Диссертация (Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)), страница 7

PDF-файл Диссертация (Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)), страница 7 Филология (31659): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)) - PDF, страница 7 (2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)". PDF-файл из архива "Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Кроме того,«словесное ударение 2» используется для выделения слов, выражающих«измеряемую» степень качества, и вводных слов, выраженных наречиями[там же: 11].38Маркированныйвариант«словесногоударения2» представленследующими разновидностями: а) на односложной сегментной базе –восходящий тон, b) на двусложной сегментной базе – восходящий тон наударном слоге и ровный тон на последующем безударном слоге, с) намногосложной сегментной базе – восходящий тон на ударном слоге инебольшие падения тона на последующих безударных слогах [там же: 14].Немаркированный вариант «словесного ударения 2» существует вследующих разновидностях: а) на односложной сегментной базе – высокийровный тон, который произносится выше, чем тоны соседних слогов, b) надвусложной сегментной базе – высокий ровный тон на ударном слоге ировный тон на последующем безударном слоге, который произносится наболее низком уровне, с) на многосложной сегментной базе – высокий ровныйтон и небольшие падения тона на последующих безударных слогах [там же:15].Так же, как и «словесное ударение 1», «словесное ударение 2» частосопровождается повышением громкости произнесения выделяемых слов изамедлением темпа речи, реже – паузацией [там же].КандидатскаядиссертацияА.С.Шиханцовапосвященапрагмафонетическому изучению особенностей словесного ударения вбританском варианте английского языка.

Под словесным ударением в работепонимается «совокупность просодических средств (внезапного изменениядвижения тона, увеличения громкости и длительности произнесения),используемых для выделения того или иного элемента высказывания в силуего особой важности, оригинальности или для противопоставления егодругим элементам» [Шиханцов 2012: 1].ПомнениюА.С.Шиханцова,словесноеударениеследуетрассматривать как «оптимальный способ выявления и демонстрацииспецифических особенностей английской фонетической системы» [там же:396].Словесноеударениенаодносложнойсегментнойбазесоздаетоптимальные условия для демонстрации усеченного характера слога исильного примыкания, роли сонорных согласных в реализации неровныхтонов, а также базовых позиционных различий в длительности гласных.Словесное ударение на двусложной сегментной базе, в свою очередь, служитспособом демонстрации таких особенностей, как нисходящее движение тонав пределах слога и варьирование позиционной долготы напряженныхгласных [там же].В ходе исследования, проведенного А.С.

Шиханцовым, были выявленытри разновидности словесного ударения на двусложной сегментной базе,реализуемого с помощью высокого нисходящего тона: 1) высокий ровныйтон на ударном слоге + падение на последующем безударном слоге, 2)плавное нисходящее движение на обоих слогах, 3) падение на ударном слоге+ низкий ровный тон на последующем безударном слоге. В риторическиориентированной речи наиболее популярной является третья разновидностьсловесного ударения [там же: 6-7].Последовательности различных разновидностей словесного ударения,регулярно воспроизводимые в риторически ориентированной речи, образуюттак называемые «просодические фигуры».

Обычно они сопровождаютсяповышением громкости произнесения, замедлением темпа и постановкойпредицирующих пауз [там же: 7].Наибольшей частотностью характеризуется просодическая фигура«внезапный подъем + высокий нисходящий тон». Как правило, такаяпоследовательность словесных ударений реализуется в середине или в концеконтура и служит средством выделения атрибутивных словосочетаний типа«прилагательное + существительное» [там же: 15-16].Ещеоднимпримеромпросодическойфигурыможетслужитьвосходящая последовательность ровных тонов, завершающаяся усеченной40разновидностью высокого падения, где резкий набор высоты в начале тонаоказываетсяболеевыраженным,чемсамопадение.Даннаяпоследовательность, по словам А.С.

Шиханцова, «отличается особойвыразительностью и используется в тех случаях, когда словесным ударениемвыделяетсяэлемент,отличающийсяособойпарадоксальностьюинеожиданностью для слушателя» [там же: 16-17].Исследования, выполненные в русле прагмафоностилистики, внеслисущественный вклад в изучение функционального аспекта слоговой исловесной выделенности. В работах Е.А.

Амочкиной [Амочкина 2012], Н.В.Мельниковой [Мельникова 2013] и М.В. Алексюк [Алексюк 2016] былоубедительно показано, что выделение служит средством маркированиястилистически значимых элементов в текстах словесно-художественноготворчества.ВкандидатскойдиссертацииЕ.А.Амочкинойпрагмафоностилистической разработке были подвергнуты так называемыеритмические последовательности – «последовательности прилагательных,существительных,глаголовилинаречий,следующихвтекстенепосредственно друг за другом, которые, благодаря своему особомувнутреннему строению с точки зрения простых и сложных ритмическихединиц, создают тот или иной художественно-эстетический эффект»[Амочкина 2012: 1]. Ритмические последовательности существуют в четырехструктурно-функциональныхразновидностях:бессоюзныепоследовательностиопределенийинепунктуированныеопределяемого1)непунктуированныепрепозитивныхсуществительного,последовательностиссоюзом,прилагательных2)3)двучленныемногочленныенепунктуированные последовательности с союзом и 4) пунктуированныепоследовательности [там же: 4].

При переводе художественных текстов изписьменной формы в устную ритмические последовательности выделяются41при помощи определенных просодических средств. Результаты исследованиясвидетельствуют о том, что последовательности первой разновидностивыделяются с помощью внезапного подъема тона на первом элементе икороткой паузы в конце. Средством выделения последовательностей второйразновидности служат внезапный подъем тона или высокий нисходящий тонна первом элементе и высокий нисходящий тон на втором, средствомвыделенияпоследовательностейнисходящийтоннатретьейкаждомэлементе,разновидностиа–средствомвысокийвыделенияпоследовательностей четвертой разновидности – паузы между элементами,словесное ударение на каждом элементе и просодическое нарастание,которое выражается в постепенном увеличении интервала понижения тона,повышении громкости и увеличении длительности пауз [там же: 4-6, 8-16].ОбъектомисследованиявкандидатскойдиссертацииН.В.Мельниковой послужили цветообозначения.

Наблюдения показали, что припереводе художественных текстов из письменной формы в устнуюцветообозначения выделяются с помощью резкого изменения направлениядвижения тона, повышения громкости и замедления темпа речи. Выделениюподвергаютсяцветообозначения,входящиевсоставатрибутивныхсловосочетаний и выступающие самостоятельно [Мельникова 2013: 5-6].Результатыисследования,проведенногоМ.В.Алексюк,свидетельствуют о том, что выделение играет важную роль в созданиизвучащих образов главных героев художественных произведений через ихнесобственно-прямую речь.

При переводе художественных текстов изписьменной формы в устную выделению подвергаются лексическиеединицы, составляющие «лексическое ядро» текста. Элементы «лексическогоядра», по словам М.В. исследовательницы, связаны с несобственно-прямойречью героя или героини и имеют особую значимость в контексте эпизода и42всего романа в целом. Средством выделения в данном случае служатсловесное ударение и паузы [Алексюк 2016: 8, 11].Второе направление в изучении выделенности, связанное с болеепротяженными речевыми единицами, чем слог и слово, сформировалось ванглистике несколько позже и развивалось гораздо медленнее, чем первое.Однако и в этой области были сделаны определенные успехи.Изучение собственно фонетического аспекта явления позволилоопределить фонетический инструментарий создания выделенности.

Былодоказано, что выделение относительно крупных речевых единиц, как ивыделение мелких, осуществляется за счет смещения голоса говорящего вболее высокий или низкий участок диапазона, расширения или сужениядиапазона, изменения громкости или/и темпа речи [см., например, Брантов2004, Козырева 1986, Магидова 1989, Станчуляк 2005, Фрейдина 2005,Фрейдина, Блох 2011, Фрейдина, Ковпак еt al. 2013, Целебрицкая 1985,Юрышева 1982, An outline of English phonetics 1973, The Prosody of Speech1973].Результаты целого ряда исследований свидетельствуют о том, что ещеодним просодическим средством выделения служит избираемый говорящимспособфразировки[Александрова1984,Алексюк2016,Долгова(Александрова) 1978, Фрадкина 1991].Согласно определению, сформулированному О.В. Александровой,фразировка – это «способ членения речи с помощью просодических средств,предпринимаемых в целях синтактико-смыслового интерпретированияконкретного произведения речи» [Александрова 1984: 73].

Предельным, т.е.далее недробимым, элементом фразировки является синтагма  «наименьшаясмысловая единица текста, оформленная просодическими средствами» [тамже]. Важнейшим средством реализации фразировки признается паузация,43котораяобычносопровождаетсясоответствующимиизменениямимелодического контура и других просодических параметров [там же].В работах ученых кафедры английского языкознания филологическогофакультета МГУ им. М.В. Ломоносова фразировка рассматривается какосновная категория ритмической организации прозы, ведь именно здесь ритмпредставляетсобойнечтоиноекак«расчлененностьречи,предопределяемую содержанием-намерением (purport)» или «интенциейлица, производящего речь» [Шишкина 1973: 9].Однойизосновныххарактеристикритмическойорганизациипрозаической речи является взаимное расположение синтагм с точки зренияих длины.Согласно классификации,разработанной в кандидатскойдиссертации Т.Н.

Шишкиной, существует шесть типов ритма, или шестьмоделей, по которым синтагмы соединяются между собой, образуя фразы[там же: 96]:1)монотонныйритм–дляданноймоделихарактерныпоследовательности приблизительно равных по длине синтагм (коротких илидлинных);2) некомпактный ритм – короткие и длинные синтагмы чередуются безочевидной закономерности;3) переменный ритм – короткие и длинные синтагмы чередуются сравными интервалами;4) отрывистый ритм – последовательности очень коротких синтагм,5) кольцевой ритм – фраза начинается несколькими длиннымисинтагмами, за которыми следует несколько коротких, и завершается сновадлинными синтагмами (возможен противоположный вариант),6) постепенный/нарастающий ритм – длина каждой следующейсинтагмы больше предыдущей.44Как показывают наблюдения, замена одного из описанных выше типовритма на другой ведет к появлению эффекта выделенности [см., например,Алексюк 2016, Долгова (Александрова) 1978, Фрадкина 1991].В ряде работ было показано, что выделенность единиц, которые вданной работе обозначаются с помощью термина «синтагма», достигается засчет особенностей их линейной структуры [см., например, Crystal 1969,Gimson 2008, OˈConnor, Arnold 1973, Wells 2006].

Под линейной структурой вданном случае понимается внутренняя членимость синтагмы на отдельныеструктурные компоненты – предшкалу, шкалу, ядро и заядерную часть. Вработах представителей британской интонологической школы (Г. Палмера,Р. Кингдона, Дж. ОˈКоннора, Г. Арнольда, Л. Армстронг, И. Уорд, Д.Кристала и др.) перечисленные единицы обозначаются с помощью терминов«pre-head» («предголова»), «head» («голова»), «nucleus» («ядро») и «tail»(«хвост»). При этом «предголовой» называется та часть синтагмы, котораясостоит из слогов, предшествующих первому акцентно выделенному слогу,«головой» – часть, которая начинается первым акцентно выделенным слогоми заканчивается перед последним акцентно выделенным слогом, «ядром» –последний акцентно выделенный слог, а «хвостом» – все последующие слоги[OˈConnor, Arnold 1973:14-15, 17].

В данной работе в указанных значенияхбудут использоваться закрепившиеся в отечественной лингвистическойтрадиции термины «предшкала», «шкала», «ядро» и «заядерная часть».Использование высокой предшкалы (High Pre-Head), все слоги которойпроизносятся на более высоком тональном уровне, чем слоги шкалы, делаетсинтагму ярче и выразительней, а значит, способствует ее выделению нафоне других синтагм [см., например, Wells 2006: 215]. Чем больше контрастмежду тональным уровнем, на котором произносятся слоги предшкалы, итональным уровнем, на котором произносятся слоги шкалы, тем сильнееэффект выделенности [там же].45Еще одним просодическим средством выделения синтагмы служитиспользование шкалы маркированного типа. По мнению некоторыхбританских фонетистов [см., в частности, OˈConnor, Arnold 1973: 36-38, Wells2006: 212-213], к их числу относятся постепенно нисходящая ступенчатая шкала (Stepping Head), котораяхарактеризуется постепенным понижением тонального уровня ударныхслогов (при этом безударные слоги произносятся на том же тональномуровне, что предшествующие ударные), постепенно нисходящая скользящая шкала (Sliding Head), котораяпредставляет собой последовательность нисходящих скольжений тона,начинающихся на ударных и продолжающихся на последующихбезударных слогах, постепенно восходящая скользящая шкала (Climbing Head), котораяпредставляет собой последовательность восходящих скольжений тона,начинающихся на ударных и продолжающихся на последующихбезударных слогах, последовательность высоких нисходящих тонов (High Falls) на всехакцентно выделенных слогах.В работах отечественных фонетистов [см., например, Соколова,Гинтовт et al.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее