,Б. А.Ланинаприизученииповести«Собачьесердце»М. А. Булгакова.Закрепление понятия «гротеск» происходит в 10 классе в УМКВ. Ф. Чертова в процессе изучении повести Н. В. Гоголя «Нос» и романа«Историяодногогорода»М.
Е.Салтыкова-Щедрина(какивУМКВ. Я. Коровиной, Г. С. Меркина, Б. А. Ланина). В 11 классе – в ходе изучениясатирической лирики В. В. Маяковского, повести А. П. Платонова «Котлован», вУМК В. Ф. Чертова – новеллы Ф. Кафки «Превращение».ВпрограммеВ. В.Агеносова(авторыУМКВ. В.Агеносов,А. Н. Архангельский) для 10 – 11 классов (углубленный уровень) гротескрассматриваетсяприизучении«Петербургскихповестей»Н. В. Гоголя,сатирического романа «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина,сатиры В.
В. Маяковского, романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,раннего творчества Н. А. Заболоцкого, лирики ОБЭРИУтов, современной прозыпостмодернистов.Подчеркнем, что система уроков по формированию понятия «гротеск» сиспользованием вербальных и визуальных средств его репрезентации рассчитанана базовый уровень изучения литературы и может использоваться в рамках всехныне действующих программ, но в ходе данного исследования мы работали слинией УМК В. Я. Коровиной.77Однакоскажем,чтонашаметодика,основанная(наравнес герменевтической и интегративной концепциями) на идеях деятельностного ифилологического подходов к анализу текста (лингвистическом, стилистическом илитературоведческоманализегротескныхобразов)раскроетсвойобразовательный потенциал в полной мере при реализации учебной программыпод редакцией В.
Ф. Чертова, в основной идее которой заключено пониманиелитературы «как метафоры мира» [Чертов, 2007: 21–22]. Учебно-методическийакцент на явлении метафоризации может служить одним из основных условийформирования гротеска.Впрограммеотмеченаведущаярольюногочитателя-сотворца,интерпретирующего художественную образность литературных произведений,тем самым реализующего личностный потенциал, проявленный в создании своихвысказываний о мире, толкований текста.
Известно, что метафорические,гротескныеобразыневозникаютпроизвольновсознании,алишьобъективируются, творчески воссоздаются по ранее заложенным в ментальномопыте художественным ориентирам. В концепции УМК В. Ф. Чертова выделеныобщие признаки словесного искусства, некоторые из которых можно, в частности,отнестикгротескным,такиекак«метафоричность,многозначность,ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчествовоспринимающего» [Чертов, 2015: 4].В программе В. В.
Агеносова отведена важная роль подготовке «учащихсястарших классов к восприятию единого литературного и – шире – культурноисторического процесса с позиций современной антропологии и аксиологии»[Агеносов, 2014: 4]. Большой охват произведений с гротеском в данном УМК –полноценное исследовательское поле для наблюдения над меняющимисяценностными установками в рубежные исторические периоды.В последние годы учителя-словесники нередко обращаются к анализугротеска, о чем, в частности, свидетельствуют публикации таких научнометодических изданий, как «Литература» и «Литература в школе». Так, например,78В.
Шенкман [Шенкман, 2002], Н. Плотинина [Плотинина, 2001] и Е. Романичева[Романичева, 2004], анализируя сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и его роман«История одного города», называют данный прием выразительности основным вхудожественном стиле автора, полагая, что анализ гротескных средств поможетучащимся сделать правильные выводы о своеобразии художественного мираписателя-сатирика.О гротеске как важном элементе поэтики А. Платонова пишет В. Мезенцева[Мезенцева, 2005], обращаясь к рассмотрению его повести «Котлован».Использование данного приема в ходе анализа творчества Н. В. Гоголя отмечаетА.
Разумихин [Разумихин, 2004], а О. Чебанова [Чебанова, 2002], устанавливаяпараллели между пьесой В.В. Маяковского «Клоп» и комедией дель арте,упоминает комический и трагический виды гротеска. Ряд учителей рекомендует кизучению и произведения Э. По, Э. Т. А. Гофмана, Дж. Свифта, Ф. Рабле иВ. Гюго,вкоторыхширокопредставленагротескнаяколористика[см.: Свердлов, 2004, 2005].
Так, например, пытаясь разграничить понятия«гипербола», «гротеск» и «литота», Т. Г. Соловей [Соловей, 2008] в игровойформе знакомит учащихся 6 класса с эпизодами романа Ф. Рабле «Гаргантюа иПантагрюэль» и стихотворением В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся». Авторстатьи, вводя понятие «гротеск», обращается к репродукциям картин Врубеля иБрейгеля, однако не включает визуальные «тексты» в сам процесс анализа.Учитель-словесник Д.
И. Лалаева в статье «Способы создания юмористического исатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказокМ. Е. Салтыкова-Щедрина)» [Лалаева, 2009] предлагает рассмотреть гротеск врамкахподготовкиучебно-познавательногопроектасмультимедийнойподдержкой. Анализируя «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»Н. В. Гоголя и сказки М.