ВКР 21.06.17 Калюжный ред. (1194122), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Сегодня мир сталкивается с большим количеством проблем, которые угрожают нашему выживанию на этой планете. Безусловно, не все страны мира в равной степени пострадали от проблем, которые занимают место среди самых серьезных угроз для человечества: высокий уровень безработицы, бедность, низкий уровень образования, плохой технологический уровень развития, дискриминация по признаку пола, этнического и религиозного неравенства и высокий уровень коррупции.
Кроме того, нехватка финансовых ресурсов, несостоятельность экономики, нехватка природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и политическая нестабильность во многих странах мира создают более чем достаточную угрозу, чтобы заставить нас решать эти вопросы серьезно. Трудно утверждать, какая из указанных проблем является наиболее важной и ставит под угрозу глобальный мир наиболее серьезно, из-за их взаимосвязи и взаимозависимости. Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть проблемы недостаточного образования и коррупции, поскольку они имеют крайне негативные эффекты на выживание и развитие многих стран.
Эти вопросы в основном связаны со странами с переходной экономикой и развивающимися регионами мира. Тем не менее, во многих развитых странах присутствует коррупция в образовании. Коррупция прочно вошла в эту область и серьезно ставит под угрозу школы и университеты. Коррупция в секторе образования может быть определена, как «систематическое использование служебного положения в личных интересах, чье влияние значительно зависит от наличия и качества образовательных товаров и услуг, а также, оказывает влияние на доступ, качество и справедливость в образовании» [38, с. 67-69]. К сожалению, очень мало исследований было проведено в отношении коррупции в сфере образования.
Более чем когда-либо учебные заведения стали ориентироваться на получение прибыли в их борьбе за выживание, пренебрегая своей основной функцией – обучать качественно и надлежаще.
Таким образом, мы видим, что учебные заведения появляются не системно, предлагая те же или аналогичные учебные программы для того, чтобы привлечь как можно большее число студентов, а не учебные программы, которые направлены на структуру и потребность рынка труда, как на национальном, так и региональном уровне или на глобальном. Коррумпирование высшего образования растет быстрее, чем финансирование возможностей, достигая критическую стадию, когда нехватка ресурсов привела к резкому снижению качества обучения. Другими словами, в университетах России, количество угрожает качеству. Кроме того, есть много поддельных университетов, некоторые из которых рекламируют в международной прессе, распространяют информацию, рассылки, спам и занимают высокое место в списках поисковых систем.
Мы также можем видеть, что бакалаврский диплом, магистерские и докторские диссертации можно приобрести по довольно низким ценам через Интернет, что принижает важность и смысл образования. Соответственно, дипломы деградируют из-за подобной гиперпродукции и недостаточных знаний и компетентности студентов. Ясно, что эта гиперпродукция дипломов не может решить проблему недостаточного уровня образования населения во многих странах мира, и не может искусственно поднять уровень грамотности нации.
Люди не задумываются о большом количестве коррупционных преступлений в сфере образования, как в частном, так и в государственном секторе. При этом существует коррупция во всех ее формах – фаворитизм, кумовство, взяточничество в сфере образования [45, с. 29-33].
Коррупция встречается среди многих сфер общественных отношений – от политики на государственном уровне, до поставщиков образования на школьном уровне, таких, как учителя и директоры школ. Коррупционная практика в сфере образования может включать в себя взятки, незаконные сборы за прием и экзамены, экзаменационные мошенничества, льготные рекламные акции, репетиторство, чтобы покрыть учебную программу, необходимую для прохождения обязательных экзаменов и которые должны были преподаваться. Незаконная практика закупок учебников, предоставление еды и инфраструктуры, контрактов и другие подобные действия противозаконны.
Педагоги отмечают, что те студенты, которые обучаются в коррумпированных системах, не могут получить навыки, необходимые, чтобы воспользоваться имеющимися возможностями и способствовать экономическому и социальному развитию.
Третий эффект может быть добавлен в этот список: влияние коррупции на основные ценности и этику в годы становления жизни молодых людей. Коррупция в сфере образования может подорвать основные ценности целого поколения в отношении ответственности, личной ответственности и добросовестности, как представляется, было сделано на примере конфессиональных школ в начале 1960-х годов. Коррупция может также повлиять на результаты обучения. Страны с более высоким уровнем коррупции, как правило, имеют более высокие показатели отсева.
Способ свести к минимуму коррупцию, например, ввести в действие проверки и систему противовесов, осуществляя по своему усмотрению проверку учителей или принципалов (родителей). Прозрачный процесс принятия решения и эффективный мониторинг для обеспечения ответственности со стороны каждого учителя или руководителя необходимы. Отношения, которые могут привести к неравному балансу сил между поставщиком услуг (школами и ее соответствующим органом) и его получателем должны иметь механизмы мониторинга. Это отсутствие подотчетности способствует коррупции в различных ее формах. Плохие отношения могут быть усилены контактом между учащимися (и их родителями) и директором [23, с. 56-58].
Исследуя проблему распространения и влияния коррупции на современное российское образование, мы проанализируем, как с этим сталкиваются абитуриенты, студенты и их родители; как коррупция охватывает систему образования. Есть определенный фундамент, на котором строится коррупция, то есть строится шаг за шагом и редко встречает какие-либо препятствия на своем пути, так как это выгодно и взяткодателю и взяткополучателю. Получая взятку, большинство людей осведомлены о слабом законодательстве нашей страны и уже знают все пути «обхода».
Следующим элементом данного фундамента является слабое доверие к нашим правоохранительным органам, так как люди не верят в результаты борьбы с взяточничеством и вымогательством [38, с. 43].
Кроме того, нельзя забывать о специфике административного контроля в учебных заведениях, когда наказания проводятся в виде одноразовых, а не систематических акций, то есть пропадает всякий страх нести ответственность «пока не возьмут за руку». То есть руководители учебных заведений при отчете о проведении профилактических мероприятий по проблемам коррупции пускают в большинстве случаев «пыль в глаза», показывая, какая благоприятная обстановка сложилась в ВУЗе.
С коррупцией сталкивается любое государство, но не каждое может с ней справиться, хотя об опыте удачной борьбы уже было сказано выше, при анализе политики ведущих стран в сфере образования. Любое государство (даже самое демократическое и рыночное) неизменно порождает тысячи возможностей для расцвета «классических коррупционных очагов».
Чиновник же – личность, как правило, слабая, нередко жадная, готовая разменять свои властные полномочия на некоторое количество денежных средств, что и позволяет вывести его на чистую воду. Чем выше место чиновника в бюрократической вертикали, тем больше он сможет заработать, продавая свои специфические услуги [41, с. 59].
В приемных комиссиях ВУЗов надеются, что к ним придут сознательные, думающие на перспективу абитуриенты, имеющие не только большой багаж знаний, но и твердо решившие посвятить свою жизнь раз и навсегда избранной профессии, особенно той, которая на рынке труда особенно востребована.
К сожалению, на практике получается не всегда так. Кто-то идет, чтобы поставить «галочку» о наличии высшего образования, кто-то по совету родителей, не имея в дальнейшем планов работать в этой сфере, а есть категория граждан, которые хотят получить профессию, но либо не желают учиться, либо стараются получить диплом, если говорить простым языком, «попроще». Отсюда и идут нити коррупции.
Круг явлений, которые могут быть охвачены понятием «теневые экономические отношения в сфере высшего образования» выглядит следующим образом:
-
поступление в ВУЗы на бюджетные места с использованием социального капитала: через друзей, знакомых, родственников, что подразумевает ответное предоставление каких-либо благ или услуг;
-
поступление посредством прямой взятки;
-
получение зачета, экзамена, учебной практики за деньги (сувенир, подарок);
-
покупка реферата, курсовой работы, дипломной работы;
-
репетиторство преподавателей того ВУЗа, где учатся студенты, как скрытая форма получения взятки.
Система школы, которая свободна от коррупции, характеризуются следующим:
-
равенство доступа к образовательным возможностям;
-
справедливость в распределении учебных программ и материалов;
-
честность и прозрачность в критериях отбора на более высокую и специальную подготовку;
-
корректность в аккредитации, в которых все учреждения оцениваются профессиональными стандартами в равной степени, в прикладной и открытой формах для общественности;
-
корректность в приобретении образовательных товаров и услуг;
-
поддержание профессиональных стандартов поведения со стороны тех, кто руководит учебными заведениями, и преподавателей, будь то государственные или частные [60, с. 120-128].
Некоторые относятся к коррупции, как если бы это была унитарная концепция. Однако это гораздо сложнее, чем многие понимают. Столь широкая коррупция в сфере образования не может быть определена без дифференцирования одного типа от другого.
Педагоги иногда утверждают, что определенные виды тестов и методов отбора «лучше», чем другие. Например, некоторые могут возразить, что эссе, вопросы или устные экзамены лучше, чем тестовые вопросы. Такого рода дискуссии не приводят ни к чему хорошему. Три принципа помогают определить выбор соответствующих методов отбора:
1) доступные ресурсы;
2) материально-технические проблемы;
3) уровень общественной ответственности [66, с. 79].
В 2014-2015 годах Хабаровским следственным отделом Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 31 уголовное дело в отношении студентов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования по ст. 291 УК РФ – дача взятки (16 из них за 9 месяцев 2015 года). В 2014-2015 годах вынесено 15 обвинительных приговоров по делам о даче взяток, из них 10 за 9 месяцев 2015 года. 15 дел направлены в суд, и находятся на рассмотрении, по одному делу продолжается расследование.
По фактам получения взятки и служебному подлогу в отношении должностного лица образовательного учреждения в 2014 году возбуждено 1 уголовное дело, которое уже рассмотрено судом и по нему вынесен обвинительный приговор. В настоящее время также ведется расследование по 28 эпизодам взяточничества лица, получавшего от студентов вознаграждения за проставление оценок без сдачи зачетов и экзаменов под видом «посредника» в передаче взяток (уголовные дела возбуждены в 2014 и 2015 годах и соединены в одно производство).
Естественно, не все преподаватели являются коррумпированными, но у студентов складывается типичная картина в голове, на примере остальных, что можно «купить» любого человека. По оценкам экспертов, ежегодно в коррупционных схемах задействовано около 5,5 миллиардов рублей.
Исходя из всего этого, можно ответить на вопрос, почему студенты, абитуриенты и их родители идут на серьезные капиталовложения при поступлении и учебе в ВУЗах – благо, ценность, которая в будущем должна быть выражена в материальной прибыли, т.е. подразумевается денежный эквивалент. Осознанный выбор вступления в коррупционные отношения, который совершает студент, преодолевая препятствия по ходу учебы, может трактоваться как успешный способ достижения цели, а не вынужденная мера, которая спровоцирована «голодным преподавателем».
Среди студентов 1-4 курсов ведущих университетов г. Хабаровска, был проведен анонимный социологический опрос на тему «Коррупция в высшем образовании» (Приложение 1). В опросе приняли участие 100 человек.
Целями исследования были:
-
оценка уровня коррупции;
-
определение процентной доли учащихся, готовых дать взятку;
-
анализ мнения учащихся о методах борьбы с коррупцией, а также по основным вопросам коррупции.
В ходе исследования учащимся было предложено выбрать, что они понимают под термином «коррупция». Подавляющее большинство опрошенных (75 процентов) отметили коррупцию как «взяточничество», 55 процентов выбрали, что это «использование должностного положения в личных, корыстных интересах», примерно каждый третий отметил, что это «вымогательство» (Приложение 2).