Диссертация (Поэтика прозы Блеза Паскаля)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтика прозы Блеза Паскаля". PDF-файл из архива "Поэтика прозы Блеза Паскаля", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Нижегородский филиал федерального государственного автономногообразовательного учреждения высшего профессионального образования«Национальный исследовательский университет «Высшая школаэкономики»На правах рукописиКашлявик Кира ЮрьевнаПОЭТИКА ПРОЗЫ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора филологических наукНижний Новгород2015ОГЛАВЛЕНИЕВведение ……………………………………………………………… 5Глава I. «ПАСКАЛЕВСКИЙ ТЕКСТ» И ПОДХОДЫ К ЕГОИССЛЕДОВАНИЮ ………………………………………. 321.1 «Паскалевская традиция» …………………………………331.2 История «Мыслей» Паскаля: замысел, намерение автораи судьба черновиков …………………………………………441.3 Издания «Мыслей» ………………………………………..501.4 Подходы к исследованию «паскалевскому тексту» ……551.5 «Паскалевский текст» ……………………………………… 61Глава II.
ПАСКАЛЬ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ……………………….. 702.1 Историко-литературный контекст. Время Паскаля ……….712.2 Месторазвитие. Род Паскалей ……………………………… 782.3 Круг чтения Паскаля ………………………………………..902.4 Паскаль и Монтень …………………………………………. 932.5 Паскаль – переводчик Библии ……………………………..1102.6 Паскаль и музыка …………………………………………… 1162.7 Изображения Паскаля: маска, портрет, образ …………….. 1472.8 Становление авторского голоса: «Письмо господину игоспоже Перье в Клермон по случаю смерти господинаПаскаля-отца, скончавшегося в Париже 24 сентября1651» …………………………………………………………2160Глава III. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В «ПИСЬМАХ КПРОВИНЦИАЛУ» ………………………………………..1763.1 Теологический спор века: семантические и религиозныетопосы «янсенизма» ………………………………………...
1773.2 «Янсенизм» и литература …………………………………… 1893.3 Из истории создания «Писем к провинциалу» …………… 1923.4 Паскаль-литератор ………………………………………….1993.5 Имя и псевдонимы ………………………………………….2103.6 Жанровая природа «Писем к провинциалу» и поэтиказаглавия ……………………………………………………..2213.7 Тематика «Писем к провиницалу». Циклообразующийпринцип произведения …………………………………….2293.8 Персонажи «Писем к провинциалу» ……………………..2373.9 Стиль «Писем к провинциалу» ……………………………246Глава IV.
ПОЭТИКА «ПРЕРВАННОГО ТЕКСТА» «МЫСЛЕЙ» .. 2524.1 «Прерванный текст» ………………………………………… 2534.2 Жанр «Мыслей» ……………………………………………... 2554.3 Форма «прерванного текста». Техника «ядерного стиля» ... 2624.4 Архитектоника «Мыслей»: «порядок» и «беспорядок»…..2474.5 Стиль «Мыслей» на примере фрагмента «О трехпорядках» ……………………………………………………….2944.6 Фрагмент «О трех порядках» и его место в «Мыслях» …...29534.7 Тематика и структура фрагмента «О трех порядках» …….3064.8 Аналогия как композиционный принцип фрагмента «Отрех порядках»………………………………………………….3124.9 Математическая поэма «О трех порядках» ………………..3164.10 Поэтика «порядка» в «Мыслях» ………………………….3264.11 Основные тематические оппозиции «Мыслей» ………….3344.12 Слово в «Мыслях» …………………………………………350Заключение …………………………………………………………..354Список литературы …………………………………………………359Приложение ………………………………………………………….3884ВВЕДЕНИЕТворчество Блеза Паскаля (Blaise Pascal, 1623-1662), выдающегосяфизика и математика, неотделимо от литературной современностиФранции XVII века.
Масштаб эрудиции (теология, философия, музыка),участие в переводе Библии на французский язык, посещение АкадемииМерсенна и тяготение к салонной культуре позволяют рассмотретьтворчество Паскаля с разных точек зрения: религиозной, философской исобственно литературоведческой.Слово Паскаля в литературе XVII века видится как «готовое слово»риторической культуры, к которой Паскаль принадлежал по временисвоего рождения, и одновременно как свободное, прозаическое ипоэтическое.
Такое слово рождено самой культурой, оно существует в ееязыке и «ловит автора на пути к действительности»1.Французскиймыслитель–частьтогоинтеллектуального,культурного и метафизического единства, о котором он напряженноразмышляет в произведениях.Особое состояние слова осознано и описано Паскалем в «Мыслях», вчастности, во фрагменте «Геометрия. Светскость»2:L 513 / S 671 La vraie éloquence se moque de l’éloquence. La vraie morale semoque de la morale, c’est-à-dire que la morale du jugement se moque de lamorale de l’esprit, qui est sans règles.1Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи / С.С.
Аверинцев,М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов // Историческаяпоэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. П.А.Гринцер. – М.: Наследие. 1994. – С. 332.2Смотри: Pascal Bl. Article premier. Pensées sur l‘esprit et sur le style // Pascal Bl. Pensées.Texte établi par Léon Brunschvicg.
Présentation par D. Descotes. – P.: GF Flammarion,1976. – P. 49-59.5Car le jugement est celui à qui apprtient le sentiment, comme les sciencesappartiennent à l’esprit. Se moquer de la philosophie, c’est vraimentphilosopher3.L 513 / S 671 Геометрия. Светскость.Истинное красноречие смеется над красноречием. Истинная моральсмеется над моралью. Иначе говоря, мораль мудрости смеется надморалью рассудка, у которого нет законов.Ибо мудрость – это то, к чему чувство относится так же, какнауки относятся к рассудку.
Светский ум составляет часть мудрости, аматематический – часть рассудка.Смеяться над философией – это и есть философствовать понастоящему 4.Как видно из цитаты, в культурном языке самоистолкования Паскалянаучныезнанияихудожественность(поэтика)сближены:от«художественности» как двойственности, неоднозначности, нелинейности,алогичности намечается путь к преодолению риторического слова, котороевсегда пытается сохранить свою серьезность.Паскаль, не прошедший системы схоластического образования как,например, Декарт, все же «не выходит из-под действия риторики, ибо <…>риторика в таком обобщенном понимании не есть правило или суммаправил <…>.
Правила риторики можно нарушать, а можно их и не знатьвовсе», создавая риторически окрашенные тексты 5.3Sellier. Р. 1201.Паскаль Бл. Мысли / Бл. Паскаль. Пер. с франц. Ю.А. Гинзбург. Вступительная статьяи комментарии Ю.А. Гинзбург. – М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. – С.237.5Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи / С.С. Аверинцев,М.Л. Андреев, М.Л.
Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов // Историческаяпоэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред.П.А. Гринцер. – М.: Наследие, 1994. – С. 348-349.46Риторика на уровне бессознательного, автоматизм риторическогомышления встречаются в произведениях Паскаля с «непривычнымиотношениями», которые можно соотнести с приметами того стиля,«которымразрешаетсяРиторическое словоренессансиливырождаетсяренессанс»6.после ренессанса проявило себя в прерывистомречевом потоке, в котором развитие романного мышления спасает слово отовеществления, задаваясь вопросами: что такое история? что такое время?что такое личность? В начале бытования романного слова находятсяобразотворчество и гротескный реализм Рабле и опыты Монтеня7.
СловоПаскаля может быть вписано в этот ряд через смеховое слово «Писем кпровинциалу», где смысловая прерывистость обусловлена участием авторав мире своего произведения, а также через соположение фрагментов«Мыслей». В качестве примера таким вполне литературным словомобразом, широко вошедшим в европейскую литературу, является«мыслящий тростник»8.Для сравнения, вслед за А.В. Михайловым, можно привести примертворчества современника Паскаля протопопа Аввакума (1620-1682),который пользуясь «сложившимся и готовым» языком традиционнойкультуры, создает свой индивидуальный стиль. При этом творчествоогнепального протопопа попадает в «поле барочного резонанса, разделяя с678Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи / С.С.
Аверинцев,М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов // Историческаяпоэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред.П.А. Гринцер. – М.: Наследие, 1994. – С. 327-328.Бахтин М.М. Франсуа Рабле в истории реализма / М.М. Бахтин // Бахтин М.М.Собрание сочинений. Т. 4 (1). Редактор тома И.Л. Попова.
– М.: Языки славянскихкультур, 2008. – С. 16-17; – С. 40-49; – С. 56-65.Алташина В. Д. «Мыслящий тростник» в русской поэзии / В.Д. Алташина //Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. –СПб.: ГПА, 2012.7западной культурой самые общие принципы морально-риторическойэкзегезы»9.Пример творчества Аввакума Петрова может быть использован длявысветления типологии «антириторичности» слова Паскаля, котороеоткликается на спор римской школы риторики, поддержанной иезуитами,и школы красноречия французских ревнителей благочестия, защищавшихаттицизм, и одновременно содержит «такие разные сферы как геометрию,физику, право, теологию и философию»10.Сочетание риторического слова и свободного слова свойственно длялитературы Нового времени. Французское определение состояния прозыXVII века – «prose d‘art» («искусство прозы»), составленное по модели «laprose poétique» («поэтическая проза»), описывает тип письма через егосодержание.Имоперируютврассужденияхокрасноречии,обэпистолярном жанре, о сочинениях по истории, о моралистической ипроповеднической литературе, где проза предстает, прежде всего,«инструментом мысли»11, способным выразить духовные искания века.К образцам подобной прозы относят «Надгробные речи» и«Проповеди» Ж.-Б.
Боссюэ, «Введение в благочестивую жизнь» СвятогоФранциска Сальского, рассуждение «О трех порядках» из «Мыслей»Паскаля, сочинения «господ из Пор-Рояля». Как правило, эта проза неисключает наличия в ней лирического элемента и свободного слова12.9Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи / С.С. Аверинцев,М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов // Историческаяпоэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. П.А.Гринцер. – М.: Наследие, 1994. – С. 349; Кашлявик К.Ю.