Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 26
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 26 страницы из PDF
Гоффман не абсолютизирует значимость теоретико-методологического инструментария драматургического подхода, считая, что его можноприменять комплексно со структурной, культурной и другими перспективами анализа. Ибо «изречение “весь мир —театр” достаточно общее место для всех, чтобы читателизнали о его ограниченности»2.Вместе с тем, использование собственно драматургического анализа позволяет прийти к выводу о том, что индивидуальное «Я» есть «продукт состоявшейся сцены, а не причина ее.
В таком случае Я как представленный характер — этоне органическое явление со своей точно определенной локализацией, которому по природе суждено родиться, достичьзрелости и умереть. Это драматический результат»3.В этом суть реального социального «Я» индивида, которое, как видно, отнюдь не тождественно нашему природному«Я». Надевая театральные маски, играя те или иные роли,индивид тем самым скрывает свое подлинное «Я». Пример тому — маска напыщенности — усилия, предпринимаемые людьми для поддержания должного имиджа на работеи в общественной деятельности.В этом контексте Э. Гоффманом было предложено понятие «дистанция ролевая», определяемое как степень отделения акторами самих себя от тех ролей, которые они исполняют.1 Гофман, И.
Представление себя другим в повседневной жизни. М. :КАНОН-ПРЕСС, 2000. С. 262.2 Там же. С. 301.3 Там же. С. 300.1 Thomas, W. I., Thomas, D. S. The Child in America: Behavior Problems andPrograms. N.Y. : Knopf, 1928.2 Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневногоопыта. М. : Ин-т социологии РАН, 2004. С. 61, 70.1144.2. Ôðåéìû ñîöèàëüíîé æèçíèФреймИсходный постулат Э. Гоффмана состоит в том, что онпоставил под вопрос известную теорему У. Томаса, которая,гласит: «Если люди определяют некоторые ситуации какреальные, эти ситуации реальны в своих последствиях»1.По мнению же Э. Гоффмана, «это утверждение на первый взгляд кажется верным, но на поверку ложно. Определение ситуации как реальной, несомненно, влечет за собойопределенные последствия, но, как правило, они лишь косвенно влияют на последующий ход событий; иногда легкоезамешательство нарушит привычный сценарий… Я исхожуиз того, что человеку может показаться реальным то, чтона самом деле является розыгрышем, сном, случайностью,ошибкой, недоразумением, обманом, театральным представлением и т.п.»2.В связи с этим, социолог считает необходимым ввестипонятие «фрейм», позволяющее дать «различные прочтенияситуации» и, соответственно, учесть особенности их восприятия людьми.Итак, фрейм, по Э.
Гоффману, означает принципы организации события, перспектива его восприятия, обусловленная формальным определением ситуации, с учетом того, чтоучастники взаимодействия, как правило, распознают драма-115тургию: «реальную реальность» и «реальность понарошку».Фрейм не задан, а находится в динамичном состоянии, т.е.постоянно происходит «фреймирование» ситуации.
Иногдафрейм является сфабрикованным: специально направленна то, чтобы ввести некоторых участников взаимодействияв заблуждение.Фрейм позволяет отдельные фрагменты, единичныесобытия эмпирической реальности преобразовывать в определение ситуации. На этом, по существу, и строится социальное взаимодействие людей.Фреймы различаются по степени организации: одни представляют собой сформировавшуюся систему учрежденийи правил, другие — лишь задают «самое общее понимание,определенный подход, перспективу», но в любом случае онипозволяют распознавать смысл происходящего.Так, поцелуй в контексте различных фреймов можетозначать и выражение романтических отношений, и жестподдержки, и принятие извинения и т.д.Более глубокая интерпретация фреймирования реальности потребовала введение еще двух понятий: «ключей»и «переключений».Ключ — это своеобразная тональность межличностноговзаимодействия в контексте системы фреймов.Социолог выделяет пять основных ключей:— выдумка — показная имитация, игровое притворство без достижения какого-либо практического эффекта.При этом «каждая социальная группа устанавливает границы игры по-своему, эти границы и должен обнаружитьанализ фреймов»1;— состязание — бокс, рыцарски турниры и другие типысхваток, переведенные в относительно безопасную для участников форму противоборства под определенным контролем;— церемониалы — венчания, похороны, присвоение титулов и званий — все это ключи к определенному фрейму(в случае с венчанием — ключ к фрейму жениха и невесты);— техническая переналадка — совокупное название инсценировок реальной ситуации (стюардессы учатся разноситьнапитки в макете салона авиалайнера; еще до начала концерта, аудиторию просят аплодировать для разминки и т.д.).Это также ключи к реальности;— пересадка — ключ к понимаю мотивов действий,не соответствующих реальной ситуации (использованиеподставных лиц для оживления игры в казино).Переключение — «перемены, которые радикально преобразуют смысл происходящего», и соответствующая настройкана распознание реального смысла ситуации.
Например,драка или ее симуляция, своего рода игра. При этом воображаемая драка может быть интерпретирована как реальная.Между тем для каждого действа есть свой фрейм.1 Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневногоопыта. М. : Ин-т социологии РАН, 2004. С. 110.1 Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневногоопыта. М. : Ин-т социологии РАН, 2004. С. 145.116Фабрикации фреймов«Под фабрикацией, — пишет Э.
Гоффман, — я пониманиюдействия одного или нескольких индивидов, направленнаяна то, чтобы изменить ситуацию таким образом, чтобы у других людей создалось ложное представление о происходящем.При этом, как правило, замышляются интрига или заговор,успешное осуществление которых приводит к существенному искажению реальности»1.Для фабрикации необходимо определенное поведениев системе фреймов: осуществляющие обман определяютреальность как фабрикацию, а обманутые имеют дело с иной«реальностью» — с тем, что сфабриковано.Фабрикации могут быть разных типов.Первый из них — игровые фабрикации, включающиев себя:— благонамеренные фабрикации — конструируютсяне в ущерб вводимому в заблуждение человеку (шутки,розыгрыши, к которым люди относятся как к забаве);— издевки — ловушки, содержащие язвительную, злуюнасмешку;— «экспериментальный обман» — подопытный не знаети не догадывается о постановке эксперимента;— «учебный обман» — обучение профессиональным навыкам на клиентах, не знающих об этом;— «жизненные проверки» — тест, как правило, жесткий,на проверку лояльности и способности хранить служебныесекреты;— патерналистские фабрикации — обман близких радиих спокойствия в ситуации, которую невозможно или очень117трудно изменить (утаивание от пациентов больницы плохихновостей).Социолог замечает, что игровые фабрикации имеют границы, нарушение которых могут свидетельствовать о проблемах с моральными качествами фабрикатора.
Однаков любом случае игровые фабрикации не преступают чертузакона.Второй тип представляют эксплуататорские фабрикации(лишь некоторые из них осуществляются в рамках закона,большинство же его нарушают):— фальшивая игра — особая схема допроса подозреваемого в преступлении (в интересах закона); биржевые махинации;— вмешательство в личные дела — обман, нацеленныйна раскрытие конфиденциальной информации;— «непрямые» фабрикации улик — конструирование негативного образа второй стороны (жертвы), с целью внушенияложных представлений о ней третьей стороне (подбрасывание полицейскими наркотиков во время обыска подозреваемого; лжесвидетельство; шантаж и т.д.).Более детально социолог рассматривает стандартныеформы вмешательства, выделяя следующие:— скрытое наблюдение с целью последующей дискредитации;— внедрение в организации, общественные движенияи т.д.;— заманивание в ловушку — провоцирование компрометирующих обстоятельств.Стандартные формы вмешательства предполагают задействование тайного агента: «За ним стоит государственноеучреждение, — отмечает Э.
Гоффман, — и все мы хорошознаем, что высшая цель не только оправдывает ложь, но дажепревращает ее в заслугу, и не имеет значения, что думаютоб этом обманутые»1Третий тип — фабрикации в виде собственных ошибок:— самообман в форме сновидения;— иллюзии, возникшие в состоянии диссоциации;— заблуждения, вызванные параноидальными реакциями;1 Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневногоопыта. М. : Ин-т социологии РАН, 2004.
С. 239.118— самообман индивида психотического склада — «одначасть его “Я” обманывает другую»;— самообман в состоянии гипноза.Вместе с тем, по Э. Гоффману, есть социальные факторы, способствующие распознанию «реальной реальности» и «реальности понарошку», обусловленной теми илииными фабрикациями. Такими факторами являются рутиныповседневного опыта или процедуры крепления фреймов,которые позволяют людям в принципе осознавать, что естьчто и кто есть кто.К таким процедурам относятся:— заключение в скобки — знаки, обозначающие пространственно-временные границы фрейма (церемония вбрасывания шайбы в хоккее, антракты между актами в пьесе, периоднахождения у власти и т.д.);— ролевая формула личности — люди осознают, что естьограничения на то, кто может взять на себя исполнение конкретной роли, требующей умений и навыков;— преемственность ресурсов взаимодействия — жизненный опыт подсказывает, что определенная деятельность обеспечивается ресурсами — в итоге формируются наши представления о подлинности, подделках и самозванствах;— несвязность — опять-таки с учетом жизненного опыталюди вырабатывают представления о том, что определенныедеятельности «могут почти не иметь связи друг с другом»и это, в частности, позволяет видеть контрасты между конкретным человеком и исполняемой им ролью;— человеческое существо — повседневная рутинностьформирует веру в суть личности человека, что в итоге образует фрейм направленности личности.