Диссертация (793508), страница 78
Текст из файла (страница 78)
71), однако даже представители Конституционного Суда РФуказывают на необходимость предоставления возможности делегированиязаконодателю субъекта Российской Федерации права регулировать отдельныевопросы по предметам исключительного федерального ведения, в том числе попредмету гражданского права 842 .
Отсутствие внятной дискуссии по этойпроблеме и какого-либо продвижения в сторону признания наличия подобнойпотребности со стороны федерального законодателя ставит под сомнениевозможность более оперативного реагирования в регионах на определенныевызовы социально-экономического развития страны. В случае выработки иобоснования той или иной позиции по этому вопросу на уровне правовойполитики, хотя бы в долгосрочной перспективе, можно было бы ожидатьактивизации обсуждения затронутого вопроса на доктринальном уровне,формирования неких общих требований, которые позволили бы подготовленоподойти к принятию законодателем соответствующего решения.Средимногочисленныхсложностей,возникающихвпериодреформирования кодифицированных актов, которые в полной мере ощутили впоследние годы представители науки, практики, судейского сообщества,841Цит.
по: Диденко А.Г. Целевые ветви права / Гражданское право и современность.Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского / С.С. Алексеев, Ф.О. Богатырев,Б.А. Булаевский и др.; под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко; Институт законодательства исравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Статут, 2013 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».842Зорькин В.Д. Конституционный Суд и развитие гражданского права // Российский судья.2012. № 3.378субъекты гражданского оборота, Рене Кабрияк выделяет психологические итехнические трудности 843 .
Технические затруднения, которые могут бытьназваны содержательными, непосредственно связаны с наличием различных, анередко и противоречивых теоретических, доктринальных подходов. Так,несмотря на признание нормативного значения за Концепцией развитиягражданского законодательства, изначально указывалось, что далеко не все ееположения будут воплощены в законодательстве844.Отмеченное обстоятельство выразилось и в технических трудностяхпрохождения проекта изменений ГК РФ, разделенного на ряд отдельныхзаконопроектов, однако, на наш взгляд, не менее сложный характер имелиглубинные проблемы, обусловленные психологическим восприятием внесенныхизменений, нежеланием введения тех правовых конструкций, которыепредставляются чужеродными.
Значение нормативных актов, подобныхКонцепции развития гражданского законодательства, проявляется в ихнацеленностинаформированиеполитикичастногоправа,однакоигнорирование возникающих в законодательстве новых институтов, связанныхв том числе с цифровой экономикой, инновационным развитием страны,оказывает дестабилизирующее воздействие на признаваемость подобныхдокументов всеми заинтересованными лицами и законодателем, что являетсяещеоднойизпричинпостоянновозрастающейролигосударстваврегулировании гражданско-правовых отношений845.Экономика инновационного типа позволяет субъектам общественныхотношений использовать весь арсенал диспозитивных средств гражданскоправового регулирования, так как «в частном праве заложен колоссальный843Кабрияк Р.
Указ. соч. С. 201.Челышев М.Ю. Регуляторы в гражданско-правовой сфере: сущность правового явления //Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуман. науки. 2013. Том 155. Кн. 4. С. 193.845Интересно, что данная тенденция никак не связана с изменением гражданскогозаконодательства. Как пишет Г.М. Лановая, подобная особенность проявляется с точкизрения фактически наблюдаемых особенностей функционирования и тенденций развитиясовременного гражданского права.
См.: Лановая Г.М. Механизм действия гражданскогоправа: сущность и современные особенности // История государства и права. 2011. №16.844379потенциалсамопримененияпредпринимателями»846права,примененияегогражданами,. Развитие свободы договора, новых правовыхконструкций и механизмов определяется общей потребностью в «повышениисоциальной эффективности правовых норм - это поиски факторов и условий,которые с необходимостью гарантировали бы надлежащее исполнениеобязанностей их носителями»847, вне зависимости от типа экономического илитехнологического уклада.Все сказанное позволяет утверждать, что задачей правовой политики всфере частного права должна стать консолидация усилий законодателя иученых по разработке различных планов и прогнозов совершенствованиязаконодательства,нацеленногонаповышениестепениобъективноговоздействия правовых регуляторов.
Такое воздействие должно включать в себявсе сферы социально-экономического развития современного государства ифактически расширять межотраслевые связи гражданского права.В современных условиях роль законодателя в правотворческих процессахдолжна несколько отличаться от привычной позиции по увеличениюнормативного массива, в том числе путем внесения изменений и дополнений втолько что принятые законы. Законодатель должен проявлять большуюсдержанность в принятии новых норм, при этом активно взаимодействуя совсеми участниками законотворческого процесса, выявляя как можно большийобъем мнений и позиций, способствуя уже на данной стадии достижениюбаланса между интересами различных субъектов.846Яковлев В.Ф.
Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2012. С. 121.Ем В.С. К вопросу о понятии, содержании и сущности правовых обязанностей / Проблемыразвития частного права: Сборник статей к юбилею Владимира Саурсеевича Ема / отв. ред.Е.А. Суханов, Н.В. Козлова. М., 2011. С. 10.847380ЗаключениеВ условиях перехода к рыночным отношениям правовая доктринапозволила выйти российскому гражданскому праву на новый уровеньправоприменения, обобщить полученный опыт и вывести российское частноеправо на уровень сопоставимый с международными стандартами. Если принятьво внимание практически полное отсутствие соответствующих теоретическихисточников в начале 90-х годов XX века и сформированность правовогомышления у подавляющего числа юристов в рамках советской правовойсистемы, достигнутые на сегодняшний день результаты по созданию исовершенствованию гражданского права постсоветской России убедительносвидетельствуют о высокой жизнеспособности соответствующего разделароссийской науки .Юридическаядоктрина-результатпрофессиональнойнаучнойдеятельности, что свидетельствует о ее фундаментальном характере.Роль доктрины в частном праве России связана с созданием новоймировоззренческойосновыпониманиямеханизмачастноправовогорегулирования, объяснения трансформаций, происходящих в обществе иоказывающих влияние на развитие гражданского законодательства.Основное значение доктрины как основы для процесса примененияконкретных норм проявляется в формировании устойчивых поведенческихстереотипов, позволяющих сделать осознанный выбор той или иной правовойконструкции, правового средства или способа защиты права.
Именно черезправовуюследованиедоктринудогмеприобретенныхформируетсягражданскогоранеенаучныйправадоктринальныххарактерпроявляетсяустановках,правотворчества,ивследованииизменениекоторыхдопустимо лишь путем трансформации правосознания и правопониманиязначительной части профессиональных юристов и самого законодателя.При этом к настоящему времени не сложилось не только единогопонимания сущности правовой доктрины, выполняемых ею функций, ее места в381системе источников (форм) права, но и консенсуса по вопросу об общемвекторе выработки такого понимания.Необходимость унификации смыслового значения понятия «правоваядоктрина» определяется сближением правовых инструментов, различающихся взависимости от влияния романо-германской правовой семьи и правовойсистемыстранобщегоправа.Меняетсятрадиционныйхарактерпрофессионального правосознания юристов, формируемого во время обучения.Юристы постепенно утрачивают исключительную связь с той или инойправовой системой.В диссертации проведено разграничение функции юридической догмы наследующие группы.
К первой относятся функции, связанные с воздействиемсложившейся догмы на позитивное право в части «сигнального» действия,легитимации соответствующих общественных отношений. Вторая функцияможет быть определена как регулятивная (практикоориентированная), так каксвязана с функциональным назначением догмы права в форме воздействия напрактику. К третьей функции юридической догмы можно отнести влияние напроцесс формирования правового мышления, что определяет конфигурациюпрофессионального правосознания юристов.Сложившаяся в России традиция ориентирована на позитивистскийподход, который оказывал в течение длительного времени существенноевоздействие на формирование понятийного мышления юристов в отношениинорм позитивного права.
Вместе с тем, развитие теории права приводит красширению используемых правовых парадигм – плюрализму учений о природеправа. Активно развиваются иные научные течения, отличные от позитивизма,иданноеобстоятельствовноситопределенныйдисбалансмеждутеоретическими и отраслевыми течениями в исследованиях доктринальногохарактера, так как единой теоретико-методологической основы проведенияисследований в области частного права не существует.В работе выявлена настоятельная потребность определения юридическогозначения государственных программ стратегического развития отдельных382отраслейсоциально-экономического,Государственнойпланирования,программойсодержащийинновационногоявляетсякомплексразвитиядокументстраны.стратегическогопланируемыхмероприятий,взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам,и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамкахреализации ключевых государственных функций достижение приоритетов ицелей государственной политики, в той сфере, в которой программа принята.
Вотсутствие легального определения статуса таких документов они не имеютнепосредственной связи с догмой права.Выявлена связь между доктриной и судебным прецедентом. В некоторыхслучаяхсудебныйпрецедентстановитсяисточником(основанием)возникновения доктрины. Наиболее характерным такой способ появленияправовой доктрины является для правовых систем стран общего права.Рассмотрение видов источников гражданского права должно опираться наопределенную парадигму правового сознания исследователя. Несмотря наприоритетзаконавсистемеисточниковправа,преодолетьпроблемупробельности в современном законотворчестве не удается. Именно этообстоятельствопозволяетобосновыватьутверждениеотом,чтоцивилистическая догматика в большей степени, чем другие, направлена напреодоление принципиальной пробельности гражданского права.