ВКР 21.06.17 Калюжный ред. (1194122), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Характерной чертой законодательства США является также то, что федеральное законодательство США не придает значение тому, за какие действия получается взятка, уголовные кодексы: штатов делят состав получения взятки на три степени, отличающиеся между собой характером действий совершаемых за вятку и ее суммы.
Министерство образования США формирует политику федеральной денежной помощи в области образования, распределяет средства и контролирует их внедрение, сосредоточивает внимание страны на ключевых вопросах, стимулирует развитие образования, определяя прогресс школ в различных штатах, где отсутствуют одинаковые требования к учебным программам и содержанию учебных дисциплин. Ежегодно министерство расширяет результаты национальной оценки успехов в обучении, осуществляемой на уровне штата и страны.
Конечно, при таком методе результатов ждать приходится продолжительно – в США они появились лишь через 50 лет, - но это все же вполне обозримый срок.
Чем больше человек озабочен вопросами безопасности и выживания, тем активнее он одобряет коррупцию. Когда самовыражение, свобода слова, защита окружающей среды и тому подобные ценности становятся важнее вопросов выживания, в обществе снижается уровень коррупции. В России проблема безопасности стоит довольно остро, что отчасти объясняет высокий уровень мздоимства [20, с. 34].
Коррупция имеет свойство меняться. Взятки перестают быть главным проявлением коррупции, когда в стране повышается уровень экономического благополучия и при этом ужесточается антикоррупционное законодательство. На первый план выходят связи, когда люди оказывают услуги за услуги. Речь идет о трансформации коррупции из рыночной в «сетевую». Такая тенденция в последние годы наметилась и в России.
Увеличение налогов и штрафов влечет за собой подготовку новых схем уклонения от их уплаты и рост коррупционной составляющей. Так бизнес реагирует на негативную «внешнюю среду». Причем нет разницы, идет ли речь о крупной компании или о малом предприятии.
Коррупция мешает внедрению инноваций. Более трети предпринимателей в мире считают коррупцию основным препятствием для ведения бизнеса и развития инноваций.
Общий объём коррупции в сфере образования США оценивается в 60 млрд. долларов ежегодно. Эти средства расходуются на обучение профессиональных людей, коррупционные поставки оснащения для университетов и тому схожее. Так, пропали 100 миллионов, выделенных на обучение тяжелых подростков, перечисленные 125-ти центрам по обучению тяжелых подростков. Теперь из-за недостатка денег вся программа обучения находится под опасностью остановки. Никто не был привлечён к ответственности [30, с. 26].
Четыре фактора сошлись для создания условий, которые могут способствовать коррупции:
во-первых, в некоторых странах государственная поддержки высшего образования сократилась. Даже в тех странах, где увеличилось государственное финансирование высшего образования, быстрый рост числа студентов иногда приводит к более низкому образованию одного студента. В некоторых странах была сокращены заработная плата и условия службы для преподавательского состава. Чтобы компенсировать это, некоторые сотрудники обращаются к неадекватному поведению на территории ВУЗа, такие как продажа марок; или ищут дополнительные возможности для трудоустройства за пределами ВУЗа, которые отвлекают их от своих университетских обязанностей;
во-вторых, снижение государственной поддержки, часто в сочетании с упором на университеты, находящие больше собственных средств. Например, в одном университете в Таиланде действует семь больниц, в том числе одна ветеринарная больница, прибыль используется, чтобы помочь финансированию университета. В то же время, в университете в Малайзии создана консалтинговая компания, через которую он продает экспертизу бизнеса и промышленности. Преподавателям приходится проявить усилия, чтобы увеличить свои учебные нагрузки, преподавать на специальных курсах по выходным, чтобы обеспечить финансируемость исследования и коммерциализировать продукты их исследований;
в-третьих, поскольку университеты ищут более широкое признание за счет повышения размещения в международных рейтингах, преподаватели оказались под усиленным давлением, чтобы проводить исследования и публиковаться в журналах топ-уровня;
в-четвертых, в рамках университетов ожидается, что для того чтобы увеличить свои собственные ресурсы, эти учреждения будут предоставлены большой административной автономии. Решения, которые были когда-то централизованными, в зависимости от государства или министерства образования теперь будут в подчинении.
Иначе говоря, преподаватели находятся под большим давлением работы, иногда в условиях, характеризующихся слабым контролем над их поведением. Вместе влияние этих факторов создает мотив и возможность для коррупции [28, с. 45-49].
Таким образом, можно говорить о важности четких кодексов поведения для студентов и преподавателей; прозрачности административных процедур и принятия решений. Однако, эти действия должны начинаться с более широким признанием угрозы, исходящей от коррупции в сфере высшего образования. Только в те, кто участвует в работе систем высшего образования и отдельных колледжей и университетов понимают эту угрозу, только они смогут начать эффективно бороться с ней [70, c. 69-82].
Кодекс этики для учителей абсолютно незаменим. Такие кодексы поведения для учителей должны установить четкие параметры для профессионального поведения. Поведение учителя должно рассматриваться как решающий фактор в повышении качества образования. Учителя являются передатчиками знаний, которые помогают гарантировать эффективность обучения. Они являются образцом для подражания для студентов, они должны быть самым образованными и уважаемыми особами. Они ответственны за развитие понимания, навыков, обучения и основных ценностей учащихся. Учителя, следовательно, являются наиболее важным элементом в производстве качественного образования.
В одном из исследований, ученые пришли к выводу, что взяточничество встречается в 3 до 5 процентов случаев в начальных классах школы. Более пристальный надзор за школами родителями может помочь обуздать коррупцию.
Борьба с коррупцией означает переход от секретности и безнаказанности к прозрачности и оперативности: они являются необходимыми условиями для функционирования демократии. Открытость в процессе бюджетирования и планирования содействует участию общественности и повышению доверия к руководству. Чем больше в организации продумано планирование, которое входит в государственные проекты и бюджет, тем меньше возможностей для злоупотреблений государственных расходов.
Мы видим, что не только в нашей стране сталкиваются с данной проблемой, но результаты борьбы в других странах очевиднее, чем в нашей стране. Хотелось бы сказать, что искоренение коррупции, например, в Сингапуре позволило создать условия, при которых этот маленький «азиатский тигр», смог совершить прыжок «из третьего мира в первый». Если в перспективе подобное удастся совершить в России, то для судьбы нашей страны это будет иметь последствия без преувеличения исторического масштаба и значения.
Антикоррупционная кампания Transparency International опубликовала глобальное исследование, показывающее, что примерно одному из шести студентов пришлось заплатить взятку за услуги образования.
В некоторых частях Африки к югу от Сахары и в Азии это возможно, когда школы требуют родителей платить за место, которое должно быть свободным.
В Восточной Европе платят, чтобы получить преимущество при приеме в университеты. При этом в Германии при установлении уголовной ответственности за получение и дачу взятки законодательство также придает решающее значение тому, идет ли речь о выполнении за взятку вполне законных действий, входящих в обязанности данного должностного лица, или же о выполнении незаконных действий, т.е. идущих вразрез с должностными обязанностями того, кто получает взятку. Согласно ч. 1 § 331 Уголовного кодекса ФРГ, должностное лицо, требующее имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет или штрафом. Т.е. как видно в законодательстве ФРГ наказуемой является и взятка неимущественного характера.
Следует отметить, что существенным отличием законодательства ряда стран Европы (Великобритания, Голландия, Польша и др.) от положений Уголовного кодекса РФ является то, что получение взятки признается оконченным не только с момента фактического принятия лицом незаконного вознаграждения, но и с момента дачи согласия его принять.
Кроме того, круг субъектов получения взятки по законодательству стран Европы и США, как правило, шире, нежели категория лиц, подпадающая под признаки должностных в соответствии с российским уголовным законом, поскольку включает всех публичных служащих, а в ряде случаев и членов некоторых общественных организаций.
Группа компаний в Германии наиболее известна своим ежегодным исследованием «Барометр мировой коррупции», который измеряет уровни недобросовестных платежей в более чем 100 странах мира, основываясь на более чем 114000 домашних интервью. В исследовании этого года для изучения проблем в образовании были заданы вопросы людям, которые имели проблемы с коррупцией, В некоторых странах эти представления являются отчетливо негативными. В докладе говорится, что почти три четверти людей в Камеруне и России видят свои системы образования, как «коррумпированные или с очень высоким уровнем коррупции» [19, с. 56].
Результаты показывают огромный диапазон злоупотребления служебным положением. В Пакистане есть тысячи «теневых школ» без каких-либо реальных студентов, но рисуется государственное финансирование для оплаты «учителей-призраков». «Утечка» в финансировании школ в Кении повлекла потери более 11 миллионов текстовых книг, говорится в докладе. Исследование 180 школ в Танзании показало, что более трети от предполагаемых средств не удалось добраться до школы. Во Вьетнаме существует проблема с взяточничеством в местах наиболее востребованных школ.
В докладе цитируется цифра из Организации Объединенных Наций, показывающая 110 стран, в которых взимаются сборы, несмотря на теоретически бесплатное образование, закрепленное в законе.
Так почему образование должно быть настолько уязвимо для коррупции?
Родители хотят лучшего для своих детей, говорится в докладе, и они могут быть использованы недобросовестными чиновниками, контролирующих доступ к местам получения образования. Но это проблема не только для развивающихся стран или тех, кто предоставляет основы обучения. Массивный рост спроса на высшее образование создает широкие возможности для незаконных платежей [50, с. 79].
Восточная Европа и страны бывшего СССР также имеют определенные трудности.
В Грузии, были проведены реформы, чтобы остановить коррупцию в университетах. Это не просто были «дойно заполненные конверты», они включали в себя сложную систему того, чтобы купить репетиторство.
Так может быть более практичными и узаконить виды незаконных сборов?
Спрос на квалификацию также создает свою собственную промышленность в поддельных университетах. На Украине, по оценкам доклада, существует продажа фиктивных квалификаций. Это не только самообман, говорится в докладе, так как эти купленные квалификации используются для получения выпускников рабочих мест, в том числе в одном случае, работающим на атомной электростанции.
Рост высшего образования в условиях глобализации, многомиллиардного бизнеса также породил параллельную возможность коррупции, говорит Филипп Альтбы, директор Центра международного высшего образования в Линч школе образования в Бостонском колледже [27, с. 96-99].
Transparency International исследование говорит, что коррупция оказывает разрушительное воздействие на образование, повышение стоимости и снижение качества. В некоторых странах это такая серьезная проблема, это может подорвать доверие к их системам образования. В тоже время существует хорошая новость, о том, как в докладе освещаются усилия по борьбе с взяточничеством.
В Чили уроки по борьбе с коррупцией были введены в школьную программу и в Бангладеш есть «залог целостности», принятый должностными лицами.
Распространение мобильных телефонов в Африке используется, чтобы позволить людям сообщать о беспокойстве по поводу взяточничества в школах.
«Скажите-это-правда» использует простые и открытые технологии, чтобы дать студентам голос и следить за здоровьем школьных систем. Студенты и администраторы просто должны отправить текст, жалобу или «СКАЖИ». Информация записывается на основную таблицу и оператор позвонит в течение 24 часов для получения более подробной информации. Вся информация хранится на форуме для устранения проблем подключения к Интернету. В Либерии SMS-коды были предоставлены бесплатно, благодаря поддержке со стороны крупных операторов мобильной связи.
Информация, собранная через «Скажите это, правда» доводят до сведения академической администрации, органов студенческого самоуправления и родителей, а также ассоциации учителей по мере необходимости. Эти группы работают совместно, чтобы определить соответствующие последующие шаги. Кроме того, проводятся регулярные встречи с большой группой студентов, чтобы рассказать ключевую информацию, объяснить, какие шаги предпринимаются для решения проблем, а также содействовать использованию системы. В результате этот цикл «Скажите это, правда» служит не только эффективной системой отчетности, но и в качестве сдерживающего фактора для будущего поведения [29, с. 46].
В ряде стран были также разработаны юридические консультации, чтобы помочь общественным группам решать юридические проблемы, возникающие из-за школьной коррупции. Принимаются международные усилия по улучшению мониторинга и отслеживанию образовательных фондов. Но коррупция по-прежнему есть. Это особенно тяжелая проблема, когда есть еще десятки миллионов детей без какого-либо доступа к образованию. Коррупция является препятствием для фундаментальных прав человека на образование [71].
Учителя берут взятки, чтобы компенсировать низкие заработные платы или нерегулярные платежи и это, в свою очередь, вызывает вопросы, по поводу отсутствия финансирования. Должен быть способ измерения эффективного управления в области образования.
Даже когда официальные сборы школы отменены, многие семьи все еще вынуждены платить неофициальные сборы. Как семья должна быть в состоянии позволить себе эти расходы, когда они не могут позволить себе их ежедневное питание? До тех пор, пока эти скрытые расходы не искоренены, мы не сможем назвать образование бесплатным, и всеобщее начальное образование будет продолжать оставаться отдаленной целью для самых бедных.
2 Вопросы коррупции в высшей школе
2.1 Проблема коррупции в социальном институте образования