Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 18
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
То же разумей и о всех званиях и чинах»[Гоголь, 1966: 50].Почему же Гоголь ставит в центр повествования нос, а не глаза, например,или лицо? Отвечая на этот вопрос, юные исследователи приходят к выводу, чтоперед нами всего лишь часть лица, часть тела. В письме В. Г. БелинскомуН. В. Гоголь писал: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальнаяскотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хотьсколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор непридет в порядок и земное гражданство» [Гоголь, 1952: 143].
Интересно, чтозначение носа на самом деле недооценено и другими людьми. «Вы посудите, всамом деле, как же мне быть без такой заметной части тела? это не то, что какойнибудь мизинный палец на ноге, которую я в сапог – и никто не увидит, если егонет» [Гоголь, 1966: 53]. Нос – самая, с одной стороны, заметная часть лица, сдругой стороны, обладает кажущейся ненужностью.
Эта оппозиция воплощаетидею «фундаментального гоголевского разделения мира на скрытое от глаз ивидное всем» [Бочаров, 1986: 143]. Мир Гоголя разделен на «ускользающее отглаз и прячущееся от света и ярко освещенное, публичное, выставляющееся ивыставленное «на всенародные очи» [Бочаров, 1986: 143]. Типичным для героягоголевской прозы является и рассуждение о мизинном пальце. Здесь мы видимамбивалентное стремление человека что-то выставить наружу и одновременночто-то глубже скрыть, спрятать.
Обозначенная оппозиция – важнейшая дляГоголя, писательская задача которого гласит: «Выставлять неважные дела ипустоту жизни» [Гоголь, 1952: 143].Что же скрывается за видимым миром? Что кажется зрительно важным, ачто нет? И только ли то важно, что мы видим? Действительно, внешняя оболочкаиногда абсолютно заслоняет глубинные человеческие достоинства. А если ум и99душа визуально не отображены, и мы можем допустить, что в гражданскоммироустройстве они не важны, значит, остается телесность, и тогда нос можетразъезжать по Петербургу в мундире статского советника, и никого сей странныйфакт не будет удивлять. Нос становится манифестированием публичности,«средоточием» всех достоинств человеческих, эмблемой внешнего достоинства иобщественного признания.
«Эмблема, следовательно, гражданская», – как пишетС. Г. Бочаров [Бочаров, 1985: 148].Невероятный сюжет только лишь фантастичен? Или странное событиеявляется гротеском? Безусловно, смех Гоголя реалистичен и содержит социальноеобобщение. По этому поводу В. Г. Белинский писал: «Вы знакомы с майоромКовалевым? Он так заинтересовал вас,отчего так смешит он вас несбыточнымпроисшествием со своим злополучнымносом? Оттого, что он есть не майорКовалев, а майоры Ковалевы, так что послезнакомства с ним, хотя бы вы заразвстретили целую сотню Ковалевых, –тотчасузнаетеих,отличитесредитысячей» [Белинский, 1953: 52].Гротескныйстильописываетпривычное положение вещей и событий,но в замкнутом фантастическом миреусловностей, отгороженном от реальности.Рисунок 13.
Иллюстрация С. АлимоваЭтот мир создается с одной только целью – «открыть простор для игры среальностью», в которой можно перемещать элементы и изменять логическиесвязи предметов и явлений. В перестроенном мире реальность недействительна,поэтому«всякаямелочь[Эйхенбаум, 1969: 322].можетвырастидоколоссальныхразмеров»100Несомненно, для того чтобы было сформировано полноценное пониманиегротеска,необходимоуделитьособоевниманиеиндикации–отборухудожественных деталей. Только в процессе комплексного анализа формы исодержания произведения и соотнесения его с визуальным воплощениемчитатели-школьники вместе с учителем смогут достроить текст, восстановитьзаложенные в нем смыслы и «сконструировать» его основную идею.
Выявлениеи анализ иерархии изобразительных средств, вербальных и визуальных, создастособоеинтеграционноеэстетическоепространство,котороеокажетблагоприятное воздействие на восприятие и понимание гротескных средств.Как мы уже упоминали, в экспериментальном классе учитель предлагаетсравнить текст Гоголя с иллюстрациями Сергея Алимова. Следует отметить, чтоповесть «Нос» иллюстрировали многие художники, но, на наш взгляд, лишьАлимовуудалосьотразитьхарактерныедлятворчестваГоголячерты,акцентировать то, что отличает прозу писателя от других произведений. Нашевосприятие выводится из автоматизма под воздействием чего-то необычного,непривычного в образах носа и чиновников, поскольку С.
Алимов предельноточно изображает «смещенный», «искривленный» гоголевский мир (Рис. 12, 13).Далее просим учащихся соотнести данные образы с категориями меры,симметрии, пропорциональности, ритма, гармонии и поразмышлять, можно ли ихназвать индикаторами гротеска? Заметим, что гротеск как художественноеявление входит в содержание эстетического понятия безобразного, ибо визуальновоплощаеткакое-либофизическоеилидуховноенарушение.Зачастуюгротескный образ лишен гармонии формы: отсутствует симметрия, порядок,деформируются соотношения частей, меры (Рис.
14).Рисунок 14. Схема соотношения визуальных признаков гротеска101Предлагаядевятиклассникамсопоставитьхудожественныйтекстииллюстрации, попросим ответить, что объединяет словесное и изобразительноеискусство? Можем ли мы назвать образы, встречающиеся на рисункахС. Алимова, странными? По какому принципу мы определяем эту «странность»?Как правило, большинство учащихся отвечает: по принципу несоответствия.Действие получает толчок к развитию в новой логике, которая создает особыйхудожественный мир, не соответствующий привычному. Участники экспериментаотмечают, что образам иллюстраций присуща острота, контраст, скульптурнаярельефность, экспрессия. Это выражается в резкости соединения цветов,угловатости линий разных несоответствующих размеров, что вполне соотноситсяс элементами гоголевского стиля.
Создается визуальное ощущение кривогозеркала. Фигуры людей искривлены, линии предметов и фигур резко смещенытак, что нарушается гармония формы. Изображения людей и городского пейзажаПетербурга угадываются зрителем, но этот мир дисгармоничен. Деформированосоотношение частей тела, нарушен закон пропорций, перспективы, движениямайоранеестественноугловаты,позанапряженаинеприемлемадлячеловеческого тела.Прием «конструктор» поможет учащимся структурировать особенностигротескных образов (Рис.
15).102Рисунок 15. Конструктор визуальных признаков гротескаДляАлимовапространство,натемафонегосударственностикоторого–всегдаразворачиваетсявсеобъемлющеегоголевскийсюжет.Рассматривая иллюстрации, учащиеся экспериментального класса отмечаютобразы носа в мундире статского советника, майора Ковалева с платком у лица,образ города Петербурга и смеющейся толпы людей, в которой присутствуютразные гражданские чины. Просим девятиклассников ответить на вопрос, какимиэпитетами можно охарактеризовать данные образы? Участники экспериментахарактеризуют их как «резкие», «острые», «выразительные», «агрессивные».
Номожно ли к этим изображениям применить эпитет «странный»? Является ли это103слово средством выражения смысла произведения Гоголя и иллюстрацийАлимова? Почему автор и художник не предлагают нам дать самостоятельнуюоценку, а сами характеризуют происходящие события, настаивая на том, что всеописываемое «странное»? Почему это слово обладает особым акцентнымзвучанием в повести и иллюстрациях?Отвечая на эти вопросы, учащиеся констатируют, что слово «странный»является неким объединяющим концептом-индикатором для данного текста ииллюстраций к нему. Примечательно, что Гоголь и вслед за ним Алимов незаставляют нас в изумлении восклицать «это странно!», выражая тем самымсубъективную оценку происходящего, а как будто побуждают принять этунеобычность как нечто объективно существующее.
Дуализм происходящегоподчеркивается Алимовым при помощи цвета: он использует две контрастныекраски – белую и темную. На иллюстрациях отчетливо видна двуцветнаяреальность каменных зданий и нечеловеческих лиц в чиновничьих фуражках.Кольцевая композиция используется художником для того, чтобы визуальноподчеркнуть замкнутость этого мира.Реальность происходящего передается Алимовым через экспрессиютрагическогогротеска.Иррациональнаясоставляющаявоплощаетчертыугрожающей реальности, дезорганизуя повседневное.
Причудливая формагротеска соединяет в себе и трагическое, и комическое. Алогичность,фантасмагория, фантастика, гротеск изображают объективную данность, гдеторжествует лишь рутинность гражданской службы и авторитетность социальнойстатусности. Гротеск можно назвать «наглядным абсурдом» [Бочаров, 1985: 148],имеющим резкую социальную оценку. Поэтому закономерно композиционнымметодомиписателя,ихудожникастановится«механическаяспайка»разрозненных элементов [Виноградов, 1976: 198], «гротескный монтаж», которыйреализуется на интертекстуальном и текстуальном уровнях текста.Гротескная трансформация состоит в нелепом, странном, на первый взгляд,явлении, но за этой внешней необычностью и необъяснимостью стоит острый104социальный, гуманистический подтекст.