Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 28
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 28 страницы из PDF
Гоффману — зонадеятельности, позволяющая человеку находиться в расслабленномсостоянии и вести себя неформально.Зона — zone — по Э. Гоффману — любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зоны разняться по силестепени имеющихся ограничений и по средствам коммуникации,в отношении которых существуют эти ограничения.Девиация — deviance — по Э. Гоффману — стигматизация индивидов как «неприемлемых» для определенной социальной группы,их сегрегация.Интерактивный порядок — interaction order — по Э. Гоффману —система правил повседневного взаимодействия, взаимных «сделок»,обеспечивающих самовоспроизводство социального взаимодействия.1Goffman, E. Stigma. Englewood Cliffs. N.J.
: Prentece Hall, 1963.123Исполнение (перформанс) — performance — по Э. Гоффману —структура, превращающая индивида в сценического исполнителя,являющегося объектом наблюдения со стороны публики, и этот исполнитель может разглядываться ими без какого-либо риска обиды,поскольку сами его действия предназначены для разглядывания.Испорченная идентичность — spoiled identity — по Э. Гоффману —под влиянием пребывания индивидов в тотальном институте ихрепутация подвергается позору.Ключ — key — по Э.
Гоффману — это своеобразная тональностьмежличностного взаимодействия в контексте системы фреймов.Социолог выделяет пять основных ключей: 1) выдумка — показная имитация, игровое притворство без достижения какого-либопрактического эффекта; 2) состязание — бокс, рыцарски турнирыи другие типы схваток, переведенные в относительно безопасную дляучастников форму противоборства под определенным контролем;3) церемониалы — венчания, похороны, присвоение титулов и званий;4) техническая переналадка — совокупное название инсценировоки презентаций реальной ситуации; 5) пересадка — ключ к понимаюмотивов действий, не соответствующих реальной ситуации (использование подставных лиц для оживления игры в казино).Команда — team — по Э.
Гоффману — любая совокупность индивидов, которые сотрудничают в исполнении определенной рутины с целью утверждения и поддержания заданной определенной ситуации.Коммуникация с выходом из представляемого характера —communication out of character — по Э.
Гоффману — коммуникациичленов команды, осуществляемые после исполнения в «закулисье»,которые могут быть четырех типов: обсуждение отсутствующих,сценические разговоры, командный сговор и перестроения по ходуисполнения.Маска — mask — по Э. Гоффману — один из инструментов «представления себя другим»;Маска напыщенности — face-work — по Э. Гоффману — усилия,предпринимаемые людьми для поддержания должного имиджана работе и в общественной деятельности.Мистификация — mystification — 1) по К.
Марксу — трактовкареалий капиталистического общества (товара, капитала, труда,денег и т.д.) как независимых, сугубо экономических категорий,а не социальных отношений, что позволяет скрывать имманентныепротиворечия капитализма; 2) по Э. Гоффману — один из способов«представления себя другим» в виде фиктивных представленийо себе, обусловленных неоправданными ожиданиями и тем, что статусподдерживается символически. Возникают как бы два «Я»: фиктивные представления выступают как средство сокрытия внутреннего«Я» посредством презентации внешнего «Я».Не-человек — non-person — по Э.
Гоффману — индивид, к которомуокружающие относятся так, как будто он или она не присутствуетвовсе.124Передний план — front region — по Э. Гоффману, своего родасцена зрительного зала, где поведение акторов, как на сцене, таки в социальной жизни, рассматривается в контексте их внешности,костюмов, масок и т.д., что неизбежно придает активности индивидадраматургическое содержание.Переключение — keying — по Э. Гоффману — «перемены, которыерадикально преобразуют смысл происходящего», и соответствующаянастройка на распознание реального смысла ситуации.Провал статуса — status failure — по Э.
Гоффману — действиеиндивида, приведшее к дискредитации представляемого им статуса.Реальная социальная идентичность — real social identity —по Э. Гоффману — то, кем социальный актор на самом деле себяпредставляет.Ритуал — ritual — по Э. Гоффману — взаимодействия людейв повседневной жизни, предполагающие презентацию социальныхразличий.Ритуалы избегания — rituals avoidance — по Э.
Гоффману, разнообразные социальные приемы, позволяющие сохранять и поддерживать статус индивида и обеспечивать социальную дистанцию,формальность при социальном взаимодействии.Ритуалы презентации — rituals presentational — по Э. Гоффману —четыре класса ритуалов — приветствия, приглашения, поздравления,мелкие услуги, используемые для поддержания социального взаимодействия в вежливой манере.Ролевая дистанция — role distance — по Э. Гоффману — степеньотделения акторами самих себя от тех ролей, которые они исполняют.Стигма — stigma — по Э.
Гоффману — инструмент деформацииидентичности, осуществляющий разрыв между фактической социальной идентичностью и тем, что индивид на деле себя представляет — реальной социальной идентичностью.Стигматизированная карьера — stigmatizing career — по Э.
Гоффману — утрата индивидом прежнего социального статуса в результатеего помещения в психбольницу и последующей соответствующейстигматизации.Теорема Э. Гоффмана — Goffman theorem — «Попробуйте определить ситуацию неверно, и она определит Вас».Управление впечатлениями — impression management — Э. Гоффману — организация, приспособление самости к окружающему мирув соответствии с намерениями и целями индивида.Фабрикация — fabrication — по Э.
Гоффману, сознательно создаваемое заблуждение в структуре социального взаимодействия.Фактическая социальная идентичность — actual social identity —по Э. Гоффману — то, чем индивид должен быть.Фрейм — frame — по Э. Гоффману — принципы организациисобытия, перспектива его восприятия, обусловленная формальнымопределением ситуации, с учетом того, что участники взаимодействия, как правило, распознают драматургию: «реальную реальность»125и «реальность понарошку». Фрейм не задан, а находится в динамичном состоянии, т.е.
постоянно происходит «фреймирование»ситуации. Иногда фрейм является сфабрикованным: специальнонаправлен на то, чтобы ввести некоторых участников взаимодействияв заблуждение.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Каковы возможные «культурные привратники», защищающиесоциальный групповой статус? Покажите их специфику в традиционном и современном обществах.2. Как изменяется содержание «провала» социального статусапри переходе от традиционного к современному обществу? А что выдумаете по поводу проблемы «провала» статуса в социальных сетяхинтернета и посредством социальных сетей?3. Как было отмечено выше, не все социологи приняли идеюЭ.
Гоффмана об амбивалентности индивида, сочетающего учтивостьи цинизм. А что думаете вы по этому поводу?4. В чем смысл фрейма как теоретико-методологического инструментария? Как с его помощью можно распознать «реальнуюреальность» и «реальность понарошку»? С какими фабрикациямифреймов вы встречались в жизни?5. Каковы явные и латентные функции тотальных институтов?6. Что вы думаете по поводу места и роли стигмы в современномроссийском обществе?Ñåìèíàð «Ý.
Ãîôôìàí è åãî ñîöèîëîãè÷åñêàÿ äðàìàòóðãèÿ»1. Проблема провала социального статуса вчера и сегодня.2. Формирование и управление впечатлениями.3. Теоретико-методологический инструментарий драматургического анализа.4. Сравнительный анализ подходов к исследованию девиацииЭ. Дюркгейма, Р. Мертона и Э. Гоффмана (на примере стигмы).Ëèòåðàòóðà1. Батыгин, Г. С. Континуум фреймов: социологическая теорияИрвинга Гофмана / Г. С.
Батыгин // И. Гофман. Анализ фреймов:Эссе об организации повседневного опыта. — М. : Ин-т социологииРАН, 2004.2. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни /И. Гофман. — М. : КАНОН-ПРЕСС, 2000.3. Гофман, И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман. — М. : Ин-т социологии РАН, 2004.1264. Гофман, И. Порядок интеракции / И. Гофман // Теоретическаясоциология. Т. 2 / сост. С. П. Баньковская. — М. : Аспект-Пресс, 2002.5.
Гоффман Эрвин // Социологическая энциклопедия : в 2-х т. Т.1. — М. : Мысль, 2003.6. Кравченко, Е. И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства /Е. И. Кравченко. — М., 1997.7. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М.
: Анкил, 2010.8. Ритцер, Дж. Современные социологические теории /Дж. Ритцер. — М. — СПб. : Питер, 2002.9. Burns, T. Erving Goffman / T. Burns. — London : Routledge, 1992.10. Fine, G. A. Erving Goffman / G. A. Fine, Ph. Manning // Ritzer,G. (ed). The Balacwell Companion to Major Social Theorists. — Oxford :Blackwell Publishers, 2000.11. Goffman, E. Symbols of Class Status / E. Goffman // BritishJournal of Sociology.
— 1951. — № 11.12. Goffman, E. The Presentation of Self in Everyday Life /E. Goffman. — University of Edinburgh Social Sciences Research Centre,1959.13. Goffman, E. Asylums: Essays on the Social Situation of MentalPatients and Other Inmates / E. Goffman. — N.Y. : Doubleday.
1961.14. Goffman, E. Encounters: Two Studies in the Sociology ofInteraction — Fun in Games & Role Distance / E. Goffman. —Indianapolis : Bobbs-Merrill, 1961.15. Goffman, E. Behavior in Public Places: Notes on the SocialOrganization of Gatherings / E. Goffman. — The Free Press, 1963.16. Goffman, E. Stigma: Notes on the Management of SpoiledIdentity / E. Goffman. — N.Y. : Simon and Schuster, 1963.17. Goffman, E. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior /E. Goffman. — N.Y. : Anchor Books.