Диссертация (1173743), страница 65
Текст из файла (страница 65)
По логике вещей, одним из направленийтаможенной реформы середины XVIII в. должна была стать окончательнаяцентрализация таможенной системы. На практике же все происходилогораздо сложнее.Вторая половина XVIII века в истории таможенного дела России былаотмечена сложными процессами поиска оптимальной модели руководстватаможенной системой, сменой тенденций централизации и децентрализацииэтой сферы государственного управления. На этот процесс значительныйотпечатокналожилиличныепристрастиямонархов,чтоявляетсязакономерным для абсолютистского государства.
Изучение фактическогоматериала позволяет нам выделить в это время несколько периодов,сформировавших свою особую модель управления таможенной системой.Каждый из этих периодов отмечен значительным своеобразием и связан сопределенным правлением.315Первая из этих моделей была сформирована императрицей ЕлизаветойПетровной, которая в конце своего длительного правления пошла набеспрецедентныйэксперимент,передавв1758г.всюсистемугосударственных таможенных учреждений Российской империи на откупчастным лицам.Напервыйвзгляд,этомероприятиепротиворечилотойреформаторской политике, которая велась в 1753–1757 гг. и в ходе которойбыло сделано многое для внутренней оптимизации таможенной системы.
Вчастности, начато формирование единообразных должностных инструкциидля всех служителей и управителей таможенных учреждений, определенонаиболее целесообразное расположение главных и малых таможен, а такжетаможенныхзастав,положеноначалоохранетаможеннойграницыобъездчиками (подробнее об этом далее). Вместе с тем, экономическийэффект от реформы был значительно ниже, чем планировалось. Созданиеновых таможен, теперь повсеместно действовавших на штатной основе,сопровождалось введением новых должностей и, следовательно, требовалоновых сумм жалованья.Уже в 1756 г.
встал вопрос об оптимизации системы таможенныхучреждений, так как не все вновь учрежденные таможни действовали сзапланированной интенсивностью. С учетом того обстоятельства, что все ихвозглавили «офицерских чинов директоры»684, требовались значительныесредства на их содержание. Поэтому Правительствующий Сенат в сентябре1756 г. направил в Коммерц-коллегию указ с требованием «рассмотреть,сколько необходимо нужно быть в пограничных таможнях директоров,управителей и служителей, дабы определенные на жалованье и заакциденцию суммы превосходить не могло»685. Попыткой разрешить этупроблему было понижение статуса руководителей малых таможен.
Так, в684Об определении штаб- или обер-офицеров в некоторые таможни для присмотра и опроизвождении им жалованья из таможенных доходов: указ Правительствующего Сенатаот 23 мая 1763 г. // ПСЗРИ. Т. XVI. № 11 829. С. 260–262.685РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 547. Л. 1.316указе Правительствующего Сената от 14 августа 1755 г. предписывалосьучредитьвСтародубскомполкумалуюпограничнуютаможнюи«определить в нее цолнера, а не инспектора»686. Это позволяло сэкономить 50рублей в год, но не решало проблемы в целом.8 января 1757 г.
в собрании Правительствующего Сената было решеносоздатьспециальнуюкомиссию,котораяизучилабывозможностиудешевления таможенной системы. В качестве первоочередных задач передкомиссией был поставлен анализ следующих проблем: каково оптимальноеколичество служителей «для сохранения Верховного интереса» и, исходя изобъема работ; каково оптимальное соотношение числа «управителей» и«служителей» в каждой из таможен (по возможности, предлагалоськоличество штатных работников сократить).Порезультатампроработкиуказанныхвопросовпредлагалосьупразднить десять «новых» таможен (учрежденных в ходе реформы) ивосемь ранее созданных, а также преобразовать четыре «больших» таможнив «малые».
Предполагаемый экономический эффект должен был составить«15 257 руб. 13 ½ коп.» в год687.Но даже такие мероприятия не давали значительного экономическогоэффекта, а правительству срочно нужны были деньги на войну. Именновследствие этого 15 мая 1758 г. был подписан именной указ, в соответствии скоторым вся таможенная система (за исключением Оренбургской таможни, атакже таможен Сибири) передавалась на откуп директору Темерниковскойкомпании Никите Шемякину688 сроком на шесть лет. В связи с этим НикитаШемякин зачислялся на государственную службу в качестве обер-инспекторатаможен с присвоением ему VIII классного чина (майора) по Табели о686Об учреждении в Стародубском Малороссийском полку на польской границе таможендля пресечения тайного провоза товаров: указ Правительствующего Сената от 14 августа1755 г.
// ПСЗРИ. Т. XIV. № 10 446. С. 398–401.687РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 547. Л. 39.688Об отдаче на откуп таможенных внутренних и портовых сборов Темерниковскойкомпании директору Шемякину и его товарищам: Сенатский указ вследствие именного от15 мая 1758 г. // ПСЗРИ. Т. XV. № 10 837. С. 203–212.317рангах, а его товарищи (в количестве 14 человек) получали должностидиректоров с присвоением им IX классного чина (капитана).После перехода всей таможенной системы на откуп она оказывалась вдвойственном положении. С одной стороны, сохранялась штатная системазанятия должностей, что оговаривалось в пунктах 1 и 14 Указа, при этомобязанностьвыплачиватьрасписаниемналагаласьжалованьенавсоответствии«компанейщиков»,сосуммыштатнымвыплаченногослужителям жалованья не включались в сумму откупа.
С другой стороны,разрушалась идея таможенной службы как службы государственной –откупщикампредоставлялосьправосменить«казенныхтаможенныхуправителей и служителей» (п. 2) и заменить новыми. Хотя замена опытныхслужителей назначенцами была правом, а не обязанностью откупщиков (п.14), сама возможность этого ставила штатных служителей в сложноеположение.Помимо этого, сокращалась возможность контроля деятельностиоткупщиков со стороны государства – п. 22 определенно предписывалконтролирующим государственным органам «никаких рапортов, счетов,ведомостей и ничего от компании не требовать, тако же таможенных книг ивсякого звания документов никогда».
Это указание должно было исполнятьсяприрегулярнойпроизводитьсявыплатеежемесячнооткупнойисуммы,вноситьсякотораяавансовымдолжнабылаплатежомлибонепосредственно в Коммерц-коллегию, либо в ближайшую к таможнегубернскую, провинциальную или воеводскую канцелярию.Таким образом, разрушалась идея таможенной службы как службыгосударственной, исключалась даже возможность контроля деятельноститаможенной системы со стороны государства, нарушалась сложившаясясистема делопроизводства.Естественно, что все это привело к массовым злоупотреблениям навсех уровнях таможенной системы, однако они упорно не замечалисьЕлизаветой Петровной, оказывавшей личную протекцию компанейщикам.318Еще до истечения шестилетнего срока откупа, в начале 1762 г., сразупосле смерти Елизаветы Петровны Никита Шемякин и компания подалипрошение новому императору о продлении срока откупа еще на десять лет.Петр III отнесся к указанному прошению благосклонно: в своемименном указе от 28 марта 1762 г.
он отметил, что «никакие сборы неприличиствуют толико на откупе быть как таможенные, и во времясодержания оных на откупе чрез пять лет казне нашей было немалоеприращение и не слышно было жалоб от купечества»689. В связи с этим онпродлил срок откупа еще на десять лет, назначив ответственным за егоисполнение обер-инспектора Никиту Шемякина и обер-директора СаввуЯковлева, обоих с сыновьями. Их полномочия были еще более расширены посравнению с первым сроком, так как с этого момента Оренбургская таможняи таможни Сибири также передавались на откуп.В мае 1762 г. были приняты дополнительные статьи к контракту оботдаче таможенной системы на откуп на 10 лет.
В них значительнорасширялись полномочия откупщиков в организационном отношении – сэтого момента они приобретали право самостоятельно создавать, переноситьи ликвидировать таможенные заставы, определять на границах таможенныхобъездчиков «сколько где им потребно будет», привлекать к службеотставных обер- и унтер-офицеров690.В связи с тем, что компанейщики и при новом правлении получилипокровительство высшей власти, их положение представлялось достаточноустойчивым, однако произведенный женой Петра III Екатериной в июне1762 г.
дворцовый переворот изменил эту ситуацию. Екатерине с первыхдней правления начали поступать жалобы на деятельность откупщиков,689Об отдаче обер-инспектору Шемякину и обер-директору Яковлеву таможенныхгосударственных сборов на откуп вновь на десять лет на условиях, от правительстваназначенных: Именной указ, данный Сенату от 28 марта 1762 г. // Т. XV. № 11 489.С. 959–966.690О дополнительных статьях к заключенному с обер-инспектором Шемякиным и обердиректором Яковлевым контракту об отдаче им в десятилетнее содержание всех техсборов: указ Правительствующего Сената от 22 мая 1762 г. // ПСЗРИ.
Т. XV. № 11 546.С. 1015–1017.319поэтому уже в августе 1762 г. был принят сенатский указ о принятии вказенноеведомствовсехпортовыхтаможенныхсборовиначаторасследование обстоятельств деятельности откупщиков691.В сентябре 1762 г. в Санкт-Петербургской портовой таможнепроводилось крупномасштабное расследование по фактам злоупотреблений«директоровАфанасияИванова,ИванаТарубаеваиМихаилаЩепетильникова, совершенных с общего согласия обер-инспектора таможенНикиты Шемякина»692, материалы которого отложились в Российскомгосударственном архиве древних актов.