Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 17

PDF-файл Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 17 Педагогика (55080): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах) - PDF, стр2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 17 страницы из PDF

Булгаковаурокприемсопоставлениясоотнести«Собачьеповестьсердце»силлюстрациями художника-карикатуристаСергея Лемехова (Рис. 10, 11). Обращаявнимание на то, что кажется странным инепонятным,читатели-школьникиотмечают необычную ситуацию, котораяРисунок 10. Иллюстрация С. Лемеховалежит в основе сюжета повести, и92пытаются определить, гротескна она или фантастична? Конечно, в периодпослереволюционноговремени«самаобъективнаяреальностьбылаиррациональнее любого экспрессионистского гротеска» [Лейдерман, 2007: 13].Попробуем выяснить, с какой целью Булгаков и Лемехов используют приемантитезы, изображая «появление» Шарикова.

По мнению учащихся, автор«Собачьего сердца» прибегает к контрасту и на композиционном, и наповествовательном уровне, и на уровне организации пространства и системыобразов, чтобы подчеркнуть классовый конфликт интеллигенции и пролетариата.«Да, я не люблю пролетариата», – говорит профессор Преображенский, непринимая новых обитателей Калабуховского дома. По принципу антитезы даны вповести и образы Шарика и Полиграфа Полиграфовича, демонстрирующегобезнравственность и невежество – все самое худшее, что передалось ему отдонора, люмпена Клима Чугункина. Новоявленный «человек» действуетрасчетливо и корыстно, используя коммунистические лозунги, он пытаетсядостичь своих индивидуалистических целей и злоупотребляет властью.Анализируя иллюстрации, учащиеся также обращаются к приему антитезы,отмечаясимволическийудивительных,контраст белого изагадочныхцветов,природачерного, одногокоторогоиз самыхамбивалентна.Впредставлении многих людей черный цвет связан со страшными, зловещимиявлениями, но в то же время он символизирует тайну, привлекая любопытныйвзор к ее разгадке.

Участники эксперимента указывают, что выбор черно-белойпалитры обусловлен стремлением художника воссоздать гротескный мир повестиБулгаковавизуальнымисредствами.Цветиллюстрацийподчеркиваетдвойственность природы человека, дуализм присущих ему духовного иживотного начал. Ученики обращают внимание на то, что и сам образ профессораПреображенского в определенной мере неоднозначен: с одной стороны, переднами «божество» и «жрец», с другой стороны, он выглядит пугающе. Не случайнои у Булгакова, и у Лемехова лицо профессора приобретает нечеловеческий вид:93«Филипп Филиппович зверски оглянулся»; «Тут уж Филипп Филипповичотвалился окончательно, как сытый вампир» [Булгаков, 2013: 278].Сравнивая текст повести и иллюстрации к ней, девятиклассники приходят квыводу, что черный цвет – цвет таинства, священнодействия, созвучен по своейсути эксперименту по переделке человека, который при всем благом замыслеприводит к трагическим последствиям.

Одновременно темный колорит являетсясимволом протеста, отрицания, анархизма,восстанияпротивестественногоходаэволюции и искусственного вмешательства вмеханизмы жизни. В категориях духовногороста, «духовной трансформации черныйцветсимволизируетсмерти,этапуничтожениязакономернойвсегопрежнего,ненужного, отжившего, этап черноты, закоторым следует белый – обновление ипереход в новое состояние» [Лучина, 2015]. Витоге сравнительного анализа участникиэкспериментамаксимальнаяприходяткконтрастностьвыводу,ичторезкиепереходы от черного к белому соотносимы сявлениемтрансформации,гротескности,Рисунок 11. Иллюстрация С. Лемеховапоскольку «гротеск – искусство переходажизни из одного состояния в другое» [Пинский, 1961: 119].Подробно разобрав признаки-индикаторы гротеска и таких смежныхпонятий, как фантастика, сатира, гипербола и карикатура, просим учащихся найтив изученных текстах Гоголя и Булгакова данные приемы и составить схему(Табл.

4, 5):94Таблица 4Сравнительная таблица смежных понятийФантастикаГротескный типобразности содержитэлементфантастическогопревращенияКарикатураГиперболаСатираРеализуется в жанрекарикатурыГротескные ситуациии образы создаются спомощью приемагиперболизацииСатирическаяфункция гротескаПреувеличениеОбличениеРазрушение границ реальностиОтличаетсяот понятия«фантастика»Не входит в понятие«карикатура»Входит в понятие«сатира»Таблица 5Соотношение значений понятий гротеска и фантастикиГротескФантастикаВ основе гротеска лежит мотивпревращения.ГротескФантастика – это разновидностьхудожественной литературы и особый–реалистическоетип образности, который основан наискусство, в отличие от фантастики,изображениипотомустранного, неправдоподобного.чтопризнаетвымышленногомира,действительность, но осуждает ееизъяны,намереннодеформируяпредметы и явления.

В гротескную,уродливуюформу автороблачаетпороки общества, чтобы сделать ихвидимыми.Чтобыобогатить изакрепить понятие«гротеск»,мыпредлагаемдевятиклассникам экспериментального класса провести аналогичную работу на95уроке-исследовании,в ходе которого каждая группа учащихся выполнитопределенное задание в рамках работы так называемого «Центра по изучениюповести Н. В. Гоголя ”Нос”». Группа «Справочный пункт» будет работать сословарями, группа «Искатели неизвестного» – находить ключевые слова,«Ученые-комментаторы» – синтезировать найденный материал и объяснять егофункцию, «Искусствоведы» (в экспериментальном классе) – подготовят материало художнике Сергее Алимове и его иллюстрациях.

Взаимодействие на занятиинужно организовать таким способом, чтоб учащиеся самостоятельно раскрылисмысл каждого элемента литературного произведения, продвигаясь в процессеанализа от единичных наблюдений к целому.Задание для рабочих групп – составить словарь эпитетов, содержащихавторскую оценку героев и ситуаций.

Выделяя «смысловые вехи» текста, которыеорганизуют единство гоголевской повести, учащиеся смогут выйти на уровеньпонимания и определить доминантный строй произведения, а также выявитьпризнаки-индикаторы,которыепомогутосмыслитьгротескисмежныехудожественные явления.Работаясозначимымиключевымисловами,юныеисследователиприближаются к основному содержанию текста, его глубинному смыслу.Девятиклассники сообщают о результатах «научных» поисков, зачитывая записив своих словариках: «Необыкновенно странное происшествие», «Мне странно,милостивый государь», «Гм! какая странная фамилия!», «Чрезвычайно странно!»,«Увидя у барина такую странность», «Странным случаем», «И странно то, что ясам принял его сначала за господина», «С таким странным звуком», «Не могупонять странного», «Удивлялся этой странной игре природы» [Гоголь, 1966].Следует остановиться на данном семантическом поле, которое организуетединство текста и его рецепцию.

Можно дать задание, подтверждающеезначимость слова «странный» – исключить его из всей повести или эпизода. Спомощью этого учащиеся смогут оценить его роль.96Для того чтобы заинтересовать поиском подтекстового смысла ключевыхслов, мы предлагаем включить в работу прием «цепочка синонимов», подбираясинонимыкслову«странный»(необычный,непонятный,причудливый,вызывающий недоумение).Используя прием «этимологическая справка», попросим рабочую группудать определение, обратившись к этимологическому словарю. Как утверждаетЕ.

С. Романичева, «в истории слов отражается познавательная и творческаядеятельность человека. Этимология часто раскрывает в концепте немного больше,чем дефиниция» [Романичева, 2012: 192]. Пользуясь этимологическим словарем,читатели-школьникисообщают,чтослово«странный»происходитотдревнерусского существительного «сторона», «во стороне», «рядом».Какой же мир Гоголь называет странным: другой, тот, который рядом, встороне от мира реального? И чем этот мир отличается от привычной для насдействительности? Тем, что в нем все наоборот, миропорядок устроен иначе.Развивая эту мысль, девятиклассники самостоятельно приходят к тому жеутверждению, что и многие исследователи творчества Гоголя, сходясь во мнении,что в основе творческого метода автора лежит алогизм и условность.

Писатель недает никаких объяснений, подчеркивая, что странные события – вполнеобъективная данность: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают насвете, – редко, но бывают» [Гоголь, 1966: 53]. «На этом допущении строится всядальнейшая череда странных и логически не объяснимых происшествий»[Завьялова, 2012: 115].

Получается, что и взгляд автора такой же странный иособенный, вот почему для него история с носом майора Ковалева – довольноприемлемый ход жизни.Дляактивизациитворческихспособствуетсилпознавательнойучащихсяпреобразованиюиспользуемдеятельностиприемабстрактныхиинтенсификациисимволизации,представленийвкоторыйконкретныйзрительный образ, фиксируя его значение. Символизировать художественныйэлемент – значит пройти тот путь мыслительных операций, который прошел сам97автор.Поэтомучитателям-школьникамнеобходимоперевестизнаквсмыслообразующий элемент, закодировать его. Несомненно, данной детальюповести Гоголя является нос.

Но почему именно нос? Символом чего он мог быстать? Учащиеся предлагают такие варианты «кодировки» носа, которыесвязывают с фразеологизмом «потерять лицо», поскольку они обладают вконтексте произведения синонимичным значением, ибо именно нос становитсясимволом существования, тем социальным статусом, которого, по иронии судьбы,лишился майор Ковалев.Рекомендуем учащимся обратиться к «Толковому словарю живоговеликорусского языка» современника Гоголя В. И. Даля.

В статье «Лицо» оничитают: «Лицо человека – представитель высших духовных даров: лоб – небеснаялюбовь; глаза – разуменье, разумное созерцанье; уши – пониманье и послушанье;нос – постиженье добра…» [Даль, 2014: 2686]. Как можно соотнести данноетолкование «носа» с идей Гоголя? Девятиклассники предполагают, что, потерявнос, майор Ковалев лишился способности к духовному возрождению.Читатели-школьники обсуждают ещеодну интерпретацию исчезновения носа –как утраты репутации, статуса гражданина:«…без носа человек – черт знает что: птицане птица, гражданин не гражданин, –просто, возьми да и вышвырни за окошко!»[Гоголь, 1966: 62–63].

Некоторые учащиесясвязывают этот символ с утратой личностигероя, поэтому он и не называет своюфамилию: «Позвольте узнать, как вашафамилия? – Нет, зачем же фамилию? Мненельзя сказать ее» [Гоголь, 1966: 58].Нелепые,Рисунок 12. Иллюстрация С. Алимовастранныепроисшествиявписываются Гоголем в государственное98целое: «Вот какая история случилась в северной столице нашего обширногогосударства» [Гоголь, 1966: 73]. «Но Россия такая чудная земля, что если скажешьоб одном коллежском асессоре, то все коллежские асессоры, от Риги до Камчатки,непременно примут на свой счет.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее