Диссертация (1174259), страница 20
Текст из файла (страница 20)
В первой группе сроки задержки варьировались от 8111до 74 дней, во второй группе от 3 до 47 дней, в третьей группе от 2 до 90 дней.Сроки задержки менструации у пациенток с трубной и осложненной маточнойбеременностью достоверно не отличались (р>0,05).На боли в нижних отделах живота жаловалось 73,2% обследованных. Уподавляющего большинства больных всех трех групп болевой синдром былвыражен незначительно и характеризовался тянущими болями в нижних отделахживота (69,8%), либо отсутствовал 22,0%. Иррадиацию в ногу, в область заднегопрохода отмечали только 6,2% пациенток с ВБ, 1,3% обследованных сосложненной маточной беременностью и 1,5% больных с АМК репродуктивногопериода. Только 1,5% с внематочной беременностью, 5,3% с осложненнойматочной беременностью и 3,1% пациенток с АМК репродуктивного периода намомент поступления жаловались на резкие боли в нижних отделах живота.Из всех пациенток с трубной беременностью только у 8 (13,6%) болилокализовались со стороны нидации плодного яйца, одна пациентка отмечалаболи с контралатеральной стороны.
Из приведенных данных видно, что вподавляющембольшинственаблюдений(84,7%)локализацияболейнеспособствовала диагностике трубной беременности.Кровяныеприсутствоваливыделенияу73,2%изполовыхбольных:упутей76,9%намоментпациентокспоступлениявнематочнойбеременностью, 73,3% с осложненной маточной беременностью и 69,2% с АМКрепродуктивного периода. Остальные пациентки третьей группы указывали накровяные выделения в анамнезе, аномальных характер предыдущей менструации,у 12,3% больных данная жалоба появилась во время пребывания в стационаре.Обильные кровяные выделения из половых путей со сгустками были выявленытолько у 2,4% обследованных: у 3,1% пациенток с внематочной беременностью,2,7% с осложненной маточной беременностью и 1,5% с АМК репродуктивногопериода.
У большинства больных (54,7%) присутствовали скудные кровяныевыделения из половых путей: у 58,4% пациенток с трубной беременностью, у61,3% с осложненной маточной беременностью и 69,2% с АМК репродуктивногопериода.112Увсехобследованныхнамипациентокприсутствовалижалобы,характерные для внематочной беременности. Сроки задержки менструации упациенток с маточной и внематочной локализацией плодного яйца былисопоставимы. Наличие и характер кровяных выделений и болевого синдроматакже не способствовали дифференциальной диагностике.
Это согласуется сисследованием Готта М.Ю., и соавт. (2016), говорящим о постановке диагноза поданным анамнеза и клинической картины только у 42,7-45,9% пациенток с ВБ.Частота перенесенных операций на органах брюшной полости у пациентокс маточной (36,0%) и внематочной беременностью (30,8%) была сопоставима.Частота внематочной беременности в анамнезе у пациенток первой группысоставила 10,8%, второй – 9,3%, третьей - 6,2%. У пациенток с внематочнойбеременностью в анамнезе отмечался более высокий процент перенесенныхвоспалительных заболеваний органов малого таза (12,3%), а также был вышепроцент гинекологической заболеваемости.У пациенток I группы в анамнезе отмечался более высокий процентвнематочных беременностей (10,8%), перенесенных воспалительных заболеванийорганов малого таза (12,3%), а также был выше процент гинекологическойзаболеваемости (112%), что согласуется с данными литературы [24, 53, 117].Также обращает на себя внимание высокий процент спаечного процесса в маломтазу относительно двух других групп, он выявлен у каждой четвертой пациентки(24,6%) с ВБ (2,7 и 3,1% соответственно).Железодефицитная анемия легкой степени тяжести выявлена нами у 6,3%пациенток с подозрением на внематочную беременность.
Чаще всего онанаблюдалась в группе пациенток с внематочной беременностью (10,8%), вовторой и третьей группе данный показатель составил 4,0% и 4,6% соответственно.Уровень гемоглобина пациенток с анемией колебался от 92 до 118 г/л. Уостальных обследованных уровень гемоглобина и другие показатели краснойкрови находились в пределах нормы на протяжении всего времени пребывания встационаре.113Объем общей кровопотери у пациенток у подавляющего большинствабольных с трубной беременностью (88,1%) не превышал 100 мл. Кровопотеряболее 250 мл была у двух пациенток.
У одной пациентки с беременностью винтерстициальномотделематочнойтрубыибольшимиразмерамиплодовместилища интраоперационная кровопотеря составила 600 мл. Всепациентки, вошедшие в исследование, были гемодинамически стабильны.Результаты мочевого теста на беременность на момент поступления былиизвестны у 105 (51,21%) больных. Частота истинно положительных результатовмочевых тестов при внематочной беременности составила 76,3%, сомнительныхрезультатов 7,9%, ложноотрицательных результатов 20,7%.
При осложненнойматочной беременности частота истинно положительных результатов мочевыхтестов составила 87,8%, сомнительных результатов 11,63%, ложноотрицательныхрезультатов 2,04%. При АМК репродуктивного периода истинно отрицательныерезультаты теста были получены в 77,78% наблюдений, сомнительные результатыотсутствовали, ложноположительные результаты присутствовали у 22,22%обследованных. Следовательно, результаты мочевых тестов у пациенток сподозрением на внематочную беременность давали ложную информацию укаждой четвертой обследованной.На момент проведения ультразвукового исследования уровень -ХГч былне известен у 80 (39,0%) пациенток: у 34 (52,3%) пациенток первой, у 26 (34,7%)второй и у 20 (30,8%) третьей группы.В 1 группе уровень -ХГч крови более 5000 мМЕ/мл был выявлен у 2пациенток с яичниковой беременностью, 1 с беременностью в интерстициальномотделе маточной трубы и 1 с прогрессирующей трубной беременностью; уровень-ХГч крови от 1000 до 5000 мМЕ/мл был выявлен у 4 пациенток спрогрессирующей трубной беременностью.
У 40,0% пациенток с трубнойбеременностью уровень -ХГч крови был менее 1000 мМЕ/мл, попадая вдискриминационную зону. Более чем у половины больных с внематочнойбеременностью (52,3%) показатели гормонального тестирования были неизвестнына момент принятия решения об оперативном вмешательстве.114У пациенток с осложненной маточной беременностью уровень -ХГчкрови более 1000 мМЕ/мл был выявлен только у 10 (13,3%) пациенток, из них у 7вполостиматкибеременность),визуализировалосьплодноепроизведенаэластографиябылаяйцодля(неразвивающаясяописанияегоэластографической картины.
Остальные 3 обследованные отмечали выделениекровяных сгустков из половых путей.На первом этапе всем 205 пациенткам с подозрением на внематочнуюбеременность было произведено 2D УЗИ органов малого таза.Гравидарная гиперплазия эндометрия и увеличение размеров маткиявляютсяоднимиизобщепринятыхкосвенныхпризнаковвнематочнойбеременности [17, 45, 77].Проведенная нами оценка М-эхо при 2D УЗИ выявила утолщениеслизистой матки более 12 мм только у 12 (20,3%) пациенток с трубнойбеременностью, у 11 (16,9%) пациенток с осложненной маточной беременностьюи только у 6 (9,2%) пациенток с АМК репродуктивного периода.
У 8,8%пациенток полость матки была расширена гетерогенным содержимым, у 7,8%эндометрий полностью отторгся. Из 6 (2,9%) пациенток с редкими формамиэктопических нидаций М-эхо более 12 мм выявлено у всех пациенток сяичниковой беременностью и у двух – с интерстициальной беременностью. Упациентки с беременностью в культе ранее удаленной маточной трубы быладиагностирована гематометра, толщина эндометрия на момент исследованиясоставила 4-5 мм.Полученные нами данные совпадают с результатами работ другихисследователей. Медведев М.В. и соавт.
(2010) приводят данные о присутствиигравидарной гиперплазии эндометрия только у 14-50% пациенток с ТБ.В нашем исследовании желтое тело выявлено нами только у 34 (57,6%)пациенток с трубной беременностью, из них у 13 (38,2%) оно располагалось сконтралатеральнойстороныотносительноэктопическойнидации.Этосогласуется с данными Медведева М.В. и соавт. (2010) о наличии желтого тела у15-85% пациенток с ВБ, чаще со стороны эктопической нидации.
Труфанов Г.Е. и115соавт. (2013) в своей работе указывают на 85% вероятность ипсилатеральногорасположения желтого тела и эктопического плодного яйца. В нашем жеисследовании использование локализации желтого тела для определениянаиболее вероятной области поиска эктопической нидации в нашем исследованиимогло способствовать диагностике только у 35,6% обследованных с ТБ.Медведев М.В. и соавт. (2010) приводят данные о 25-30% встречаемостисвободной жидкости в позадиматочном пространстве при ВБ.
Авторы говорят о70% чувствительности признака в диагостике ВБ при его сочетании собразованием в области придатков матки и отсутствии визуализации маточнойбеременности. В нашем исследовании свободная жидкость в малом тазуприсутствовала у всех обследованных с трубной беременностью, у 67 (89,3%)пациенток с осложненной маточной беременностью и у 40 (61,5%) с АМКрепродуктивного периода.Для оценки значимости метода в диагностике внематочной беременностикомпрессионная эластография произведена у 81 пациентки репродуктивноговозраста с подозрением на внематочную беременность: у 32 с внематочнойбеременностью (из них у одной была диагностирована яичниковая беременность,у одной – беременность в интерстициальном отделе маточной трубы, у 28пациенток с осложненной маточной беременностью, у 21 пациентки с АМКрепродуктивного периода. Нами изучена эластографическая картина матки,яичников и маточных труб.Допплерометрия в бассейне маточных артерий для оценки значимостиметода в постановке диагноза трубной беременности выполнена нами у 134пациенток: у 37 с трубной беременностью, у 49 с маточной беременностью и 48пациенток с АМК репродуктивного периода.
Оценивался кровоток в маточных,аркуатных, радиальных и базальных артериях.Трехмерная эхография произведена у 121 пациентки: у 50 с внематочнойбеременностью, 35 с осложненной маточной беременностью, 36 с АМКрепродуктивного периода. Использованы следующие режимы трехмернойвизуализации:мультипланарной и объемной реконструкции; томографии;116«ниши»; omni-view; характеристика строения сосудистого русла оценивалась врежимах ангиографии и ―glass-body‖. Количественные параметры определялись спомощью функции VOCAL в ручном режиме.Соноэластографиявнастоящеевремяявляетсяновымактивноразвивающимся методом определения эластических свойств тканей «in vivo» [11,14, 47, 49, 59, 91, 105, 124, 147].