Диссертация (793221), страница 14
Текст из файла (страница 14)
И если народ решил, что истина находится в вине, то он вступил впротиворечие с исламом3.Любой совершеннолетний мусульманин, согласно религиозному долгу,имел право принять участие в формировании шуры4, в состав которойвходили не только наиболее видные религиозные деятели, но исветскиеученые. Все кандидаты в шуру должны отличаться праведностью, хорошимобразованием и занимать активную жизненную позицию.
Согласнотребованиям Корана5, ведущее место среди членов уммы должносправедливость и вернет утраченные права потомкам пророка. См.:(Энциклопедический словарь). – М., 1991 С. 531 См.: Аль-Бахнасави Салим. Демократия и народный суверенитет в Исламе //Современная мысль. – № 7–8 (77).
июль–август 2004 – С.2 Коран 3:159.3 Коран 33:364 Абд аль-Кадир А. Ан-Низам ас-сиясий филь-ислям. – б.м., б.г. – С. 110–111.5 Коран 9:19.Ислам66принадлежатьименножертвенно-пассионарным,активно-творческим,интеллектуально развитым личностям, а не тем, кто богаче других. Следуетотметить, что роль ученых в работе шуры носила по-настоящему важныйхарактер 1.
Именно на них, более чем на других, возлагалась ответственностьза будущее общины и им предоставлялась возможность выступать в качествепостоянных консультантов представителей власти, да и самого общества,следя за точным выполнением всеми требований Шариата.Организационно-управленческая близость шуры как политическогоинститута русскому собору, особенно когда он при Иване Грозном в 15471566 гг. приобрел статус государственного учреждения и стал называтьсяЗемским, может быть выявлена еще по одному параметру. Подобно собору,шура может быть составлена как путем избрания, так и кооптированияпредставителей от различных групп населения.
Каких-либо ограничений наданный счет ислам не подразумевает и будет ошибкой думать, что исламразрешает переход всей полноты политической власти в руки духовенства.Такого рода клерикализм в данном идеологическом контексте неприемлем,что видно из многих аятов Корана2. В исламской политической мыслиналичиеподобногоинститута,какшура,предполагаетактивнуюуправленческую деятельность, плюрализм мнений и соответствующиеполитические процедуры, возникающие в ходе столкновения разныхинтересов по поводу власти.Теперь, для более полного уяснения того, как теория отражается вдеятельности исламской политической системы, способной расположить всвою пользу государственную власть и оппозицию Древней Руси и России,следует обратиться к тому, как религиозно-политическая мысль исламатрактовала такие понятия как «умма», «джамаат», «ахд» (договор) и«джихад».
Умма понималась как цельное мировое религиозное иполитическое сообщество мусульман. Одна из первостепенных задач халифа12Коран. 16:43, 39:9.Коран. 9:31–35, 3:78.67сводилась к его умению олицетворять религиозно-политический иэкономический суверенитет уммы, борясь за укрепление мусульманскогомира. А умма в свою очередь наделяла халифа правом осуществлятьпринуждение, наказывать и применять насилие, не проводя теоретическогоразграниченияполитическимимежду,такфункцияминазываемыми,отлюдейгосударственнымивпользуикорпорациипрофессиональных политиков, хотя на практике это редко соблюдалось.Тем не менее, религиозно-политическая теория определила характеруммы в общей системе управления как надтерриториальной общины,наделенной признаками государства, представляющей собой единыйсоциальный организм, несущий перед Богом коллективную ответственностьза выполнение возложенных на него обязательств.
К нему принадлежитткаждый мусульманин по праву веры, и деление по национальному, расовомуили иному признаку в нем запрещено 1. Единственный критерий отличия –праведность 2. Но если национально-исторические обычаи того или иногонарода не противоречили нравственным установкам веры, то ониразрешались и не преследовались как пережиток языческого бескультурия вполитической или социальной сфере.Учитывая данный фактор, русские сторонники соборного управлениявполне имели шанс рассчитывать на его сохранение в качестве главногополитического института.
Более того, они даже могли возглавить соборноеуправление страной как первые русские мусульмане, если бы сумели встатьво главе Древней Руси и взять курс на сближение с Волжской Булгарией.Приемлемость этого направления оправдывается тем, что Рюриковичирассматривали себя в качестве единой политической общины, во владениикоторой находится вся русская земля. Поэтому соборное управление в видекняжеских съездов и советов для них было столь же естественно, как и длямусульман.
В этом случае Древняя Русь, не меняя качественно сложившейся12Абу Дауд. Суннан. – Стамбул, 1992 С. 33.Коран. 49:13.68политической системы и носителей власти внутри нее, могла стать одним изджамаатов, т.е. самоуправляющимся религиозно-политическим союзом иисламской общиной, внутри которой осуществлялась бы их верховнаявласть. Ведь умма как социально-политический институт включает в себядочерние подразделения, именуемые джамаатами, входящими в ее общеесинтезирующее идеологическое и духовное пространство. Если, в силуопределенных обстоятельств, в джаммате усиливалась политическаясоставляющая,скажем,связаннаясвнешней угрозой,требующеймобилизовать народ на отпор врагу и превратить всех его членов в единыйвоенный лагерь, в нем могли включиться механизмы управления непредставительной, а прямой демократии, подобной русской общине.ПохожееполитическоеобразованиесложилосьвМедине поинициативе пророка Мухаммеда.
Оно почти не походило ни на один типсредневекового или современного государства, описываемого в качествеэталона современными западными специалистами. Вся система отношениймежду носителем власти и общиной в нем строилась на договорной основе,обозначаемой термином «ахд», что соответствовало положениям Корана1.Он требовал, чтобы вся система управления и ее правила понимались каквидобщественногодоговора,создающийусловиямаксимальнойбалансировки между личными и общественными интересами2. Если мывспомнимисториюпризванияваряжскойдинастииРюриковичейновгородцами в 862 г., то увидим, что уже с того времени ее легитимностьопределялась в первую очередь общественным договором, похожим на тот,что был заключен между жителями Ясриба (Медины) и пророкомМухаммедом.Интересно, что, согласно исламской социально-политической теории,даже если мусульмане составляли явное меньшинство во власти и вобществе, все равно были обязаны рассматривать себя в качестве составной12Коран.
8:58.Основные положения социальной концепции Совета муфтиев России. – М., 2001 С. 31.69части уммы и малым джамаатом, имея своих политических руководителей.Значит, если сведения о принятии ислама некоторыми представителямирусской знати и общества верны, то мы можем утверждать, что уже вдомонгольский период в Древней Руси сложились эти два института сосвойственным их властным интересам политическим учением, отражавшим,изложенные выше ценностно-целевые положения.
Русский джамаат не могжить обособленно от общей исламской уммы и обязательно должен былбыть связан с каким-либо государством, которым, скорее всего, могла бытьименно Волжская Булгария. Выступая в роли религиозно-политическогопатрона, она должна определять не только выбор политического учения, нои характер всей политической жизни русского джамаата, который былобязан в первую очередь действовать в ее интересах, а не православнойвласти русского государства.Характер этих действий должен быть подчинен одному из важнейшихтеоретических положений ислама, обозначенному понятием «джихад».
Онявляется основной функцией и задачей уммы. Смысл данного понятияможно перевести как «старание, усердие» и «борьба», направленная нараспространение и утверждение ислама как внутри общины мусульман, таки во внешнем мире. Исследуя эту тему, М. Кадури обратил внимание нанравственнуюспецификуджихада,требующуюотмусульманинамаксимального приложения своих творческих сил в деле распространениясвоей веры во всем мире1.Можно сказать, это была главнаявнешнеполитическая задачамусульманской власти и каждого члена мусульманской общины. Джихад,согласно приведенному нами свидетельству Муххамада Ауфи, сталрешающей причиной, побудившей некоторых русских князей перейти вислам.