Диссертация (1173751), страница 78
Текст из файла (страница 78)
Господствующим коллизионным принципом правовогорегулированиятрансграничныхавторскихотношенийявляетсяформулаприкрепления lex loci protectionis. Прежде всего, этот принцип отражён в базовоммеждународном соглашении по авторскому праву - Бернской конвенции 1886 г.:во-первых, в п. 2 ст. 5 закреплено, что «…помимо установленных настоящейКонвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты,представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительнозаконодательством страны, в которой истребуется охрана»; во-вторых, в п.8 ст.7закреплено правило об общем порядке определения сроков охраны авторскихправ – «срок определяется законом страны, в которой истребуется охрана»; втретьих, в ст. 14 bis 2 (a) установлено, что «определение лиц - владельцевСм. об этом: Международное частное право: учебник / отв. ред.
Г.К. Дмитриева. 4-е изд.,перераб. и доп. М., 2016. С. 13.735См.:Крупко С.И.Нематериальнаяприродарезультатовинтеллектуальнойдеятельности / средствиндивидуализацииваспектемеждународногочастногоправа // Хозяйство и право. 2014. № 11. С. 3.734353авторскогоправанакинематографическоепроизведениесохраняетсязазаконодательством страны, в которой истребуется охрана».Из грамматического анализа текста приведённых норм следует, что правогосударства охраны произведения будет регулировать следующие вопросы:предоставляемый правообладателю объём охраны (объём прав и обязанностей);виды средств защиты, предоставляемых правообладателю для охраны его прав;определение срока охраны авторских прав (в случае, если государство непожелает следовать правилу о сравнении сроков охраны).Однако, в мировой доктрине международного авторского права, равно как ив актах правотворческой деятельности и правоприменительной практики разныхгосударств,встречаютсяразличныеподходыктолкованиюсодержанияконвенционной формулировки «lex loci protectionis» и установлению содержанияэтой коллизионной формулы в собственном (национальном) праве, которыевлияют на выбор применимого к правоотношению права736.1.
Право государства, для которого (в отношении которого) истребуетсязащита. Существует концепция, что конвенционную формулу «страна, в которойистребуется защита» следует толковать в смысле «страна, для которойистребуется защита» 737.В Регламенте Европейского Союза о праве, подлежащем применению квнедоговорным обязательствам 2007 г.
(«Рим II») о коллизионном подходе «lexloci protectionis» упоминается как об «универсальном принципе», которыйследует сохранить, применительно к вопросу определения применимого права кспорам из нарушения прав интеллектуальной собственности во внедоговорныхотношениях(ст. 26Преамбулы).Согласноэтомупринципу,«правом,подлежащим применению к внедоговорному обязательству, возникающемуРоссийскими исследователями были классифицированы варианты толкования коллизионнойформулы lex loci protectionis в правопорядках разных государств. См., в частности: Крупко С.И.Нематериальнаяприродарезультатовинтеллектуальнойдеятельности / средствиндивидуализации в аспекте международного частного права // Хозяйство и право.
2014. № 11.С. 3.; Суспицына М.В. Коллизионное регулирование отношений интеллектуальнойсобственности. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. М., 213. С. 18.737См.: Andre L. Law Аpplicable in Copyright Infringement in the Digital Environment.URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001396/139652e.pdf736354вследствие нарушения права интеллектуальной собственности, является правостраны, применительно к которой предъявляется требование о защите» (п.1ст.8).
738 Таким образом, речь идёт о заинтересованном правопорядке, то естьтаком, который действует в государстве, на территории которого возникюридический эффект, повлекший необходимость в защите интеллектуальныхправ. При этом само нарушение прав, предопределившее юридически значимыепоследствия,моглопроизойтивдругойюрисдикции(илинесколькихюрисдикциях), но восстановить нарушенное право требуется применительно кконкретному государству, и для его восстановления должно быть примененоправо этого заинтересованного государства.Именно таким образом коллизионный принцип «lex loci protectionis»истолкован в п. 1 ст.
110 Закона Швейцарской конфедерации о международномчастном праве; в пар. 301 (1) (а) «Принципов интеллектуальной собственности,регулирующих юрисдикцию, выбор применимого права и судебные решения втрансграничных«Принциповспорах» 739коллизионногоАмериканскогоинститутарегулированияотношенийправа;вст. 3:102интеллектуальнойсобственности»740 Института Макса Планка; в ст. 301(2) «Принципов определенияинтеллектуальных прав в международном частном праве» 741 - совместнойразработки японских и корейских исследователей.Такое толкование принципа прослеживается в правоприменительнойпрактике и доктрине многих государств.
Так, в доктрине и правоприменительнойРегламент (ЕС) № 864/2007 Европейского Парламента и Совета URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/collision/vnedogovornoe.htm739Intellectual Property Principles Governing Jurisdiction, Choice of Law, and Judgments inTransnational DisputesURL: http://www.ali.org/index.cfm?fuseaction=publications.fpage&product_code=1IPOT740Полный текст на английском языке см.:URL: http://www.cl-ip.eu/_www/files/pdf2/Final_Text_1_December_2011.pdf741Principles on Private International Law on Intellectual Property Rights Joint Proposal Drafted byMembers of the Private International Law Association of Korea and Japan (Waseda University GlobalСОЕ Project))URL: http://www.globalcoe-waseda-law-commcrce.org/activity/pdf/19/21.pdf738355практике ФРГ и Швейцарской Конфедерации 742 привязка к праву государства, вотношении которого истребуется защита, толкуется не абстрактно, но с учётомволеизъявления истца, как право государства, для которого истец отыскиваетзащиту.
Таким образом, под «lex loci protectionis» понимается право государства,натерриториикоторогоправообладательхочетиспользоватьсвойнематериальный объект и защищать его от посягательств третьих лиц743.С.И. Крупко справедливо отмечает, что этот аспект особенно важен на стадиипервичной квалификации, так как действия по нарушению исключительных правна произведение, принадлежащее иностранному гражданину, могут бытьсовершены одновременно более чем в одном принимающем государстве,соответственно, становится важно, в отношении какого именно государства истецищет защиту 744.Этот коллизионный подход отражён также в ст. 54 итальянского Статутамеждународного частного права 1995 г.
и является одним из самых больших иважных нововведений в итальянском коллизионном праве. Здесь использованапривязка «lex loci protectionis» качестве единого коллизионного правила с учётомкритерия «место эксплуатации» интеллектуального права, потому что «всегдаможно определить место, где право используется. Закон защищающей странырешает все вопросы и проблемы, возникающие из трансграничных споров обинтеллектуальнойсобственности,независимооттого,подлежатправарегистрации или нет: существование и возникновение права, пределы действияправа, возможность передачи, срок действия, признаки, моральные права,нарушения и средства судебной защиты 745.
«Lex loci protectionis» применяетсяСм. об этом: Крупко С.И. Коллизионно-правовые аспекты регулирования интеллектуальнойсобственности // Хозяйство и право. 2014. № 11. С. 15.743Drexl J. The proposed Rome II regulation: European choice of law in the field of intellectualproperty // Intellectual property and private international law: IIC Studies. Vol. 24 / Ed. J. Drexl,A.
Kur Oxford and Portland, Oregon: Hart Publishing, 2005.744См. об этом: Крупко С.И. Коллизионно-правовые аспекты регулирования интеллектуальнойсобственности // Хозяйство и право. 2014. № 11. С. 15.745Есть противники такого регулирования (Luzzatto R.), утверждающие, что ст. 54 не можетрассматриваться как правильный подход к выбору применимого права: её следовало бысформулировать как одностороннюю коллизионную норму, выбирающую итальянское право.Иностранные законы могут применяться только «непрямо» с тем, чтобы устанавливать742356также к некоторым спорным вопросам, таким как авторство и первичноеправообладание авторским правом… 746». Таким образом, в Италии «lex lociprotectionis» охватывает вопросы не только интеллектуального статута, в которыйвходят неимущественные характеристики, но и договорный статут 747.2.
Право страны, где истребуется защита. Иная позиция состоит вутверждении, что «объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемыеавтору для охраны его прав» (ст. (2) 5 Бернской конвенции 1886 г.), связаныисключительно с ответственностью за нарушение права и в силу этого должнырегулироваться законодательством страны, в которой осуществляется процедуразащиты – рассмотрение спора.748Такой подход к разрешению коллизионных вопросов интеллектуальнойсобственности заложен в Модельном ГК для стран СНГ: согласно п. 1 ст.