Диссертация (1173743), страница 62
Текст из файла (страница 62)
48.654О неослабном взыскании пошлин с привозных заморских товаров, которых хозяевадолговременно брать не будут, под опасением за малейший казенный убыток взысканияоного с процентами и штрафом с членов коллегии: Именной указ, объявленный Коммерцколлегии 2 ноября 1736 г. // ПСЗРИ.
Т. IX. № 7088. С. 962-964.655Из инструкции амбарному служителю 1726 г. // РГАДА. Ф. 397. Д. 543. Л. 11, 12, 20.656РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 27. Л. 138–141.653301Значительное затруднение в применении наказаний, связанных сконфискацией, а также с реализацией товаров с нарушенными срокамихранения было связано с необходимостью для всех таможен, включаясибирские,сдаватьправомочнуюуказанныепроводитьконфисковывалисьнередкотоварывгосударственныетовары,канцеляриюаукционныенеудобныедляконфискации,торги.Нотранспортировки(например, скот, партии соли, скоропортящаяся продукция). Поэтому в 1757г.
право производить торги было переложено на таможни, которыепредоставляли в канцелярию конфискации лишь вырученные денежныесуммы и дорогостоящие товары (в частности, предметы роскоши)657.Важнейшую роль в этом процессе также играли служители складов.Тенденциякбюрократизациигосударственногоуправления,проявившаяся в России в ходе централизации, неизбежно должна былапривести к появлению регулярного делопроизводства и документооборота.Эта объективная потребность материально была обеспечена изобретениембумаги.Такимобразом,смоментаоформленияМосковскогоцентрализованного государства объемы документирования управленческихпроцедур постоянно увеличивались.В сфере таможенного дела это привело к появлению текущегоделопроизводства таможен и отчетных документов, предоставлявшихся вкурирующие центральные органы.
В XVIII в. объем документооборота ещебольше увеличился, так как активно развивалось документированиетаможенных процедур.Среди сохранившихся материалов таможенного делопроизводстванаиболее многочисленную группу источников по-прежнему составляюттаможенные книги. Об особенностях их ведения в XVIII веке во внутреннихтаможнях рассказывалось в п. 3.2. Однако и в таможнях нового типатаможенные книги также существовали.657О продаже впредь конфискованных в пограничных и портовых таможнях товаров,кроме Санкт-Петербургского и Кронштадтского портов, в самих таможнях: указПравительствующего Сената от 1 июля 1757 г.
// ПСЗРИ. Т. XIV. № 10745. С. 779–780.302Еще в 1703 г. для того, чтобы защитить таможенную отчетность отподделок, были введены «шнуровые» таможенные книги с фиксированнымколичеством листов, выдававшиеся централизованно658. К середине XVIIIвека в таможенном деле России появилась практика централизованногоснабжения таможенных учреждений таможенными книгами, которыеизготовлялись в мастерских Российской академии наук и рассылалисьцентрализованно на места. Эти книги имели определенное количествостраниц и специальные переплеты, призванные предотвратить их замену.Количество страниц фиксировалось в специальном бланке при передачекниги в таможню и варьировалось от 50 до 300 для разных видов книг.Примечательно, что изготовление книг для всей таможенной системыпроизводилосьзасчетакциденции,собраннойСанкт-Петербургскойпортовой таможней659.Основным отчетным документом портовых и пограничных таможентакже являлись таможенные книги, но их проблематика и правила ведениязначительно отличались от ранее существовавших.
В таможне велась такназываемая «Главная книга», которая предоставлялась ежегодно дляконтроля в Коммерц-коллегию. Кроме того, появился целый ряд новых книгвнутренней отчетности – явочных книг приходящим кораблям, отходящимкораблям,стемпельмейстерскогоивагмейстерскогосбора,оконфискованных вещах, о пропуске из таможенных пакгаузов товаров660.Помимо этого отдельными должностными лицами таможен в двухэкземплярах велись малые книги – амбарного инспектора, вагмейстера,стемпельмейстера, надсмотрщика, инспектора, экера. Один экземпляр этойкниги в конце года подавался обер-инспектору таможенного округа, а второйоставался в таможне. Правила ведения таких книг для каждого должностного658О заведении шнуровых книг и о выдаче оных за скрепою земских бурмистровтаможенным и кабацким целовальникам для повседневной записки поступающих пошлин,и по питейной части употребляемых припасов на курение вина и денег, вырученных отпродажи оного: приговор Ратуши от 1 января 1703 г.
// ПСЗРИ. Т. IV. № 1922. С. 201–209.659РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 1. Л. 37, 38.660Там же. Л. 37, 38.303лицаопределялсятакназываемым«формуляром»661.Всеэтосвидетельствовало о возросшем уровне требования к отчетным документамтаможен.Важную группу документов во внутреннем делопроизводстве таможен,а затем и их отчетной документации по-прежнему оставались таможенныевыписи. Они содержали сведения о торговце (включая личную информациюи сведения о сословной принадлежности), товаре, его количестве, а в случаенеобходимости и другую информацию – в частности, сведения, откуда товарприбыл (или убывает), а также, о сумме уплаченных пошлин (если они былиуплачены полностью или частично).
Таможенная выпись готовилась в дваэтапа – оригинал выдавался на руки купцу, а информация об этой выдачерегистрировалась в специальной таможенной книге выписей. Подлинностьвыписи подтверждали такие реквизиты как подпись руководителя и печатьтаможенного учреждения.Чтобы защитить выписи от возможных подделок, были установленыжесткие правила их оборота.
В частности, нормативно был закрепленперечень «больших» таможен, имевших право их выдавать. Таможенныезаставы и малые таможни только фиксировали информацию с этихдокументов при провозе товаров через них.В XVIII в. появилась новая система защиты выписей, связанная споявлением гербовой бумаги. Ее введение для изготовления официальныхдокументов было связано с деятельностью в начале XVIII в. так называемыхприбыльщиков – людей, предлагавших различные способы увеличениягосударственного бюджета. Они должны были «учинить в государственныхприбылях, как внутренних так и внешних, вновь доходы великие, которые унас еще не ведомы, а людям ни малой тягости не будет»662. По сути дела,сутью этой работы было введение дополнительных косвенных налогов.Одним из них стал гербовый сбор, предложенный прибыльщиком А.А.661РГИА.
Ф. 138. Оп. 6. Д. 1. Л. 41–56.Законодательство Петра I / отв. ред. А.А. Преображенский, Т.Е. Новицкая. М., 1997. С.638.662304Курбатовым в 1698 г. При нем с заинтересованного в удостоверенииюридического факта лица взыскивался установленная сумма, котораяуплачивалась в пользу государства за исполнение официального документана гербовой бумаге663. В результате, в 1726 г. в таможенном оборотепоявились «орленные» выписи.
С целью защитить документ от подделок,форма герба на них варьировалась. Например, выписи об уплате суммы до 50руб. выполнялись на листах, в которых государственный орел выполнялся ввосьмиугольнике, а 50 до 100 руб. – в прямоугольнике. Внизу выписьзаверялась печатью таможни, выполненной на сургуче664.Таким образом, выписи были важным удостоверяющим документом всфереорганизациитаможенногодела.Онаудостоверялафактпроисхождения товара, а также освобождала купца от повторной уплатыплатежей. Купец, не имеющий или утративший выпись, должен былуплатить в полном объеме все пошлины в том городе, куда приехал на торг.Другим способом защитить документы таможенного делопроизводстваот подделки стало запечатывание их официальными печатями таможен.Однако в истории сохранились упоминания о случаях подделки и самихпечатей (см., например, дело об изготовлении «воровской печати» в СанктПетербургской портовой таможне, расследовавшееся в 1743 г.)665.
Поэтому в1754 г. была проведена плановая замена старых печатей на новые, причемконтрольные оттиски новых печатей, выполненные на сургуче, сохранялись вделопроизводстве Коммерц-коллегии666.Новой тенденцией в развитии таможенного делопроизводства XVIII в.стало появление печатных бланков, нуждавшихся в заполнении, такназываемых ярлыков. Их введение в практику функционирования таможенформализовало663документированиенаиболееважныхоформительскихО держании во всех приказах и приказных избах гербовой бумаги, о писании на онойвсяких крепостей и о ведении за оную сбора в Оружейной палате: Именной указ от 23января 1699 г.
// ПСЗРИ. Т. III. № 1673. С. 597–598.664РГАДА. Ф. 829. Оп. 1. Д. 118. Л. 1–6.665РГАДА. Ф. 248. Оп. 5. Кн. 257.666РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 546.305процедур, способствовало унификации внешнего вида документов, а такжеубыстряло процесс оформления, так как должностное лицо таможни несоставляло документ заново, а лишь вписывало необходимую информацию вопределенные места бланка. Бланки ярлыков готовились типографскимспособом.КакможноделопроизводстваустановитьизСанкт-Петербургскойматериаловпортовойвнутреннеготаможни,заказыисполняла типография Академии наук, а оплачивались они для всех таможенРоссии из средств Санкт-Петербургской портовой таможни667.Таким образом, в Российской империи таможенное делопроизводствоподнялось на качественно новый уровень, что выразилось в введении единыхправил документирования таможенных процедур и составления отчетныхдокументов.
Сохранившиеся акты таможенного делопроизводства являютсябесценным источником, позволяющим изучать многие аспекты социальноэкономической истории России, а также вопросы практической организациии деятельности российской таможенной службы. Вместе с тем, они являютсясвидетельством общей тенденции к централизации и бюрократизациигосударственного управления, характерной для абсолютистских государств.По мере организационного оформления механизма Российской империитаможенноеделотрансформировалосьвважноенаправлениегосударственной властной деятельности, а таможенная служба превратиласьв важную составляющую бюрократического государственного механизма.Формированиероссийскогоабсолютизмасоздалоусловиядлядальнейшего развития отечественного права, именно законодательство вновых исторических условиях превращается в эффективный инструментпроведения государственной политики.Применительно к таможенному делу это выразилось в развитиинормативной базы деятельности, которая приобрела системный характер,урегулировав все основные общественные отношения, связанные с ним.667РГИА.