Диссертация (793221), страница 11
Текст из файла (страница 11)
С их помощью выявляется зависимость политикиот социальной структуры страны и проходящих в ней процессов. Здесьглавноевниманиеакцентируетсянавыявленииобусловленностирелигиозно-политических учений социальными процессами и их причинами.В технологическом плане эти методы представляют собой конкретносоциологические процедуры. Их цель заключается в объединении исистематизации собранных первичных данных. Для этого в данной работетможно использовать изучение и анализ политических документов,различных религиозных и нормативно-правовых сборников, выступлений,заявлений,носовершенноневозможноопиратьсяна социальныйэксперимент.В силу того, что политология как наука вышла из недр социологии, намнельзя забывать и о методах прикладной политологии.
Именно онаобогатила политический анализ институциональным методом. Сегодняновый институционализм, в отличие от традиционного, больше ориентируетнас на исследование самостоятельной роли политических институтов и тех,кто их возглавляет в борьбе за власть. Он выписывает их формальные инеформальные структуры, а также последствия их деятельности по захвату,удержанию или сотрудничеству с властью. Из социологии к нам пришел иполитологический метод, сочетающий в себе целый набор приемов испособов исследования политики с помощью сравнительной оценки. К нему,наряду с методом моделирования и прогнозирования, мы обратимся впоследней главе данной диссертации.Так как выработка политических учений отражает не только системуценностей и целей, но и демонстрирует психологические особенности ихавторов и тех, кто идет за ними, нельзя обойтись без обращения кпсихологии.Ведьименноонаобогатилаполитическийанализ52психологическим и бихевиористским методами.
С опорой на них намудастся разглядеть меняющиеся нравственно-психологические особенностисоздателей и последователей политических учений ислама и российскойвласти, объединенной общими государственными интересами. Из точныхнаук, пришедших в политологию, главным образом, можно опереться натеорию информации, теорию принятия решений и кибернетическоемоделирование, ведь именно оно было использовано при составлении схемыполитической системы общества, в рамки которой вошли культурноидеологическая и нормативно-правовая подсистемы. Они отразили черезпрямые и обратные связи характер влияния политических учений напрактику властных интересов и отношений.Из естественных наук, пожалуй, полезно взять только два метода.
Этоорганистический метод, частично встроенный во многие религиознополитические учения древности, средневековья, Нового и Новейшеговремени, не исключая исламские представления о государстве и обществе. Атакже использование первого закона Ньютона, через который исследовательможет рассматривать противоборство правящих и оппозиционных учений иинститутов.Исходя из приведенных рассуждений, делается вывод, согласнокоторому изучение любых религиозно-политических учений применительнок государственным интересам власти, не только России, но и всего мира,должно проводиться с обязательным учетом всеми исследователямисоциального пространства терминологического единства.
Нельзя забывать,чтополитическаянаука носит интегративный характер и потомуиспользование самого широкого спектра научных методов позволяетполучить наиболее достоверный результат, что в полной мере относится и кобласти изучения политических учений ислама, взятых в разное время навооружение представителями господствующей политической силы иоппозиции в России.53ГЛАВА 2ОЦЕНКА СПЕЦИФИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИПОЛИТИЧЕКИХ УЧЕНИЙ ИСЛАМА ПРИМЕНИТЕЛЬНО КРОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ2.1 Особенности становления политических учений ислама в контекстеизменения государственных интересов российской властиВ начале 90-х годов ХХ в.
встал вопрос о выживании России каксуверенного государства, культурно-историческую основу которого долженсоставлять национальный положительный опыт политического управления.Отличительной чертой этого опыта является толерантное отношение кВостоку и решительное неприятие Запада, заставившее возвести против него«железный занавес» 1. Его главные положения были сформулированыгосподствующей религиозно-политической мыслью Древней Руси вскорепосле принятия православия в 988 г. Они стали одной из основгосударственнойидеологии,поддерживаемойправящейдинастиейРюриковичей вплоть до конца XVI в., что и было зафиксировано в целомряде письменных памятников, начиная с конца Х столетия2.По этой причине само понятие «немцы» (немые), т.е. люди, неслышащие и не понимающие язык Бога, с этого времени приняло сугубополитизированный идеологический характер.
Им стали обозначать неносителей исламской системы ценностей, а только представителей западногоромано-германского мира, казалось бы, весьма близкого русским людям неСм.: Асонов Н.В. Ярослав Мудрый: святой правитель или первый западник на троне? //Социально-гуманитарные знания. 2016 №52 См.: Устав св. Владимира // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1 М.:Юридическая литература, 1984; Слово о Законе и Благодати // Памятники литературыДревней Руси.
Вып. 12 М.: Художественная литература, 1994; Феодосий Печерский.Слово о вере христианской и латинской // Приложение. Митрополит Макарий (Булгаков)История Русской Церкви. Кн. 2 М.: Изд-е Валаамского м-ря, 1995; «Стязание с латиною»митрополита Георгия // Приложение. Митрополит Макарий (Булгаков) История РусскойЦеркви. Кн.
2 М.: Изд-е Валаамского м-ря, 1995; Житие Александра Невского //Изборник. М.: Художественная литература, 1969; Поветь о новгородском белом клобуке.154только по вере и крови, но и по языку. В письменных источниках ДревнейРуси вплоть до конца XV в. стали упоминаться свейские (шведские),англянские (английские), фряжские (итальянские), гишпанские (испанские)и франкские (французские) немцы и «украины Немецкие» 1.При этом можно наблюдать отсутствие аналогичного негативногоотношения к язычникам и мусульманским народам.
С ними русские людипознакомились еще в VIII-X вв. Они охотно посещали страны исламскогомира, особенно ближайшую к ним Волжскую Булгарию (современныйТатарстан)2. Более того, Ал-Марвази указывает на желание русских князейна рубеже X-XI вв. отказаться от православия и принять ислам. Согласно егосвидетельству, с этой целью было направлено посольство в Хорезм, а оттудаприглашены учителя, «чтобы обратить в ислам»3. А Муххамад Ауфи дажеговорит о том, что какие-то русские князья и их подданные вскоре послепринятия христианства «почувствовали склонность к религии ислама исделались мусульманами» 4.
Повествуя о походах князя Святослава наВосток в 968-969 гг., средневековые авторы обратили внимание на характерего политики с учетом религиозного аспекта. Так, покорив иудейскуюХазарию, которой «служили и платили дань» 5 мусульмане булгары, онуничтожил ее как государство и даже включил наиболее важные земли хазар// Памятники литературы Древней Руси. Вып. 7 М.: Художественная литература, 1986 идр.1 Русский хронограф. Полное собрание русских детописей. Т.
XXII. – М.: Языкиславянских культур, 2005 С. 227, 535.2 См.: Ал-Балазури. Книга завоеваний стран // Древняя Русь в свете зарубежныхисточников. Т.3. Восточные источники. М.: Русский Фонд Содействия Образованию иНауке, 2009; Ибн Русте. Книга дорогих ценностей. Там же; Ибн Фадлан. Рисала(Записки). Там же; Ал-Истархи. Книга путей и стран. Там же; Ал-Мукаддаи (Макдиси)Пределы мира от Востока к Западу. Там же.3 См.: Ал-Марвази. Природа животных. // Древняя Русь в свете зарубежных источников.Т.3.
Восточные источники. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009 С.60-61.4 См.: Муххамад Ауфи. Сборные рассказы и блестящие предания // Древняя Русь в светезарубежных источников. Т.3. Восточные источники. М.: Русский Фонд СодействияОбразованию и Науке, 2009 С. 62.5 Ответное письмо хазарского царя Иосифа. Протранная редакция. // Древняя Русь всвете зарубежных источников. Т.3. Восточные источники.
М.: Русский Фонд СодействияОбразованию и Науке, 2009 С. 204.55в состав Древней Руси1. Между тем, в отношении булгар этого непроизошло. Овладев Булгаром, являвшимся, судя по источникам, опорнымпунктом хазар в этой земле, Святослав не стал лишать ее жителейнезависимости и принуждать к уплате дани2. Можно сказать, он освободилВолжскую Булгарию от хазарского религиозно-политического гнета,установив с ней мирные добрососедские отношения.О тяготении государственной власти Руси к исламу и категорическомнеприятии иудаизма и западного христианства сообщает нам также Поветьвременных лет, составленная в начале XII в.
Например, говоря о выбореверы,состоявшемсяв988г.,ееавторыохотноподчеркивалипервоначальный интерес князя Владимира именно к исламу. Но егосоветники убедили принять православие, с которым связала свою жизньбабка Владимира княгиня Ольга и с которым они познакомились вКонстантинополе, поразившись обрядовой стороной богослужения3.Ксожалению,информацииописьменныехарактереисточникине сохранилирелигиозно-политическихученийникакойислама,попавших в поле государственных интересов некоторых представителейправящей на Руси династии. Можно только предположить, используякосвенные данные, что в эпоху средневековья в кругах знати и рядовыхграждан суннитское направление ислама было значительно лучше известно,нежели шиитское.
Это объясняется географической близостью ВолжскойБулгарии, исповедующей с начала Х в. суннитский толк ислама, иподдерживающей прочные религиозные связи с Хорезмом4, а такженаличием обширных торговых контактов Руси с арабским миром.Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. Полноесобрание русских летописей. Т. IХ. – М.: Языки славянских культур, 2000 С. 31.2 См.: Ибн Хаукал Книга путей и стран. 1.6.2.4; 1.6.2.9.
// Древняя Русь в светезарубежных источников. Т.3. Восточные источники. М.: Русский Фонд СодействияОбразованию и Науке, 2009 С. 88, 92-93.3 См.: Лаврентьевская летопись. Полное собрание русских летописей. Т.1. - М.: Языкирусской культуры, 1997 Спб. 106-108.4 См.: История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе / под ред. АлмазовойЛ.И., Идиятуллиной Г.Г., Хайрутдинова А.Г. Казань, КГУ, 2015 С. 92-93.156Утвердившие с конца XI в. свою гегемонию на Ближнем Востоке тюркисельджуки тоже были суннитами. Территория Черноморского бассейна, ккоторому в этот период принадлежала Древняя Русь, оставалась главнойконтактной зоной двух цивилизаций.