Антиплагиат Ревоненко (1191731), страница 9
Текст из файла (страница 9)
82 УПК РФ устанавливает, что вещественные доказательства должны быть описаныв протоколе осмотра и по возможности сфотографированы. О необходимости упаковать и опечатать предметы, обнаруженныепри выемке, обыске, осмотре места происшествия, местности и помещения,[1]указывается и в ч. 10 ст. 182 УПК РФ.Храниться вещественные доказательства должны при деле ( кроме тех случаев, когда такая возможность исключена);– процесс собирания и проверки вещественных доказательств обязательно отражается в процессуальных документах, наличиеи содержание которых должно свидетельствовать о соблюдении установленных законом правил [46, с.
41].Условия обнаружения вещественного доказательства должны быть точно и детально указаны в протоколе, что имеет важноезначение для оценки вещественного доказательства. Если вещественное доказательство обнаружено не в ходе следственногодействия, а представлено участниками уголовного процесса и другими лицами, выяснение и указание условий егообнаружения имеет особое значение для проверки и оценки его достоверности.Изъятие вещественного доказательства оформляется протоколом того следственного действия, в ходе которого оносовершено.
О производстве обыска, выемки и освидетельствования выносится, кроме того, специальное постановлениеследователя при обыске и в ряде случаев при выемкеобстоятельствасудом (ст. 182 УПК РФ). В протоколе фиксируется факт иизъятия, а также индивидуальные признаки предмета. Недопустимо оформление одного следственногодействия по правилам другого, например личного обыска как выемки или обыска в помещении либо на местности как осмотраместа происшествия.Изымаемые в ходе осмотра предметы необходимо упаковывать в тех случаях, когда без процессуальной изоляции[37]затруднительно[1]объектаизбежать потери следов на поверхностиили, наоборот,[37][1]объектананесения новых, посторонних.
Водном случае изоляция изымаемого объекта необходима, в другом – проблематична, а в третьем – в ней нет необходимости.Именно поэтому в законе и говорится о необходимых случаях ( ст. 82 УПК РФ).Все изымаемые предметы, ценности и документы предъявляются понятым и другим присутствующим при этом лицам, принеобходимости помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения и обеспечивающую сохранностьимеющихся на них следов (микроследов), снабжаются бирками с удостоверительными надписями и подписями лица, у которогопроизведено изъятие, понятых, следователя, работника органа дознания, прокурора, судьи, которые скрепляются печатьюсоответствующего органа, о чем в протоколе делается соответствующая отметка (ч.
10[4]Протокол[1]ст.182 УПК РФ).составляется в двух экземплярах, подписывается лицом, производившим изъятие имущества, ценностей илидокументов, а также других объектов, понятыми и присутствовавшими при этом лицами, в том числе лицом, у которогопроизводилось изъятие. Копия протокола[1]выдается [11]наруки лицу, у которого произведено изъятие имущества, ценностейили документов. Изъятые предметы, документы, являющиеся вещественными доказательствами, должны быть осмотрены (внеобходимых случаях – с участием специалиста), подробно описаны в протоколе осмотра. В протоколе указываютсяколичественные и качественные характеристики предметов, все другие индивидуальные признаки, позволяющие выделитьобъект из числа ему подобных и обусловливающие его доказательственное значение. После осмотра вещественныедоказательства приобщаются к делу специальным постановлением следователя, работника органа дознания, постановлениемсуда.В ходе получения доказательств должны быть соблюдены все процессуальные правила, то есть законным должен быть нетолько способ, но и весь процесс получения доказательств.
Так, например, при изъятии вещественного доказательства в ходевыемки необходимо предварительное вынесение постановления о ее производстве. Это постановление следователь долженпредъявить лицу, у которого производится выемка, затем этому лицу предлагается выдать требуемые предметы добровольно ит.д. (ч. 5 ст. 182 УПК [1]РФ).К [4]нарушениям при получении и исследовании вещественных1) в протоколах соответствующих следственных действий не[2]доказательств[1]зафиксированыдолжны быть отнесены следующие:факты обстоятельств[2]обнаруженияиз предметов, представляемых в качестве вещественных доказательств, вопреки требованиям ст.177 УПК2) в[2]протоколекаждого[1]РФ;следственного действия, во время производства которого предмет был найден, не отражены индивидуальныепризнаки предмета, его специфические особенности, следы на предмете, имеющие значение для дела (ч.
3 ст. 177 УПК [1]РФ);3)[2]отсутствиеособого постановления о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства в порядке ч. 2 ст. 81УПК [1]РФ;4)[2]отсутствиесамого материального объекта либо его[1]ненадлежащеехранение,[2]котороемогло повлечь утратусодержащейся в нем доказательственной информации (ст. 82 УПК [1]РФ);5) участие[2]приосмотре вещественного доказательства[1]специалиста,заинтересованного в исходе дела (ст. 71 УПК РФ);6) отсутствие специалиста, когда его участие обязательно (ч.1 ст.178 УПК РФ);7) проведение обыска без судебного решения (ч. 3 ст. 182 УПК РФ);8) выемка без судебного решения почтово-телеграфной корреспонденции (ч. 2 ст.
185 УПК РФ).[2]Длятого чтобы представленные суду участниками судебного разбирательства документы и содержащиеся в них сведениямогли быть положены в основу выводов суда, они должны быть[3]исследованы в судебном заседании. Долж ны исследоватьсядокументы как приобщенные к[3]делу, [13]так[3]Исследованию [13]подлежатне все документы, а только те из них, об исследовании которых ходатайствовали стороны (ст.и представленные участниками процесса в ходе судебного разбирательства.285 УПК РФ). К ним могут относиться:1) протоколы следственных и судебных действий (ст.
83 УПК РФ);2) заключения эксперта (ст. 80 УПК РФ);3) иные документы (ст. 84[13]При[3]УПКРФ).исследовании оглашенного документа стороны могут ходатайствовать о допросе лица, составившего его либорасполагающего о нем какими-либо сведениями, о получении для проверки иных документов, содержащих те же сведения, ит.д. Наряду с письменными документами суд исследует и приложения к протоколам следственных действий в виде схем,планов, фотоснимков, кинолент,должна быть не только[3]аудио-[13]доведенаи[6]видеозаписей.Таким образом, представляется правильным, чтодо сведения присутствующих в[3]зале [13]лиц,[3]информацияно и исследована и судом, и сторонами[34, с. 221].Действия суда при этом могут заключаться в постановке вопросов по содержанию документа подсудимому, потерпевшему,иным лицам,интересов которых касается содержания документа.
В частности, им могут быть заданы вопросы о порядкепроизводства следственного действия, протокол которого оглашен в судебном заседании, либо о том, подтверждает липодсудимый или иное лицо изложенные в оглашенном документе сведения, и т.д.Исследованиепротоколовследственных действий,иных документов,изолированно от других доказательств, а в тесной связи с последними,заключения[3]следуетэкспертовдобиватьсядолжны происходить не[13]того,чтобы доказательствадополняли и подкрепляли друг друга, дабы у суда сложилось более широкое, целостное представление об устанавливаемыхобстоятельствах дела.[3]Изучениеположений[13]ст.285 УПК РФ приводит к выводу, что ее диспозиция позволяет оглашать абсолютно всепротоколы следственных действий, составленные на предварительном следствии, если в них изложены или удостовереныобстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Думается, что в рамках ст.285 УПК РФ не должны оглашатьсяпротоколы следственных действий, фиксирующие личностные показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей. Этообъясняется,преждевсего,тем,чтопоказаниясвидетеля,потерпевшего,подозреваемого,обвиняемогоявляютсясамостоятельными источниками доказательств (ч. 2 ст. 74 УПК РФ), процессуальной формой обрамления которых являются нетолько протоколы допроса (ст.[3]ст.
76-79 УПК РФ),[13]нои протоколы очных ставок (ст. 192 УПК РФ), протоколыпредъявления для опознания (ст. 193 УПК РФ), протоколы проверки показаний на месте (ст. 194 УПК РФ), протоколы осмотраместа происшествия, которые проводятся с их непосредственным участием для того, чтобы получить от них более точнуюдоказательственную информацию, выявить противоречия.[3]Так, [13]например,обвиняемый дает показания не только надопросе, но и в ходе очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте, осмотра места происшествия,проведенных с его участием [39, с. 41].В силу этого, оглашая показания лиц в ходе судебного заседания по любому основанию, в том числе для устраненияпротиворечий между показаниями, данными ранее в ходе предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства,следует разрешать, какие показания оглашать: только показания, содержащиеся в протоколе допроса, или все протоколыследственных действий, проведенных слицом, чьи показания исследуются, длячего необходимо их сопоставлять,анализировать, приводя мотивы, почему мы принимаем за основу, скажем, показания, данные на допросе, а не те, чтодало в протоколе[13]проверки[3]лицопоказаний на месте.Ввиду того что сведения (показания) сообщаются не только на допросе, но и сообщаются ( порой противоположные данным надопросе)лицами в ходе других следственных действий,поэтому оглашать личностныепоказанияподозреваемого,обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, данные на следственных действиях, возможно исключительно при наличии основанийдля их оглашения, установленных в ст.ст.















