Антиплагиат Ревоненко (1191731), страница 6
Текст из файла (страница 6)
6 ст. 49 УПК РФ);соблюдаться право обвиняемого (подозреваемого) пользоваться помощью избранного им защитника (ст. 50 УПК[1]РФ). [2]Следовательне вправе навязывать и даже рекомендовать обвиняемому (подозреваемому) определенного адвоката,отказать в допуске защитника, приглашенного обвиняемым ([1]подозреваемым). Однако заменить защитника другим можнотолько в случаях, указанных вчастях 3, 4 ст. 50 УПК РФ,[2]когдаучастие избранного обвиняемым (подозреваемым)защитника невозможно (из-за командировки, болезни, занятости по другому делу) по крайней мере, более пяти[2]следователь[1]адвокатское4)[2]участие[1]суток,вправе предложить обвиняемому (подозреваемому) пригласить другого или назначить защитника черезобразование;защитника обеспечивается по просьбе обвиняемого (подозреваемого).
В этих целях следователь обязанзафиксировать ходатайство обвиняемого (подозреваемого), с его согласия довести о заявленном ходатайстве до сведенияродственников или близких лиц, которые могли бы взять на себя заботу о приглашении защитника, а в случае несогласияобвиняемого (подозреваемого), отсутствия таких лиц или отказа от приглашения защитника – направить вадвокатское образование требование о выделении адвоката (ч.5 ст.50 УПК РФ). При этом,[1]соответствующее[2]например, в коллегии адвокатов п. Переяславка района имени Лазо ведется график деж урств адвокатов, в соответствии с которымследователь (дознаватель) вызывает адвоката коллегии;5)отказ от защитника (ст.
52 УПК РФ) должен быть(подозреваемого), а сам отказ – выражен в[2]добровольным,инициатива отказа должна исходить только от обвиняемого[1]письменной [2]форме.Следователь не может устранить защитника от участия вделе только потому, что обвиняемый (подозреваемый) отказался от защитника из-за отсутствия средств для оплаты.
В [1]такихслучаях он должен[2]разъяснитьобвиняемому (подозреваемому), что ему может быть назначен защитник;6) отказ от защитника немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков немогут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, необязателен для следователя [35, с.
546].В[1]соответствиис ч. 1 ст. 11 УПК РФ суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому,обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечитьвозможность осуществления этих прав.[2]Между тем, как показывает анализ уголовных дел, никакого фактического разъяснения прав не происходит,[3]следователь (дознаватель) предоставляет или бланк протокола допроса в качестве, подозреваемого для его прочтения последнему, илипротокол допроса в качестве обвиняемого, в которых содерж атся права обвиняемого (подозреваемого).В[2]достигшегосоответствии с ч. 3 ст.
425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, недостигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством[2]или16[4]летлибоотстающего в психическом развитии, участиепедагога или психолога обязательно.[4]Защитникучаствует в деле смомента задержания несовершеннолетнего подозреваемого и на всем протяжениирасследования уголовного дела. В соответствии с ч. 2[1]ст.подозреваемого от защитника необязателен для следователя.
Если[2]отказнесовершеннолетнего обвиняемого,[1]же [4]следовательне обеспечил несовершеннолетнему52 УПК РФподозреваемому и обвиняемому защитника, все показания последних являются недопустимыми.Когда обвиняемый (подозреваемый) в силу физических недостатков или других причин не в состоянии подписать протокол, то,по его просьбе, это может сделать постороннее лицо, не заинтересованное в исходе дела. Если же это несовершеннолетнийобвиняемый (подозреваемый), то[1]подписатьпротокол может[4]защитники педагог, а также родители, усыновители и т.д.
Вэтом случае следователь должен обязательно сделать в протоколе отметку о том, что обвиняемый (подозреваемый) не можетподписать протокол, а также пригласить защитника.Для допустимости доказательств, полученных в ходе допроса[1]обвиняемых(подозреваемых),[4]имеетзначение обстановка исодержание допроса. На допросе могут присутствовать только те участники процесса, которые имеют на это право.
Вобязательных случаях их присутствие – безусловно, в альтернативных – по усмотрению следователя.В[1]Постановлении [3]ПленумаКонституции[1]РФВерховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судамипри осуществлении[4]правосудия»в п. 18 содержится указание, что при рассмотрении уголовных делсудами необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого.
Идалее.Еслиподозреваемому,обвиняемомунаконституционное положение, показания этих лицпредварительномследствии[1]должны [4]признаватьсянебыло[1]разъяснено[4]указанноесудом полученными с нарушением закона и немогут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого) [34, с. 219].Показания обвиняемого ([1]подозреваемого) получены с нарушением закона (недопустимы), если:не разъяснены органами следствия требования ст. 51 Конституции РФ;не объявлен характер подозрения (п. 1 ч. 4 ст.
46 УПК РФ);обвинение предъявлено с нарушением требований ст.171 УПК РФ;предъявлено неконкретное обвинение, когда, например, обвиняемому вменяется совершение нескольких преступлений,подпадающих под действие разных статей уголовного закона, однако в постановлении о привлечении в качестве обвиняемогоне указано, какие конкретные действия вменяются обвиняемому по каждой из статей уголовного закона, либо не разграниченыдействия участников преступления;подозреваемый допрошен в качестве свидетеля;подозреваемый и обвиняемый допрошены без участияпри допросе[1]имела[1]обвиняемого(подозреваемого)[2]адвоката;[2]применялисьнезаконные меры психического или физического воздействия;место «вынужденная» явка с повинной с нарушениями требований ст.
142 УПК РФ;следственные действия произведены без разъяснения прав (ч. 4 ст. 46, ч. 4 ст. 47 УПК РФ);в установленных законом случаях не был предоставлен переводчик (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК РФ);несовершеннолетнему обвиняемому не был предоставлен педагог (ст. 425 УПК РФ), а его законному представителю –материалы дела для ознакомления (п. 4 ч. 2 ст. 426 УПК РФ);имело место нарушение прав обвиняемого при назначении и производстве экспертизы (ст.
198 УПК РФ).[2]Потерпевшим,в[19]силуч. 1 ст. 42 УПК РФ,физический, имущественный, моральный вред, а[2]является[3]такжефизическоеюридическое лицо вимуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшимуголовного дела и оформляется постановлением[6]лицо,[6]случае[7]принимаетсякоторому преступлением причиненпричинения преступлением вреда егонезамедлительно с момента возбуждения[19]следователя. На практике не всегда данное требование УПК РФ исполняется своевременно, а зачастую вовсе игнорируетсядознавателями и следователями.
Данная практика, как правило, складывается по тем уголовным делам, где длительное время непредставляется возмож ным допросить потерпевшее лиц о в качестве такового [29, с. 39].Однако, указанное обстоятельство не препятствует своевременному признанию его в статусе потерпевшего. Так ж е допускаютсянарушения требования ч. 7 ст. 42, ч. 5 ст. 164, ч. 10 ст. 166 УПК РФ, поскольку потерпевший перед допросом непредупрежден об уголовной ответственностизаведомо ложных показаний,[7]пост. 307 УК РФ и[6]ст.308 УК РФ за отказ от дачи показаний и за дачу[1]запись о разъяснении потерпевшему его ответственности не зафиксирована в протоколе допроса потерпевшего.
Данные нарушениявлекут за собой признание показаний потерпевшего недопустимым доказательством, так как нарушают права потерпевшего.Свидетелем по уголовному делу является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значениедля[1]расследованияи разрешения уголовного дела, и которое вызвано для[2]дачипоказаний (ч.1 ст.
56[1]УПКРФ) [24, с.30].[2]Органдознания, следователь, прокурор, суд вправе допросить в качестве свидетеля любое лицо, если есть основанияполагать, что этому лицу такие сведения известны. В то же время существует ряд обстоятельств, которые позволяютисключать возможность допроса определенного лица как свидетеля (ч. 3 ст. 56 УПКрезультатыК[1]числу[2]такого[1]РФ),а, следовательно, исключать идопроса как недопустимого доказательства, если такой свидетель все же допрошен.сведений, не имеющих[2]доказательственногозначения, относятся показания свидетеля (потерпевшего), если онне может указать источник своей осведомленности (п. 2 ч.
2 ст. 75[1]УПКРФ). К[2]этойже группе сведений следует отнестипоказания свидетеля и потерпевшего, в которых высказывается предположение о тех или иных фактах, но не содержитсякатегорических утверждений относительно этих фактов. В[1]соответствиис ч. 4 ст.
302 УПК РФ[2]обвинительныйприговор неможет быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательствавиновность подсудимого в совершении преступления доказана.[1]Напрактике[2]встречаютсяслучаи допроса[1]свидетелейоб обстоятельствах совершенного преступления, о которыхпоследние не имеют представления, однако они вынуждены давать показания под принуждением следственных органов.[2]Недолжно[19]допрашиватьсяв качестве свидетеля лицо, которое в силу своих физических и психических недостатков неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.[1]Так,в судебном заседании[19]былиисключены по инициативе суда показания ряда свидетелей, данные ими в ходепредварительного расследования.
Было установлено, что указанные свидетели – очевидцы преступления – распивали спиртныенапитки с подсудимым и потерпевшим. К моменту совершения преступления они находились в тяжелой степени опьянения. Обобстоятельствах известного им преступления они были допрошены в этот же день в период, к которому они не могли бытьтрезвыми.[1]Это [19]ониподтвердили и в судебном заседании. Поэтому суд признал, что данные лица не могли бытьдопрошены в качестве свидетелей в связи с их физическим состоянием и признал недопустимыми для исследования[1]ихпоказания [11].Так, в судебном заседании[19]былиисключены по инициативе суда показания ряда свидетелей, данные ими в ходепредварительного расследования.
Было установлено, что указанные свидетели – очевидцы преступления – распивали спиртныенапитки с подсудимым и потерпевшим. К моменту совершения преступления они находились в тяжелой степени опьянения. Обобстоятельствах известного им преступления они были допрошены в этот же день в период, к которому они не могли бытьтрезвыми.[1]Это [19]ониподтвердили и в судебном заседании. Поэтому суд признал, что данные лица не могли бытьдопрошены в качестве свидетелей в связи с их физическим состоянием и признал недопустимыми для исследования[1]ихпоказания [11].[19]По уголовному делу, рассмотренному судом района имени Лазо Хабаровского края,по обвинению К.















