Диссертация (1173747), страница 74
Текст из файла (страница 74)
Так,органы дознания должны, во-первых, обладать оперативностью (в том числеорганизационно быть близкими по расположению к месту происшествия), вовторых, их специалисты должны обладать набором необходимых юридическихи криминалистических навыков, в-третьих, этим органам должна бытьпредоставлена возможность творческой процессуальной самостоятельности.Проверим правильность сделанных выводов, оттолкнувшись от нормдействующего законодательства с учетом имеющихся научных достижений495 иисторического опыта.Возбуждают уголовное дело (ст.ст.144, 145 и др.) и производятрасследования (ч.1 ст.151 УПК РФ) следователи и дознаватели.
Следственныхаппаратов три (ст.151 УПК РФ): 1) в СК РФ; 2) в ФСБ РФ; 3) в МВД РФ. Каквидим, единого следственного аппарата у нас нет. Однако есть у них оченьважный объединяющий момент. Так, система Следственного комитета Россиивозглавляется Председателем (ст.4 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ"О Следственном комитете Российской Федерации"), но именно Президент РФосуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждаетПоложение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливаетштатную численность Следственного комитета (ст.1 Закона); деятельностью494Другим предыдущим выводом было определение судейской функции органов расследования, какнеизбежно следуемой из постановки справедливых целей и задач предварительного следствия.495См., напр.: Головко Л.В.
Реформирование следственных органов в России // Вестник Московскогоуниверситета. Серия 11 «Право». 2013. № 3. С. 43–55; Шейфер С.А. Досудебное производство в России: этапыразвития следственной, судебной и прокурорской власти: монография. М., 2013.319Министерства внутренних дел РФ, возглавляемого Министром внутреннихдел496, также руководит Президент РФ; Федеральной службой безопасностиРоссийской Федерации, возглавляемой Директором ФСБ РФ,497 руководитПрезидент РФ. Но несмотря на наличие «верховного» единого руководителя,административная и процессуальная разобщенность имеет место, по тойпричине, что «верховный руководитель», не являясь профессионалом вследственной деятельности, не может вмешиваться в эту деятельность, ируководят фактически работой этих аппаратов свои начальники.
Этаразобщенность, хотя и несколько нивелируется за счет процессуальной (ст.37УПК РФ) и организационной (ст.ст.1 и 8 Закона РФ «О прокуратуре РФ»498)координации со стороны прокуратуры и прокурорского надзора, безусловно,затрудняют эффективность предварительного следствия. Такой следственныйаппарат -- бюрократическая система, а разноведомственность следственныхаппаратов, по всей видимости, лишь может усиливать пороки бюрократии.Надзор и координация же со стороны прокуратуры может в бюрократическойсистеме, в зависимости от силы прокуратуры, вызвать либо полное безразличиекпрокурорскойдеятельности,либооткрытуюконфронтацию,либоформальную терпимость, либо полную подчиненность.
Таким образом, дажепри обозначенных в УПК РФ единых целях, задачах, функциях и средствах,система органов следствия не соответствует указанным элементам системы«Предварительное расследование», а, значит, не соответствует принципусправедливости. Естественно, такая организация следственных органов неможет соответствовать и элементам системы «Предварительное расследование»с позиции de lege ferenda, поскольку в данном случае налицо противоречие496Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред.
от 21.12.2016) "Вопросы Министерства внутренних делРоссийской Федерации". Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении Положения оМинистерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органеМинистерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".497Положение «О федеральной службе безопасности российской федерации», утверждено УказомПрезидента Российской Федерации от 11 августа 2003 г.
N 960 (ред. от 16.05.2017).498См. также: Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) "О координации деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с "Положением о координации деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью").320между процессуальной и административной независимостью и требуемым дляследователя высоким государственным статусом.Что же касается органов дознания, то согласно ст.40 УПК РФ, к нимотносятся: 1) органы МВД РФ; 2) иные органы исполнительной власти, вкоторых есть подразделения, осуществляющие ОРД; 3) органы ФССП РФ; 4)начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры в/ч,начальники военных учреждений и гарнизонов; 5) органы государственногопожарного надзора ФПС РФ.Однако согласно ч.3 ст.151 УПК РФ дознание могут осуществлять: 1)дознаватели499: а) органов внутренних дел РФ; б) пограничных органов ФСБРФ; в) органов ФССП РФ; г) органов государственного пожарного надзора ФПСРФ; д) таможенных органов и 2) следователи Следственного комитета РФ.Весьэтотперечень,соднойстороны,отвечаеттребованиюоперативности, специалисты этих органов обладают набором необходимыхюридических и криминалистических навыков, и ничто специально не сковываетих творческой процессуальной самостоятельности (если только не прямоеадминистративное указание ведомственного начальства или процессуальноеуказание прокурора и следователя).
Но с другой стороны, знакомство с даннымперечнем порождает ряд вопросов, неразрешенность которых может свести нанет все условные достоинства построения органов дознания. Во-первых, непонятно, почему следователи должны производить дознание. Может быть,просто в этом ведомстве нет дознавателей, а доверить иным органампроизводство дознания в отношении лиц с особым статусом (ст.447 УПК РФ),государство не рискнуло?500 Это может свидетельствовать лишь о дальнейшемразвитии имевшей место в советской истории предварительного расследованиятенденции к смешению дознания и предварительного следствия по органам,499Надо сказать, что по УПК РСФСР 1960 года такого субъекта как дознаватель, не было. Однако согласноИнструкции «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследованиии раскрытии преступлений», утвержденной Приказом МВД России от 20 июня 1996 г.
N 334 в п.2.5,«деятельность дознавателя по уголовным делам о преступлениях, подследственных органам дознания,осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, Приказа МВДРоссии от 16 октября 1992 г. № 368 и организуется применительно к требованиям данной Инструкции».500Следователи ФСБ почему-то данной «привилегией» были законодателем «обделены».321функциям, целям и задачам.Во-вторых, возникает вопрос, почему не могут производить дознаниедознаватели других органов дознания и должностные лица, указанные в ст.40УПК РФ? Ведь именно их компетенция обеспечивала бы по определеннымвидам преступлений столь необходимые оперативность и специфичностьдознания.
Как видим, система органов дознания (и сама по себе, и вовзаимосвязи с системой органов предварительного следствия) далека отсовершенства и поэтому не вполне соответствует целям, задачам и функциямдознания, а, значит, не отвечает принципу справедливости (не соответствуетдолжному,неспособствуетустановлениюистины,нераспределяетпроцессуальные формы между субъектами деятельности, не понятна длясубъектов, а значит, субъективно не справедлива).Затейливо выглядит и внутренняя организационная структура субъектоврасследования. Так, только Следственный комитет РФ представляет собойисключительно следственный орган, правда, построенный на жесткойиерархии.
Остальные же два следственных ведомства сочетают в себе не толькожесткую иерархию, но и внутреннее ведомственное иерархичное соединениеподразделений, выполняющих разные функции. Рассмотрим, например,систему МВД. Так, согласно п.13 Положения о Министерстве внутренних делРФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 в единуюцентрализованную систему МВД России входят: органы внутренних дел,включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные длявыполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.Этот Указ Президента не отменил структуру Центрального АппаратаМВД РФ, которая была утверждена еще Указом Президента РФ от 01.03.2011N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Схемаэтой структуры:1) Следственный департамент;2) Полиция:2.1. Главное управление по вопросам миграции;3222.2. Главное управление по контролю за оборотом наркотиков;2.3. Главное управление по обеспечению безопасности дорожногодвижения;2.4. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядкаи координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации;2.5.
Главное управление по противодействию экстремизму;2.6. Главное управление собственной безопасности;2.7. Главное управление на транспорте;2.8. Главное управление уголовного розыска;2.9. Главное управление экономической безопасности и противодействиякоррупции;2.4. Национальное центральное бюро Интерпола;2.5. Оперативное управление;2.6. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащихгосударственной защите;2.7. Управление по обеспечению безопасности крупных международныхи массовых спортивных мероприятий;2.8.