Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 16
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
Пирамида признаковЗатем семиклассники пытаются самостоятельно сконструировать схему иопределение художественного приема: «…. – это художественный прием,основанный на….., соединяющий контрастное сочетание реального и ……,правдоподобного и ………., ……».Рисунок 8. Схема понятияОсмысление понятия через эпитеты-индикаторы позволяет создатьсловарную базу, которая будет тем языковым материалом, который поможетчитателям-школьникам сформулировать определение гротеска (Рис. 8).87Учитель-словесниккоординируетработупосозданиюопределенияпонятия, подводит итог совместной работы, сообщая учащимся, что новоетеоретическое понятие называется «гротеск»: «Гротеск – это художественныйприем, основанный на чрезмерном преувеличении; соединяющий контрастноесочетание реального и фантастического, правдоподобного и неправдоподобного,привычного и странного, обыкновенного и необыкновенного, карикатурного,уродливого.Гротескфантастический,нарушаетаномальный,невозможнообъяснитьПолученныйрезультатзаконыреальности,неестественный,логически»[см.:семиклассникисоздаетособыймир,который2001:188–189].странныйШапошникова,записываютвсвоитеоретико-литературные словари, ведение которых является обязательным условием.Учащиеся самостоятельно определяют основные признаки гротеска, неавтоматически повторяя слова учителя, а осуществляя подлинный акт мышления.Подобного рода логические задания направлены на формирование теоретическогоопыта, углубляющего знания об изучаемых на уроке понятиях.В экспериментальном классе, используя особенности вербального ивизуального уровней гротеска в рамках интегрированного изучения, мы знакомимучащихся с историей открытия художником Рафаэлем причудливых орнаментов сфантастическимипереплетениямифигурлюдей,растенийиживотных,найденных в подземных пещерах.СоотносяхудожественныйтекстскарикатурамиКукрыниксов,Г.
Филипповского (Рис. 5, 9), выясняем при помощи приема устного словесногорисования, развивающего визуальное мышление, что школьники хотели быизобразить иначе, чем художники.В процессе дальнейшего сравнительного анализа сказок и карикатуропределяем совместно с семиклассниками «законы» гротескного мира, которыеявляются своеобразными индикаторами гротеска: гиперболизацию, выходящуюзапределыреального,действительноготрансформацию человеческого облика.мира,фантастичностьсобытий,88Предлагаем подробнее остановиться на рассмотрении метаморфозы,которая станет для учащихся неким когнитивным полем. Следует обратитьвнимание читателей-школьников на то, какие слова в этом отрывке являютсяиндикаторами гротеска, и поразмышлять, есть ли на иллюстрации Кукрыниксов«изобразительные» гротескные индикаторы.Прием индикации – один из наиболее эффективных приемов при работе стеоретическимипонятиями,нанашвзгляд,таккаконоснованназакономерностях процесса познания.
Известно, что мышление движется потраектории «от конкретного к абстрактному». Необходимо организовать работу синдикаторами таким образом, чтобы юные читатели выделяли элементыиндикаторы цветом. Так, при работе со сложным теоретическим материаломвыделенныеконкретныесловаилиграфическиеобъектыпомогутвизуализировать, схематизировать абстрактное представление о гротеске.В процессе наблюдения за художественным явлением читатели-школьникивыявляютсистемупризнаков,которыесоставляюттакназываемуютерминологическую формулу.Мы объясняем учащимся, чтоиндикатор – «красная лампочка»,которая загорается тогда, когда мы, вданном контексте, в тексте встречаемстранное, непонятное, описывающеепроцесс превращения.Анализируя словесный уровеньгротеска,семиклассникиподчеркивают в тексте следующее:«И вот он одичал», «он не чувствовалдаже холода», «весь он, с головы доног, оброс волосами, словно древнийРисунок 9.
Иллюстрация Г. ФилипповскогоИсав, а ногти у него сделались, как89железные», «ходил же все больше на четвереньках», «утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки, усвоил себе какой-то особенный победныйклик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем», «но хвоста еще неприобрел» [Салтыков-Щедрин, 1974: 27–29].В данном отрывке представлена детально трансформация помещика в зверя,автор наглядно демонстрирует последовательность процесса одичания человека.Рассматривая иллюстрацию к сказке, учащиеся говорят: «На иллюстрациилицо, которое обросло шерстью, а не звериная морда» , «Я вижу злое выражениечеловеческого лица», «От помещика осталась еще фуражка», «Странный способпередвижения, как будто человек встал на четвереньки.
Это еще не зверь».Интересно само наблюдение читателей-школьников: еще не зверь, но ужене человек – стадия незавершенной метаморфозы, о чем писал М. М. Бахтин.На рефлексивно-эстетическом этапе, говоря о функции художественныхприемов, учащиеся отмечают, что гротескно-фантастический сюжет помогаетпонять главную идею сказки: именно народ является создателем материальных идуховных ценностей, без него наступит голод и одичание.Чтобы определить, чем отличается гротеск от гиперболы и иносказания,учащиеся конструируют схему определений и признаков-индикаторов (Табл.
3):Таблица 3Соотношение значений понятий гротеска, гиперболы и иносказанияГротескГиперболаИносказаниеПризнаки-индикаторыПреувеличениедоневероятныхразмеров,содержиткарикатурноеискажение,деформациютела, уродство, не имеетоднозначной трактовки.Преувеличение.Восновеобразсимвол,которыйимеетоднозначную трактовку.902.1.2. Основной этап формирования понятия «гротеск»Развитие у учащихся понятия «гротеск» продолжается в 9 классе в процессеизучения повестей М.
А. Булгакова «Собачье сердце» и Н. В. Гоголя «Нос». И вэтом случае работа над литературными произведениями ориентирована нарассмотрение гротескной традиции, благодаря чему «пирамида понятий»обогащается знаниями о гротескной гиперболизации и гротескном образе. В ходеуроков рассматриваются вопросы эстетики гротеска, проводится сравнениеклассического идеала тела в его границах и пропорциях с гротескным телом,обладающим качествами незавершенности и переходности. Особое вниманиеуделяется авторской оценке, выраженной в способе изображения персонажей,принципу нарушения правдоподобия, а также установлению связи гротеска спонятиями «фантастика» и «сатира».На этом этапе происходит углубление и развитие понятия «гротеск»,демонстрируется связь его со смежными литературными явлениями.
Болееподробно мы рассматриваем устройство гротескного мира и гротескных образов.В процессе подготовки к уроку девятиклассникам рекомендуется отметить в ходедомашнего чтения все странные, непонятные моменты произведений Гоголя иБулгакова, определив свое эмоциональное отношение к данным эпизодам.Просим учащихся вспомнить, какое эмоциональное впечатление произвели наних гротескные образы и ситуации. Активизация читательской рецепции позволитперейти к этапу рассмотрения гротеска в концепции эстетики. Комментируясобственные эмоциональные реакции, девятиклассники могут познакомиться свыдержкой из работы Ф.
Ницше «Сумерки идолов, или Как философствуютмолотом» [Ницше, 2009: 20].Далее, выясняя, почему происходят превращения, учащиеся выдвигаютсвои гипотезы и пытаются определить, в чем заключается загадка «странного»,«непонятного». Как правило, все вопросы в ходе анализа текста сводятся квыявлению фантастичности происходящего в произведении. Здесь важноперевести ход беседы в плоскость обсуждения функциональности использования91и цели употребления авторами неправдоподобия. Для этого нужно провестиразграничительную линию между гротеском ифантастикой. Во-первых,необходимо помочь девятиклассникам осмыслить однолинейность фантастики идвуплановость гротеска, внезапное, а не основанное на научных законахсоединения элементов.
Во-вторых, следует отметить, что фантастическое вгротеске тесно связано с гиперболизацией, поскольку преувеличение носитфантастический характер. И в-третьих, надо найти корни соединения этих двухпонятий в истории: как известно, для эпохи Возрождения отход от законовдействительности являлся вполне приемлемым фактом, поэтому фантастикаорганично была вплетена в традиционный гротескный образ. Фантастическиемотивы тех лет были весьма популярны, что объяснялось стремлением к свободеи верой ренессансного человека в величиесвое и своих деяний.Придерживаясьцелостногопринципаизученияхудожественногопроизведения, в качестве формы занятиямыпредлагаемисследование,провестииспользуяинтерпретационного[Зинин,2006],М. А.