Диссертация (1173747), страница 63
Текст из файла (страница 63)
Ранее допрошенное лицо воспроизводит наместе обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на следы,имеющие значение для уголовного дела, предметы, документы, демонстрируетопределенные действия. Как видим, и само название этого следственногодействия и его форма вступают в противоречие с обозначенной законодателемцелью этого следственного действия443. Все-таки цель его -- проверка показанийили установление новых обстоятельств? Где истина? А если следователь,дознаватель не собирается устанавливать иные обстоятельства, а считаетцелесообразным лишь буквально проверить показания на месте, он не можетэтого сделать? А если может, то его цель именно проверка, что противоречитУПК РФ. С другой стороны, почему бы не провести это следственное действиедля выявления новых обстоятельств? Ведь и то, и другое приближает к истине.А если следователь, дознаватель решил провести это следственное действие недля проверки или выявления новых обстоятельств, а для оценки доказательства(например, с точки зрения относимости к делу)? И это вполне возможно.Значит, в УПК РФ цели производства этого следственного действия должныбыть сформулированы точнее.Производство экспертизы как следственное действие представляетсявполне справедливым.
Назначение судебной экспертизы, а не само еедопросе, но и для того, чтобы показать нравственную сущность применяемых средств в дореформенномпроцессе, так часто обвиняемом в жестокости к человеку.443Е.В.Марковичева пишет: «Характер процессуальной формы определяется задачами уголовногосудопроизводства и его принципами.
Соотнесение процессуальной формы на разных стадиях ее реализации сцелями и задачами уголовного процесса обеспечивает соблюдение требований уголовно-процессуальногозакона. Очевидно, что процессуальная форма способна создавать оптимальные условия для реализации задачуголовного судопроизводства» (Марковичева Е.В. Реалии и перспективы ускоренного производства вроссийском уголовном процессе // Российская юстиция. 2011. N 7. С. 25 – 27/СПС «Консультант Плюс»).271проведение является следственным действием, поскольку в противном случаеправом производства следственного действия обладал бы эксперт.
Однакоправильным представляется иной вариант толкования – экспертизу проводитследователь, но посредством эксперта, точно также, как осмотр и иноеследственное действие может производиться следователем и дознавателемпосредством участия специалиста.Далее, согласно ст.202 УПК РФ, субъект расследования вправе получитьобразцы для сравнительного исследования у участников процесса в случаях,когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы вопределенном месте или на вещественных доказательствах, и составитьпротокол в соответствии со статьями 166 и 167 УПК. При получении образцовдля сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные дляжизни, здоровья человека или унижающие его достоинство и честь. Ополучении образцов для сравнительного исследования следователь выноситпостановление.
В необходимых случаях получение образцов производится сучастием специалистов. Если получение образцов для сравнительногоисследования является частью судебной экспертизы, то оно производитсяэкспертом. В этом случае сведения о производстве указанного действия экспертотражает в своем заключении.Во-первых,непонятно,акаковопроцессуальноезначениеосуществляемого действия, это что, следственное действие или иноепроцессуальное действие? С помощью следственных действий собираютсядоказательства и проверяются. Если образцы отбираются в ходе производстваэкспертизы, тогда -- это часть данного следственного действия, а когда внерамок экспертизы (например, снятие отпечатков пальцев) для производстваэкспертизы в дальнейшем? Каково процессуальное значение собранныхотпечатков пальцев, волос, слюны и т.п.? Что это, документы, вещественныедоказательства?Правильнее было бы выделить их в отдельный виддоказательств – образцы для сравнительного исследования.
Тогда и действие поих сбору будет следственным действием. Требование составления протокола в272УПК имеется, однако не понятно, почему не быть понятым, если вообще в УПКих присутствие связывается с достоверностью и допустимостью полученныхдоказательств.Данноедействиеможноназвать«пограничным»или«переходным» между следственными действиями и иными процессуальнымисредствами.Во-вторых,справедливолипроизводитьпринудительноеизъятиеобразцов? Понятно, что образец, допустим, почерка насильственно невозьмешь, а образцы с кожных покровов человека, кровь, слюну и т.п. –возможно.
Конституционный суд признал применение принуждения в процессеустановления истины вполне конституционно444. Другое дело, что справедливобыло бы регламентировать такое принуждение в самом УПК РФ, чтоисключило бы возможное негодование со стороны участников процесса иобщества.Итак, в ходе рассмотрения следственных действий выяснилось, что, вопервых, нормы УПК РФ требуют определенных корректировок, а, во-вторых,именно истина, ее поиск, стремление постичь, установить в каждом уголовномделе оправдывает определенные видимые отступления от справедливости,причем эти видимые отступления ограничены лишь сферой субъективного.Тогда возникает закономерный вопрос, как уменьшить риск несправедливостипри производстве следственных действий, ответ видели в истории – нужно,чтобы следственные действия основывались на результатах неследственных,иных по тексту действующего УПК РФ, процессуальных действий.444Так, в определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 N 1298-О "Об отказе в принятии крассмотрению жалобы гражданина Соколюка Владимира Ильича на нарушение его конституционных правстатьей 202 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" сказано, что Конституция РоссийскойФедерации, гарантируя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом (статья 45, часть 2), и право не свидетельствовать против себя (статья 51, часть 1), не исключаетвозможность проведения различных процессуальных действий с участием подозреваемого или обвиняемого, атакже использования документов, предметов одежды, образцов биологических тканей и пр.
в целях получениядоказательств. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи55 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает возможность производства процессуальныхдействий (в том числе получения образцов для сравнительного исследования) и применения мер принуждения,связанных с ограничением права граждан на личную неприкосновенность, в целях защиты прав и законныхинтересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (пункт 1 части первой статьи 6), обеспечиваяобоснованность и соразмерность ограничений указанного права, а также требует судебного контроля запроизводством данных действий, предоставляя заинтересованным лицам право на судебную защиту их прав исвобод.2732) Иные процессуальные действия.Итак, согласно ст.86 УПКдоказательства собираются дознавателем,следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иныхпроцессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.
А какие иныепроцессуальные действия направлены на собирание доказательств? В первуюочередь вспоминаются действия, перечисленные в УПК РФ применительно кстадии возбуждения уголовного дела (ст.144 УПК) с учетом изменений,внесенных в УПК РФ 4 марта 2013 года. Во-первых, на стадии возбужденияуголовного дела стало возможным производить шесть следственных действий(осмотр места происшествия, осмотр трупа, осмотр документов, осмотрпредметов445, освидетельствование446, производство экспертизы447).
Причем,если раньше об этом говорилось в ч. 4 ст. 178, ч. 1 ст. 179 и ч. 2 ст. 176 УПК РФсоответственно, но не в положениях, непосредственно регулирующих стадиювозбуждения уголовного дела, то теперь перечень следственных действийсодержится и в ст. 144 УПК РФ, именуемой «Порядок рассмотрения сообщенияо преступлении». Это в определенной степени может быть связано с тем, чтопроизводство следственных действий уже установлено не в качествеисключения из правила (вспомним, что если ранее на стадии возбужденияуголовного дела можно было производить осмотр места происшествия иосвидетельствование лишь «в случаях, не терпящих отлагательства», а осмотртрупа лишь «при необходимости», то в действующей редакции УПК РФ такихоговорок уже нет), а в качестве общего, т.е.
обычного порядка.Во-вторых, помимо прежних требований к производству документальныхпроверок,445ревизий,исследованиюдокументов,предметов,труповиНо не местности, жилища или иного помещения (если, конечно, они не являются местом происшествия).Осмотр места происшествия мог производиться в стадии возбуждения уголовного дела начиная спервоначальной редакции УПК РФ; осмотр трупа и освидетельствование — только начиная с редакцииФедерального закона от 02.12.2008 № 226-ФЗ, хотя косвенное указание на возможность производстваосвидетельствования до возбуждения уголовного дела имелось в ст. 146 УПК РФ начиная с первоначальнойредакции вплоть до Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ.447Интересно, что косвенное указание на возможность назначения экспертизы до возбуждения уголовного делаимелось в ст.
146 УПК РФ начиная с первоначальной редакции вплоть до Федерального закона от 05.06.2007 №87-ФЗ.446274привлечению к участию в этих действиях специалистов448, в той же ч. 1 ст. 144УПК РФ теперь говорится, что эти специалисты вправе получать объяснения,образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы,изымать их в порядке, установленном УПК РФ. Вроде бы это иныепроцессуальные449, т.е. не следственные, действия, но не все так просто.Получение объяснений — это новое процессуальное действие для УПК РФ,ранее слово «объяснения» упоминалось лишь в перечне прав участниковуголовного процесса (объяснения подозреваемого и проч.), которые могли бытьреализованы при таком следственном действии, как допрос.
Кроме того, вкачестведействия,осуществляемогоименнодолжностнымилицами(государственными органами), можно получать объяснения посредством опроса(см. п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»). Однако теперь законодатель предусматривает визмененном УПК РФ и некую процессуальную форму данного действия.