Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени

Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 30

PDF-файл Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 30 Социология (53251): Книга - 7 семестрТом 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология) - PDF, страница 30 (53251) - Сту2019-09-18СтудИзба

Описание файла

Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 30 страницы из PDF

В осмыслении общества отсутствие негативнойдиалектики породило ряд методологических напряженийи проблем:— используемые научные понятия зачастую неадекватныобъекту. Так, современное общество, определяемое как«рациональное», фактически является иррациональным;— понятие может оказывать насилие над объектом илиявлением — например, понятие о «должном» легитимизируют насилие над человеческом телом;— только амбивалентные понятия (правда — миф) могутбыть использованы для интерпретации противоречивой, подвижной природы реальности1.Социолог также подверг критике практику проведенияэмпирических исследований, результаты которых преподносятся как «законченное» знание и не преломляются черезпризму негативной диалектики.

По его мнению, социальноезнание не самоочевидно, а должно быть критически осмысленно.Так, в работах «О современном состоянии эмпирическогосоциологического исследования», «Социология и эмпирическоеисследование» социолог отстаивал тезис о том, что эмпирические исследования лишь предполагают «претензию на объективность», являются осознанно или нет идеологическиангажированными, осуществленными через призму определенного «жизненного мира» и выполненными, как правило,одним конкретным инструментарием.

Поэтому они, по мнению ученого, имеют своим результатом «удвоение действительности» и тем самым фактически способствуют апологетике существующего положения дел.Подчеркнем, сказанное не ставит под вопрос вообщецелесообразность проведения социологических исследований. Важно, чтобы они были интерпретированы с помощьюинструментария негативной диалектики. Отметим и то, чтометодология негативной диалектики самокритична — исключает саму возможность для критической теории выступатьв качестве систематизированной социальной теории.Вклад Т. Адорно в критическую социальную теориюсостоял и в разработке метода социальной физиогномики,который позволял изучать социальные антагонизмы общества по конкретным, отдельно взятым реалиям, используя1Адорно Т. Негативная диалектика.

М. : Научный мир, 2003.133для этого эмпирические социологические исследования,разумеется, интерпретированные через призму негативнойдиалектики. Свой метод социолог опробовал при анализемузыке как явления культуры1.Г. Маркузе и Ю. Хабермас также подвергли критикепринцип свободы от ценностей в социальной науке. По ихмнению, этот принцип, по существу, предполагал доминирование «технического разума», что на деле означало исполнение идеологической функции, политическую защиту существующего капиталистического общества.«В той мере, в какой постулат свободы от ценностей ориентирован на то, чтобы ограничить социальные науки производством технически оцениваемого знания, — замечалЮ. Хабермас, — он аналогичен политическому требованию»2.Включение науки в процесс социальных измененийВсе франкфуртцы были нацелены на то, чтобы в духеК.

Маркса не только интерпретировать мир, но и изменить его в направлении реальной гуманизации социальныхотношений. По их мнению, важно достичь единства теориии практики, того, что стало именоваться praxis: научнаядеятельность это не взгляд, не знание стороннего наблюдателя, а созидательная активность по отношению к обществу, посредством которой люди критически осмысливаютсуществующее положение социальной жизни, на основечего ненасильственно преобразовывают мир в направленииего гуманизации и эмансипации от любого доминирования3.Словом, теория предполагает прямое включение в процесссоциального изменения.Ученые прекрасно осознавали всю сложность задач, принимая во внимание возникшие в мире коллизии и парадоксы: с одной стороны, все более быстрыми темпами шлоразвитие науки, техники, технологии, информатики, налицобыли и очевидные улучшения в области прав человека в рядестран, но с другой стороны — утвердился сталинизм, уменьшался потенциал революционного рабочего движения, шлостановление фашистского режима.1Адорно, Т.

Философия новой музыки. М. : Логос, 2001.Habermas, J. Logik der Sozilwissenschaften, Materialen. Frankfurt a.M.,1970. S. 319.3 Адорно, Т., Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. М. : Медиум, 1997.2134Для франкфуртцев не приемлемы теоретические подходы,взятые вне исторического контекста, которые годились быдля интерпретации любых обществ. Они считали естественным, когда теоретико-методологический инструментарийв своем развитии следует за изменениями в обществе, т.е.речь идет об отстаивании фундаментального принципа негативной диалектики.

При этом они полагали, что обществовесьма активно влияет на развитие науки, ее характер.Сталинизм и фашизм заблокировали развитие целогоряда научных направлений. Так, советские ученые практически не имели возможности работать в рамках социологических парадигм, изучавших субъективную реальность;это, в частности, касается феноменологии, этнометодологии, социального психоанализа.

Да и сами франкфуртцыне могли развивать свою критическую теорию после прихода фашистов к власти, в связи с чем в 1934 г. вынужденыбыли переехать в США. По их мнению, блокирование наукикак созидающей силы негативно сказывается на обществев целом, ибо в таком случае возможные стратегические альтернативы общественного развития просто не изучаютсяучеными и политиками не рассматриваются.Развитие концепции праксиса (praxis)Аристотель в работе «Метафизика» один из первыхиспользовал понятие праксис для обозначения действияс общественно значимой целью, относящееся к творениюблаг в сфере политики или эстетики, что противоположноповседневной, рутинной деятельность типа ремесла.К.

Маркс рассматривал праксис как созидательнуюактивность, посредством которой люди создают и преобразовывают мир. При этом в этой деятельности решающаяроль отводилась труду, т.е. она имела социальное основание. Иными словами, праксис выступал как своеобразныйинструмент отрицания существующего положения социальной жизни.

Важно подчеркнуть и то, что для К. Маркса праксис это не абстрактная оппозиция существующему социальному порядку, а выражение классовой борьбы, ведущейсяза справедливый социальный порядок, в котором нет местаэксплуатации человека человеком. Праксис имел и структурное выражение — рабочему классу отводилась миссияпо преобразованию существующего капиталистическогообщества.135Теоретики Фракфуртской школы многое взяли из марксовой концепции праксиса, дополнили ее идеями Д.

Лукачаоб овеществлении (напомним, процесс превращения собственно человеческих отношений в вещные отношения,в которых, взаимодействия, по существу, приобретали формутоваров — из них выхолащивались духовные, гуманистические основания).Вместе с тем, представители Фракфуртской школывнесли и свои принципиально новые соображения.Во-первых, они поставили под вопрос способность рабочего класса сформировать классовое сознание и тем самымадекватно отражать общественный порядок.Во-вторых, по их мнению, рабочий класс не подтвердилсвою роль преобразователя капиталистического порядкана гуманистической основе.В-третьих, они попытались интегрировать марксизми веберовскою понимающую социологию в подходахк осмыслению общества и особенно государства.В-четвертых, по их мнению, праксис должен обязательновключать эмансипирующий фактор от любого доминирования.

Наконец, в-пятых, практика негативной диалектикадолжна быть ненасильственной. Примечательно, что именнопо этим мотивам Т. Адорно категорически отказался от участия в протестном движении немецкого студенчества в события 1968 года.С точки зрения франкфуртцев, перед человечествомвозникла принципиально новая опасность в виде процессадегуманистической рациональности, который представлялабюрократия, осуществлявшая управления по правилам, преследовавшая исключительно экономические цели, что оставляло в стороне цели духовные и эстетические.Как считали франкфуртцы, подобного рода рационализация, приводившая к овеществлению общественной жизни,стала реальной угрозой человеческому существованию.

Вотпочему они в концепцию праксис включили требованиедуховности и гуманизма в процессе преобразования существующего социального порядка.Так, для М. Хоркхаймера и Т. Адорно главным воплощение преобразовательной активности становятся представители искусства, проявляющие творческую фантазию дляотрицания существующего порядка. По их мнению, великоеискусство содержит «негативную истину» — «силу протестачеловечества против давления господствующих институтов,136религии и всего подобного»1. Как неоднократно подчеркивалт. Адорно, великое искусство содержит в себе утопическийпотенциал будущего счастья в противовес зарационализированному настоящему.5.2.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее