Диссертация (Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических университетов республики Корея), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических университетов республики Корея". PDF-файл из архива "Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических университетов республики Корея", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Приложение В) (Габдулхаков, 1999: 13). В.А. Канке, рассуждая онепосредственной связи ценностей и целей, считает, что ценность по отношениюк цели есть её основание (Канке, 2003: 29).Таким образом, проявляя свое отношение к будущей профессии, студентопределяет отношение к уже существующему объекту – педагогическойпрофессии. Сложившаяся система ценностей направляет его выбор.
В процессеобучения эта система ценностей под влиянием определенных факторов можетнесколькоизмениться,выстраиваядлямолодогочеловекановыецелидальнейших действий. С другой стороны, система ценностей общества определяетаксиологический базис такого социального института, как педагогическое28образование, что относится ко второй функции ценностей. Мы согласны смнением Н.С. Розова (Розов, 1992: 22) о том, что развитие социальных институтов,к которым относится и образование, происходит через эволюционную (илиреволюционную) смену ценностей.К взаимоотношению социального и личностного в понимании ценностиобращается Д.А. Леонтьев (Леонтьев, 1996, 1997), который провел глубокийанализ понятия «ценность» в философии, социологии и психологии.Рассматривая понятие «ценности» в оппозиции «индивидуальное –надындивидуальное»,авторпризнаетсуществованиеобщечеловеческих,социальных и индивидуальных ценностей. Нам представляется важным егомнение о том, что социальные ценности отражают в себе основные чертыжизнедеятельности определенного социума в снятом виде.
Социальные ценноститрансцендентны индивидуальному сознанию и деятельности, автор считает ихпервичными по отношению к индивидуально-психологическим ценностнымобразованиям. Общечеловеческие ценности рассматриваются как некоторыеобщие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох,социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической икультурной принадлежности (Леонтьев, 1996: 19).При этом необходимо учитывать, что системы ценностей различныхобщностей (возрастной группы, этнической группы, языковой общности и т.д.)могут не совпадать. В свою очередь личностные ценности, представляявнутренний мир личности, отражают как динамические аспекты индивидуальногоопыта, так и инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта,присваемого индивидом.
Превращение социальной ценности в личностнуюпроисходит в процессе практической реализации данной ценности этойличностью вместе с группой (Леонтьев, 1996: 22-25). Проникая в суть проблемыпроисхождения личностных ценностей, Д.А. Леонтьев описывает следующиймеханизм их формирования: селекция, присвоение и ассимиляция индивидомсоциальныхценностейопосредуютсяегосоциальнойидентичностьюи29ценностями референтных для него малых контактных групп (семья, группасверстников), которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоениюценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей(Леонтьев, 1996: 35-44).Даннаяпозициявосходитккультурно-историческойтеорииЛ.С.Выготского, который считал, что «за всеми высшими функциями, ихотношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношениялюдей» (Выготский, 1983: 145).
Эту концепцию развивает П.В. Симонов, отмечая,что подлинное культурное наследие присуще человеку благодаря наличию у неговторой сигнальной системы действительности (Симонов, 1984: 84).Мы принимаем за основу позицию Д.А. Леонтьева, что индивидуальныеценности формируются на основе ценностей некой общности или общностей(национальныхценностей, ценностейпрофессиональнойгруппыит.п.).Соответственно можно выделить следующие группы ценностей, влияющие наценностное отношение будущих педагогов к своей профессии: система ценностейконкретного социума; система ценностей профессиональной группы педагогов;системаценностейсемьи;системаценностейсверстниковилидругойреферентной группы. Это подтверждает необходимость рассмотрения системыценностей южнокорейского общества и педагогических ценностей в системепрофессионального педагогического образования в РК.Однако следует учитывать тот факт, что «каждая исторически конкретнаяобщественная формация характеризуется специфической иерархией ценностей,которая выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.Ценностные системы трансформируются в историческом развитии общества»(Кирьякова, 1991:14).Ещёоднимважнымвопросомваксиологииявляетсяпроблемаформирования системы ценностей личности.
По мнению Е.А. Климова, должные(с позиции народа) ценностные представления надо активно и искуснокультивировать в сознании подрастающего человека как потенциального субъекта30труда, а не рассчитывать, что они сами «произрастут» в порядке вольногосамоопределения (Климов, 2001: 30). О.В. Степаненко прямо указывает на то, чтосистема ценностей учителя в наибольшей степени возникает как результат егоподготовки в педвузе (Степаненко: Интернет-ресурс).Р.Р.
Габдулхаков выделяет три уровня усвоения ценностей: метаиндивидный уровень – переход ценностей из состояния духовной жизни всегообщества; интер-индивидный уровень обмен духовными ценностями в процессеобщения двух и более индивидов; интра-индивидный уровень – присвоениедуховных ценностей конкретным индивидом, включение ценностей в структуруего сознания (Габдулхаков,1999: 18).Таким образом, мы полагаем, что система ценностей будущего учителяформируется либо корректируется в процессе профессионально-педагогическойподготовки в результате возникающих отношений между личностью будущегоучителя и других субъектов (родителей, ближайшего социального окружения,преподавателей, других студентов, администрации вуза и школы, общества).Система ценностей личности формируется в процессе интериоризации (селекции,присвоения и ассимиляции) системы ценностей различных групп.
Присвоениесоциальных ценностей происходит в процессе практической их реализации вдеятельности. Усвоение ценностей происходит на трёх уровнях: мета-индивидном,отражающем отношения личности будущего учителя и общества или природы;интер-индивидном, отражающем отношения личности будущего педагога игруппы преподавателей (администрации, группы студентов) и интра-индивидномуровне, отражающем отношения личности будущего педагога и преподавателя(студента).Ценности отражают образцы культуры определенного социума, поэтомусистема ценностей различных сообществ естественным образом различается.
Восновесистемыпрофессиональнойподготовкиучителейлежитсистемаценностей данного социума. Система профессиональных ценностей находитотражение в целях, содержании, методах профессиональной подготовки31специалистов, что формирует индивидуальную ценностную позицию будущегоучителя.Всвязисэтимнеобходиморассмотреть систему ценностейсовременного южнокорейского общества и ее отражение в целях, содержании,методах и технологиях профессиональной педагогической подготовке учителя вРК.1.3 Понятие «ценностное отношение» как одна из базовых категорийпедагогической аксиологииДля установления содержания понятия «ценностное отношение» важноопределить его место в системе аксиологических и педагогических категорий, чтоотражает требования системного подхода в научном исследовании (Блауберг,1973, 1977, 1978; Беспалько, 1989).
В педагогических исследованиях понятие«ценностное отношение» часто пересекается с категориями «ценностноесознание», «ценностная установка», «ценностные ориентации», «направленностьличности», «профессиональная направленность». Рассмотрение взаимосвязиданных понятий позволит соблюсти условия теоретического осмысления понятия«ценностное отношение», выделяемые Н.Л. Коршуновой, среди которых,«рассмотрение термина в контексте целостного представления об объектепедагогической действительности, учёт иерархии понятий об этом объекте вданном контексте на основании системного подхода к нему» (Коршунова, 1992:52).Л.В.
Вершинина указывает на связь категорий «ценностное сознание» и«ценностное отношение». Она отмечает, что ценностное сознание студентов,отражающее ценности, есть субъективный способ существования ценностныхотношений (Вершинина, 2007: 114). Н.Н. Павелко утверждает, что отношениечеловека к миру, людям, самому себе формируется на основе ценностного знания.Ценностное знание является основой развития и совершенствования субъективноэмоциональной стороны сознания (Павелко, 2004: 67).32Таким образом, с одной стороны, ценностное сознание определяетотношение человека к окружающей его действительности, с другой стороны,ценностные отношения существуют в ценностном сознании.Наиболее тесная связь у понятия «ценностное отношение» обнаруживаетсяс категорией «ценностные ориентации».
Изучением ценностных ориентацийличности занимались В.Г. Алексеева, В.П. Бездухов, А.В. Бездухов, А.М.Булынин, Н.А. Григорьева, А.В. Кирьякова, Г.П. Михеева, Н.Н. Павелко, Е.Г.Слободнюк, Е.Н. Шиянов и другие.На основе анализа различных подходов к пониманию понятия «ценностнаяориентация» в философии, психологии, социологии и педагогике Н.А. Григорьеваприходит к заключению, что оно смешивается с такими понятиями как«установка», «направленность», «отношение» (Григорьева, 2003: 6-23). Этосоздает определенные трудности в разграничении данных категорий.Существует два принципиальных подхода к пониманию категории«ценностная ориентация».
Согласно первому, ценностные ориентации – это некиеуже сформированные феномены в структуреличности. Тогда это понятиесближается с системой ценностей, как, например, у Р.С. Немова: «ценностныеориентации – это элементы социально-психологической структуры личности,представляющие собой систему ценностей этой личности» (Немов, Часть 1., 2003:306). В другом подходе ценностные ориентации раскрываются через понятия«отношение и установка», как, например, уН.Н.