Диссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии), страница 9

PDF-файл Диссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии), страница 9 Филология (29628): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии) - PDF, страница 9 (29628) -2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии". PDF-файл из архива "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Приэтом неклассические (новоприобретенные) интенции являются внеотрадиционализменепростодополнениемкисконно-традициональным установкам, но в определенной мере производны отних,раскрываютсякакреализацияглубинногопотенциалатрадиционального сознания, результат его исторической эволюции. Инвариантные(базовые)интенциитрадициональногосознания,составляющие философско-эстетическое ядро неотрадиционализма, –это онтологизм мировосприятия, презумпция благой осмысленностибытия,утверждениеобъективно-сверхличнойприродывысшихценностей, аксиологически мотивированная традициоцентричность,пафос ответственности и причастности всеобщему, логоцентричность ицентростремительностьмышления,солидаристское(«соборное»)понимание творчества, императив творческого «служения» высшему(сверхличному и абсолютному) началу.49Бройтман С.Н. Историческая поэтика.

М., 2004. С. 117-216.42 Неклассические свойства присущего неотрадиционализму творческогосознания, сообщающие ему статус принципиально новой (не имеющейаналогов в прошлых веках и эпохах) модификации традициональности,– это персонализм и историчность мировосприятия, принцип духовнойсуверенности художника, пафос индивидуальной свободы творческогопоиска, обращенность в будущее и открытость к новому, неприятиелюбых форм пассеизма, экзистенциальность, диалогичность, интерес кДругому, потребность в читательском сотворчестве, тяготение кинтерсубъективности,инспиративностииаллюзивностивсмыслообразовании. Взаимоотношениянового(рефлективным)традиционализматрадиционализмомсимеютклассическимдвоякийхарактер.Неотрадиционализм наследует базовые интенции последнего, ноотвергает(преодолевает)дискурсивности,присущийпроявляющийсявемуавторитарныйтяготениивысказываниятипкнормативности, регламентарности, дедуктивности, монологичности ит.п.«Нормативно-ролевой»(В.Тюпа)типдискурсивностипостулируется нами как акцидентный и исторически обусловленныйатрибут классического традиционализма, не отражающий напрямуюсущностногосодержаниятрадициональнойсистемыценностей.Рецидивное и в известном смысле рудиментарное бытие в литературеXXвека«нормативно-ролевой»типриторикипереживаетвхудожественной практике социалистического реализма и аналогичныхему регламентаристских практиках письма. Длянеотрадиционализмавнесубъективногоактуаленвосприятияпереходценностейкотнадличногоиинтерсубъективному(диалогическому) их восприятию, от априорного согласия к искомомуи совместными усилиями обретаемому согласию, от неавтономнойпричастности общему к автономной причастности миропорядку, отимперативногоирегулятивногомышлениякпроблемному,43эвристическомуипроективному,отаприорно-завершеннойисамотождественной картины мира к вероятностной, от авторитарнодекларативного стиля мышления к аллюзивно-инспиративному, отмонологических стратегий общения к коммуникативно-диалогическим. Исторически русский неотрадиционализм возник в противоборстве срадикальнымавангардомисоцреализмом,какпродуктивнаяальтернатива, с одной стороны, творческому произволу «уединенногосознания»и,с«нормативности»,другойстороны,нашедшей–новойвыражениепринудительнойвидеологическиангажированной словесности советского периода.

Однако в рамкахвсего XX века неотрадиционализм, как диалогический, свободноответственный тип мышления, может быть противопоставлен нетолько авангардизму и соцреализму (это исторически локальныйслучай), но и другим модификациям дивергентного и номативистскогоменталитета(поставангарду,постмодерну,новейшимформамидеологизма и дидактизма и т.п.). Неотрадициональный тип мышления может проявляться- на уровне общих аксиологических и философско-эстетических ориентацийписателя, выраженных более или менее декларативно и манифестарно;- как творческий принцип, обусловливающий художественные стратегии: вчастности,вмотивикеихудожественнойсимволикетекстов,впредпочтениях той иной «картины мира», в расстановке ценностныхакцентов, в художественной архитектонике произведения, в спецификесубъектности, в характере интертекстуальности и в коммуникативнориторических (дискурсных) особенностях письма. На уровне конкретных художественных стратегий неотрадициональнаятворческаяпроявляетсяориентация(конвергентноесознание),какправило,44- в стремлении к предельной универсализации субъекта литературноговысказыванияисмысловогопространстватекстаприсохранениииндивидуальной свободы и суверенности мировосприятия;- в стремлении к диалогической открытости художественного высказывания(предполагающей инспиративность и аллюзивность смыслообразования) принепременномпризнаниивысшей,абсолютнойивместестем«интерсубъективной» смысловой инстанции («нададресата», в терминологииМ.

Бахтина), способной в перспективе «большого времени» (М. Бахтин)рассудитьсамобытныхиментальнонетождественныхдругдругуучастников «диалога»;- в тяготении к освященным традицией универсалиям, архетипам и символам(стилистическим, образным, мотивным, сюжетным, тематическим), куниверсальным идеям и представлениям, которые, однако, не простодублируют и транслируют уже известные схемы, не просто повторяютизвестное «каноническое» миропонимание, но как бы заново его открывают,проецируя универсальное в область экзистенциального, эвристическипрокладывая новые пути из современного в вечное и из вечного висторическое, из неповторимой и единичной ситуации автора/героя квневременному и непреходящему ценностному универсуму. Неотрадиционализмкаккомплекстворческихинтенцийимеетвекторный характер; пересекается и сложно взаимодействует сдругими типами и модусами ориентации; на уровне художественныхстратегий может по-разному и в разной мере проявляться у различныхнеотрадиционально-ориентированных писателей, а также – у одного итого же писателя в разных его текстах и на разных этапах еготворческого пути. Неотрадиционализм не может рассматриваться как литературноенаправление, течение, школа, художественный метод или тип поэтики.Неотрадициональные интенции и стратегии могут проявляться упредставителей самых разных общностей, фракций и течений, поэтому45более целесообразно понимать неотрадиционализм как особый,сознательно абстрагируемый (в исследовательских целях) уровень илиаспект творческой ориентации, который можно квалифицировать какнеклассическую разновидность (модификацию) традиционального типатворческого сознания; как особый «вектор» (или «полюс») внеклассической парадигме творческого сознания; как особый комплексфилософско-эстетических интенций или, несколько упрощенно, – какособый тип философско-эстетической ориентации.

В силу того, что всеэти обозначения корректируют и уточняют друг друга, они могутиспользоваться в режиме теоретической взаимодополнительности. Причина, по которой неотрадиционализм никогда не был оформлен вопределенное течение или группировку с единой четкой доктриной, нетолько в том, что это сравнительно новый и исторически молодой типтворческого сознания, и не только в том, что личные ментальныетраектории писателей были подвержены колебаниям, но прежде всегопотому, что в силу своей принципиальной открытости, проективностиидиалогичностидоктринальнойнеотрадиционализм«завершенности»непротиворечивойидейнойинепредрасположеноформлению«платформы».вквидеСвоеобразиенеотрадиционализма не идеологично, а интенционно и векторно посвоей сути, т.е. проявляется больше в исходных устремлениях иориентациях, нежели в оформленных и закрепленных результатах. Неотрадиционализм как тип ценностной ориентации не связаннапрямуюнискакимиформамирелигиознойортодоксиииконфессиональности, однако генетически зиждется на эллинскохристианской основе, определяющей историческое своеобразие идуховное ядро русско-европейской цивилизации. Неотрадиционализм не обособляется и не замыкается в себе, апродолжает «диффузно» (О.

Клинг) взаимодействовать со смежнымитипами сознания, впитывая многое из их опыта.46Теоретическая и практическая значимостьПроведенное исследование позволяет более полно и точно определитьфилософско-эстетическую и художественную специфику той особой линииразвития неклассической отечественной словесности XX века, которая вравной мере альтернативна как фатальной несвободе доктринальнонормативистского искусства, так и безграничному произволу радикальноиндивидуалистического творчества. Это дает возможность теоретическипреодолеть крепко укоренившиеся представления о литературном процессеXX столетия как об истории непримиримого противоборства «архаистов» и«новаторов»,поборниковдуховнойответственностиисторонниковэстетической свободы.

Выполненное исследование создает условия дляпреодоленияупрощенныхдихотомическихмоделей,основанныхнапротивопоставлении взаимоисключающих явлений, позволяя увидеть ввершинных достижениях новейшей словесности сложный синтез нового ивечного, современного и вневременного, независимо-индивидуального исолидарно-ответственного.В диссертации вводится в научный оборот понятие «традициональноесознание»,использованиекоторогодаетвозможностьразрабатыватьпроблематику традиции вне тесной соотнесенности с ретроспективнопассеистическимиинтенциямитворческогомышления.Диссертацияспособствует легитимизации понятия «неотрадиционализм» в статусетеоретически разработанного литературоведческого термина, намечает новыеперспективы междисциплинарного углубления в теоретико-литературнойтрадициологии.Результатыпроведенногоисследованиямогутбытьиспользованы при разработке программ историко-литературных и теоретиколитературных учебных курсов и при написании вузовских и школьныхучебныхпособий,вразделах,посвященныхисторическойпоэтике,литературному процессу XX века и эволюции форм литературного сознания.Основные выводы и обобщения, сделанные в диссертации, создают47предпосылки для разработки существенно новой концепции отечественноголитературного процесса неклассического периода.Апробация результатов исследованияОсновные положения диссертации излагались в докладах на научныхконференциях в период с 2008 по 2014 год (в МГУ им.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее